email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Незаслуженно забытый «Домострой»

Актуальный учебник жизни

Журнал: №3 (23) 2008 г.
Семья купца в XVII веке. А. П. Рябушкин. 1896 год
Так случилось с памятником средневековой русской литературы XVI века, надолго ставшим синонимом «темного царства», что совершенно не отвечает истинному содержанию этой уникальной книги, в которой сконцентрировано духовное мироощущение своего времени.

Речь идет о произведении, полное название которого таково: «Книга, называемая Домострой, содержащая полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – мужу и жене, и детям, и слугам, и служанкам». И название говорит само за себя. А потому как ни прикрепляй к нему ярлык «темное царство», любому здравомыслящему человеку понятно, о чем, собственно, идет речь: об устроении дома и обо всем, что касается личной жизни гражданина.

«Домострой» – это энциклопедия русской жизни XVI века. В ней наряду с частными советами – к примеру, как солить рыжики или содержать посуду в чистоте – даны и более серьезные рекомендации: как устроить свой дом так, чтобы в него было «как в рай войти»; как обустроить свои взаимоотношения со всеми членами семьи и многое другое.

Для своего времени «Домострой» был важным, регламентирующим жизнь текстом, своеобразным кодексом социально­экономических норм. Три его основные части излагают правила общежития в отношении:

– «духовного строения» (религиозные наставления);
– «мирского строения» (о семейных отношениях);
– «домовного строения» (хозяйственные рекомендации).
Единого мнения о том, кто является автором этой книги, до сих пор нет. Предполагают, что им мог быть сподвижник и духовный наставник молодого царя Ивана IV, будущего Грозного, протопоп Сильвестр. До нашего времени сохранилось около сорока списков этого произведения.

Перелистаем же некоторые страницы «Домостроя», чтобы составить свое мнение о незаслуженно отвергнутой и забытой книге. Подивимся мудрости наших предков.  

Основа основ

В далеком XVI веке вся тогдашняя жизнь была подчинена религиозно-нравственным законам. Первые главы «Домостроя» наставляют в том, «Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и святым небесным бесплотным силам, и всем святым…» (гл. 2); «Как любить Бога всею душою и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе» (гл. 4) и т.п.

Жизнь патриархальной русской семьи буквально сплеталась с жизнью Церкви: это и участие всех в церковных богослужениях, празднествах и таинствах; и благочестивые домашние обряды; и паломничества по святым местам.

В «Домострое» можно было найти рекомендации, «Как святителей почитать, также и священников и монахов» (гл. 5); «Как посещать в монастырях и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби» (гл. 6); «Как в Церкви мужу и жене молиться, чистоту хранить и никакого зла не творить» (гл. 13).

Не для нас ли, сегодняшних, эти полутысячелетней(!) давности наказы: «…милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай…» (гл. 6);
«…в Церкви ни с кем не беседовать, стоять в молчании, слушать, не оглядываясь; ни к стене не прислоняться, ни к столбу… не переступать с ноги на ногу... не выходить до конца службы из Церкви, прийти же к самому началу» (гл. 13).

В каждом доме красный угол непременно предназначался для икон. Эти родовые, из поколения в поколение переходящие святыни символизировали духовную связь и преемственность отцов и детей. При часто случающихся тогда пожарах в первую очередь спасали именно их!

К благоговейному отношению к иконам призывал и «Домострой». Вот как следовало «…дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать»: «Каждый христианин должен в доме своем, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли… и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать… А к святым образам прикасаться лишь с чистой совестью…» (гл. 8).
Чистая совесть. Постоянно обращается «Домострой» к этой нравственной категории, о которой мы сегодня предпочитаем и не вспоминать, а если невзначай и упомянем в разговоре, то уж непременно с насмешливым оттенком – как о чем­то архаичном, вымершем и даже почти неприличном в наше время.

А ведь действительно, какая малость: живи себе, человек, по чести, по совести, и тогда жизнь вокруг тебя непременно преобразится. Жить же по совести учили с детства – по Закону Божиему и «Домострою». С младых ногтей знал каждый русский человек тринадцать «не»: «не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться» (гл. 21 «Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить»).

Да и следующие рекомендации можно со всей определенностью назвать жизненным кредо тогдашнего жителя России. «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся; средних как братьев почитай; немощных и скорбных утешь любовью, а младших как детей возлюби – никакому созданию Божию не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай… всякую скорбь и притеснение с благодарностью претерпи; если обидят – не мсти, если хулят – молись; не воздавай злом за зло; согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах... отвергни советы злых людей; равняйся на живущих по правде, их деяния запиши в сердце своем и сам поступай так же» (гл. 7 «Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным, всякому человеку, кто бы он ни был, и себе самому вдуматься в это»).

Глава дома

Во времена «Домостроя» каждый с детства разумел свое место в обществе, свои права и обязанности. А сам патриархальный уклад жизни в полном соответствии с Божиими установлениями отводил именно мужчине главенствующую роль: он – первое лицо в семье, глава своей жене, хозяин дома, им ведется и держится семья.

«Домострой» иллюстрирует такое положение вещей своими рекомендациями мужу: «Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, женкам и девкам работу указать на день, каждой – свое: кому дневную пищу варить, а кому хлебы печь…» (гл. 29 «Как учить мужу свою жену, как Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться»); «Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, встав по колокольному звону и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве…» (гл. 49 «Как мужу с женою советоваться, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне»). И строго предупреждает: «Если же муж и сам не делает того, что в этой книге писано, и жены не учит, и дом свой не по Заповеди устраивает, и о своей душе не радеет… – и сам он погиб в этом веке и в будущем, и дом свой погубит» (гл. 39 «Если муж сам не поучает, то накажет его Бог, если же и сам так поступает и жену и домочадцев учит, милость от Бога примет»).

Муж – господин (по С.М.Соловьеву, «осподарь» – это начальник семьи, отец семейства), значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за все, что делается в его маленьком «царстве­государстве», в том числе и за жену: «Следует мужьям поучать жен своих с любовью (курсив наш. – О.Г.) и примерным наставлением…» (гл. 29); «…а увидит муж, что у жены непорядок… или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом. Если она понимает – тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет… должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить и попенять, и с любовью (курсив наш. – О.Г.) наставить и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа – всегда жить в любви (курсив наш. – О.Г.) и согласии» (гл. 38 «Как порядок в избе навести хорошо и чисто») (уточню: в XVI веке слово «наказать» означало «учить», «поучать», «наставлять»).

Специально выделено здесь слово «любовь»: то самое пресловутое «темное царство», оказывается, строилось и держалось на любви и согласии! Во всяком случае, именно к этому призывал «Домострой».

Ему помощница

«Домострой» не обошел своим вниманием «лучшую половину человечества», посвятив немало страниц ее обязанностям: «Мастерицы хорошие жены – доход и сбереженье всему…» (гл. 30); «Как всякое платье кроить…» (гл. 31); «Как всякий порядок домашний содержать» (гл. 32); «Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться обо всем…» (гл. 34); «Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье…» (гл. 36).

Среди множества безнадежно устаревших рекомендаций (жизнь изменилась кардинально!) показались интересными такие:
– «…сама бы хозяйка ни в коем случае никогда, разве что занедужит, без дела не находилась…» (гл. 29); «…со слугами бы госпожа пустошных речей пересмешных никогда не говорила, и к ней бы никогда не приходили торговки, ни бездельные женки…» (гл. 33 «Каждый день госпоже надзирать над слугами в домашнем устройстве и рукоделии и о всяком сохранении и порядке»);
– «…беречься всегда хмельного питья: пьяный муж – дурно, а жена пьяная в миру не пригожа… «…обо всем рассказать мужу перед сном…» (гл. 34 «Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться обо всем: и как на люди выходить, и к себе приглашать, и о чем говорить с гостями»);
– «Крепко беречься всякого зла… с чем сама не может управиться – если дурное дело, то мужу сказать всю правду…» (гл. 36 «Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье… как в гостях находиться и дома себя вести во всем правильно»).

Но за прошедшие пятьсот лет ни чуточки не устарела, а наоборот – и сейчас до глубины души трогает небольшая главка, буквально пронизанная любовью к женщине. Называется она прекрасно: «Похвала женам».

Вчитайтесь в эти дивные отрывочки: «Если дарует Бог жену добрую, получше камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу… руки свои утвердит на дело и чад своих поучает… милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим – не беспокоится о доме муж ее… хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней… Жена добрая и трудолюбивая, и молчаливая – венец своему мужу…» (гл. 20).

Вот вам и «темное царство», и бесправно­униженное положение женщины­рабыни… Одна констатация: «жена делает мужа своего добродетельней» – чего стоит!

Их смена

Во все времена нормальных людей не могло не волновать, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из важнейших. Самому известному отечественному нравственно­педагогическому трактату – «Поучению Владимира Мономаха» – без малого тысяча лет!

Как писал в начале XX века епископ Никольский и Уссурийский Павел (Ивановский): «Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям. Если мы преклоняемся перед великими художниками и славим их за то, что они дали нам прекрасные картины или изваяния, то сколь большего уважения заслуживают те родители, которые дали Церкви, обществу и государству добрых и полезных сынов».

Естественно, что «Домострой» не обошел стороной эту тему. Более того, судя по тому, что и начинается, и заканчивается он текстами, по сути, на одну и ту же тему, разнящимися лишь объемом: «Наставление отца сыну» (гл. 1) и «Послание и наставление от отца к сыну» (гл. 64), этому аспекту в XVI веке придавали самое серьезное значение.

Воспитательные рекомендации приведены в «Домострое» сразу же после наставлений духовных – что свидетельствует о том, как ответственно относились тогда к этому вопросу. Объединенные в четыре главы, они учат «Как детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем» (гл. 15); «Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать» (гл.16); «Как детей учить и страхом спасать» (гл. 17); «Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем» (гл. 18).

Право же, совсем нелишне и нам взять на вооружение такие наказы: «А пошлет Бог кому детей – сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем… их учить рукоделию… любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу» (гл. 15).

«Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение… И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой, и болезнью души…» (гл. 17).

«Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; кто бьет отца и мать, пусть отлучат от церкви… и пусть умрет он лютою смертью… Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они о вас…» (гл. 18).

И ведь действительно, все чрезвычайно просто: заботься о детях, люби и оберегай их, воспитывай в вере в Бога и на добрых примерах, приучай к вежливости, порядку и рукоделию, наказывай за провинности. Но в этой гениальной простоте – непременный залог успеха, свидетельством чему служит многотрудная и многославная пятивековая жизнь России после «Домостроя».

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|