email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Готов ли ваш ребенок к школе?

Советы родителям

Журнал: №1 (13) 2006 г.

Мы беседуем с Марьяной Михайловной Безруких – академиком РАО, директором Института возрастной физиологии, ведущим специалистом в области фундаментальных исследований в возрастной физиологии и психофизиологии.

– Как понять, готов ли ребенок к школе, как научить его учиться и как выбрать школу? В какую школу отдать ребенка. Какие здесь есть подводные камни? Нужно ли учитывать особенности ребенка, его желание учиться?

– Родители до сих пор выбирают школу для себя, ту школу, которая им нравится, и не думают о том, по силам ли эта школа ребенку. Школа – это не только радость, но и преодоление, работа. И ребенок должен быть хотя бы минимально готов к этой работе. 

Самый главный показатель (и это подтверждают как наши физиологические исследования, так и многолетний анализ того, почему у ребенка возникают школьные проблемы) – умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что­-то сделать, но он не слышит просьбы или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Маленький ребенок изначально чрезвычайно любознателен, у него ярко выраженная познавательная потребность, он хочет все знать, думать. А если он делает иначе, значит, мы, взрослые, не сумели организовать его работу. Это очень важно. Не ребенок не хочет, а мы не смогли его заинтересовать. 

Второй показатель: умеет ли ребенок, хотя бы элементарно, спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование своих шагов у него есть? Если нет, учиться ему будет очень трудно. 

Третий показатель – умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое­как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности у него нет. 

Еще один, самый главный, показатель – умеет ли ребенок принимать помощь? Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он признаться: «я не понял», «я не знаю»? 

До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться. Но это не значит, что ребенок должен научиться этому сам. Его надо учить. С ребенком нужно работать.

Также Вы можете :