email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Ораторская речь

Учимся выступать публично

Журнал: №1 (27) 2009 г.

Окончание. Начало в №4 (24),5 (25) и №6 (26) за 2008 г. 

Монолог

В последних двух выпусках «Винограда» мы занимались различными видами диалога, а теперь, мне кажется, уместно поговорить о монологе. В последние десятилетия с легкой руки М.М. Бахтина стало модным рассуждать о диалоге и диалогичности. Слово «диалог» сделалось чуть ли не синонимом хорошего, успешного, современного стиля, а слово «монолог» – синонимом устаревшего, скучного и чуть ли не тоталитарного способа обращения со словом. Появились «диалог культур», «диалог цивилизаций», «диалог религий», «диалог искусств», к тому же еще и «в зеркале языка». Спрашивается, а в каком еще «зеркале» возможен диалог?

Между тем монолог – основная, если не единственная, форма культуры языка.  Все почти без исключения литературные произведения, в том числе и литературные диалоги, представляют собой монологи по той простой причине, что на литературное произведение, обращенное к широкому кругу читателей, последние не отвечают литературными произведениями, которые обращали бы друг к другу. И только переписка может рассматриваться как диалог. 

Подумать страшно, как многочисленные читатели, скажем, произведений Л.Н. Толстого стали бы адресовать автору и друг другу романы, повести и рассказы, в которых каждый изображал бы в художественной форме свое отношение к содержанию «Войны и мира».

Монологическая речь значительно сложнее диалогической.  Так, художествен­но-поэтическая и риторическая литература предполагает развитую систему образов, ритмо-метрическую организацию текста в виде стиха или особых ритмов прозы, сложные композиционные формы построения произведения, а публицистические, философские произведения и ораторская речь – еще и особые приемы так называемой диалектической аргументации. Быть может, мы их обсудим в следующих выпусках «Винограда».

Речь должна быть продумана

Только очень опытный оратор может позволить себе импровизированную публичную речь, которая на самом деле подготовлена многолетним опытом.

Перед тем как приступить к публичной речи, вспомните и продумайте Заповеди Моисеевы: каждая из них обращена непосредственно к вам, к вашей речи и к вашей аудитории. 

Если вы ограничены регламентом, сократите содержание вашей речи: лучше сказать мало, чем сказать плохо.

В каждой речи должны быть начало, середина и конец; при этом конец речи – самое важное, поэтому всегда помните о конце вашей речи. Начало речи – знакомство аудитории с оратором: оратор представляет себя, свою тему и свою позицию, а аудитория решает, следует ли ему доверять. 

Середина речи – изложение существа дела. Здесь оценивается достоверность информации и убедительность доводов, которые представляет оратор. 

Конец речи – побуждение к решению, которое аудитория принимает на основе сказанного. К выводам и побуждению сводится все содержание публичного выступления, поэтому начало и основная центральная части должны быть достаточно пространными для изложения содержания и вместе с тем достаточно краткими, чтобы аудитория не утратила интерес к теме и не забыла к концу речи сказанного в ее начале. Но именно завершение речи должно быть самой эмоциональной ее частью, потому что принятие решения всегда связано с эмоцией. Вот почему недопустимо затягивать завершение речи.

Составьте план речи, в особенности, если вы ограничены регламентом. В плане содержатся основные пункты речи, информация, которая требует точности: даты, статистические данные, цитаты (которые должны быть краткими и с выходными данными источников), сложные или малознакомые слова и термины (которые, впрочем, не рекомендуется употреблять без надобности). 

План речи размещается на одной стороне листа бумаги; его не следует писать на нескольких листах.

Оратор должен приготовить первую фразу и заключение речи; все остальное можно импровизировать. Если вы достаточно уверены в себе, перед выступлением можете выбросить или забыть этот план – речь получится лучше.

Могут читаться: лекции, доклады, официальные документы, чужие тексты; все остальные виды речей произносятся. Не следует писать тексты публичных речей, кроме указанных их видов. Написанный текст речи затрудняет ее произнесение: неопытный оратор боится упустить что-нибудь из написанного, поэтому сбивается и делает ошибки.

Перед выступлением

Оратор, который выступает перед публичной аудиторией, должен быть физически собранным, бодрым, оптимистичным, спокойным, уверенным в себе; он должен иметь опрятный и привлекательный вид. Поэтому перед публичным выступлением позаботьтесь о своем не только духовном, но и физическом состоянии.

Многие, в том числе и опытные ораторы сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории. 

Слишком сильное волнение вредно. Чтобы избавиться от него, постарайтесь непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания, не воображайте себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем. Если это не помогает и вас не видят, согните руки в локтях, поставьте локти на высоте плеч, напрягите бицепсы и сделайте несколько сильных движений локтями назад. Если это невозможно, сделайте несколько сильных движений пальцами ног. 

Не пейте воду непосредственно перед выступлением и во время выступления – вода дает ненужную нагрузку на сердце и сбивает голос. Не разговаривайте непосредственно перед выступлением.

 Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит говорить. 

Помните, что в устной публичной речи один сильнее многих: оратор, который является центром внимания и источником движения мысли, сильнее аудитории, которая всегда разрозненна.

Выступая с публичной речью…

…не говорите лишнего. Когда публичный оратор говорит то, что он говорит, он думает то, что он думает. Поэтому ритор всегда думает, что сказать, но никогда не говорит всего, что думает.

Будьте человеколюбивы – го-
ворите по возмо­жности кратко. Звучащее слово насильно воздействует на организм слушателя, и предел этому насилию должен быть положен своевременно.

Используйте только литературные слова и выражения. Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов. 

Чем больше аудитория, тем легче ее убедить, поэтому не бойтесь больших аудиторий, но бойтесь малых аудиторий. Самая маленькая  аудитория – вы сами. Если вы хоть раз серьезно беседовали с собственной совестью, то знаете, как трудно ее убедить. 

 Не пользуйтесь микрофоном без крайней необходимости: микрофон затрудняет непосредственный контакт с аудиторией.

Стойте прямо, развернув плечи. Голову держите, немного приподняв подбородок. Ноги должны быть примерно на ширине плеч. Не прижимайте руки к животу, не заламывайте руки, не сцепляйте пальцы рук, не закладывайте руки за спину, не держите руки в карманах, не заплетайте ногу за ногу. 

Произнося речь, помните, что вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а не к бумажке, на которой написан ваш конспект.

Встав перед аудиторией, первым делом посмотрите на людей, которые вас слушают, – вы увидите, что они внимательны к вам и настроены в целом доброжелательно. 

Сделайте небольшую начальную паузу. Если шумят, сделайте паузу больше и окиньте взглядом аудиторию.

Плавно вступайте в речь. Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим – вытерпеть ее до конца.

Голос пускайте не вниз и не вверх, но прямо перед собой несколько над головами аудитории.

Когда вы говорите, не забывайте раскрывать рот. Дышите диафрагмой. Размеряйте громкость голоса по объему помещения и по величине аудитории. Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию.

Говорите спокойно и уверенно, и вас будут слушать.

Говорите громко, отчетливо, сохраняя размеренный темп речи. Не пытайтесь вместить максимум информации в минимум времени. Торопливо говорящий оратор – это оратор, который опасается, что его прогонят с трибуны. 

Во время публичной речи оратор не должен чувствовать себя соловьем: вы говорите для людей, а не для самовыражения. Поэтому все время речи работайте: контролируйте реакцию аудитории, фиксируйте группы людей, согласных и несогласных с вами, внимательных и рассеянных, заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Оратор должен видеть все, что происходит в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на поведение аудитории.

Во время речи смотрите на аудиторию, последовательно фиксируя взглядом группы находящихся перед вами людей. Не обращайтесь все время к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь лично к нему.

Не усваивайте себе дурную манеру некоторых лекторов повторять дважды одно и то же слово.

Произносите речь не словами, а фразами. Фразы должны быть связными. Завершайте каждую начатую фразу. Длина фразы определяется состоянием, размером аудитории и объемом помещения, в котором вы говорите. Чем больше аудитория и объем помещения, тем меньшей должна быть средняя длина вашей фразы.

Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки. Паузой вы предоставляете аудитории оценить смысл сказанного прежде и про себя ответить вам. Не делайте паузы где попало – следите, чтобы ответы аудитории оказывались именно такими, какие нужны вам. Чем значительнее фрагмент содержания речи, тем короче отрезки звучания между паузами и тем отчетливее произнесение этих отрезков.

Публичная речь интонирована: интонация обеспечивает смысловое членение речи, указывает на соотношение частей фразы и на отношение оратора к содержанию речи. Интонация должна быть естественной и умеренной. Никогда не подвывайте на концах фраз.

Завершение всякой речи должно быть энергичным и оптимистичным. Покажите подъемом голоса и завершающей интонацией, что вы сказали все, что нашли нужным, и не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание. Уход оратора с трибуны не должен производить впечатление бегства.

Жестикуляция оратора должна быть умеренной: держите руки свободно, не машите руками во время речи, но и не вытягивайте руки по швам. Ораторский жест соответствует темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким. 

Если в аудитории поднялся шум, не повышайте, но понизьте голос или сделайте паузу и внимательно посмотрите на аудиторию.

Не бойтесь реплик из зала. Реагируйте или не реагируйте на них по обстоятельствам и исходя из ваших интересов. Не давайте втянуть себя в дискуссию во время речи: вы должны сказать все, что намеревались сказать.

Отвечая на реплики и вопросы во время речи или после нее, помните, что ответы либо должны быть дельными, ясными и краткими, либо их не должно быть вовсе.

Также Вы можете :


<< К началу статьи


Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|