email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Что говорит песок

Песочная анимация

Журнал: №3 (35) 2010 г.

Нарисовать картинку…

Песочная анимация родилась в 60-е годы прошлого века. Канадская художница-мультипликатор Кэролайн Лиф однажды просто водила руками по песку. Песчаные узоры вызвали у нее желание сложить из них некую историю. А историю захотелось записать на пленку. Тогда Кэролайн разработала специальный стеклянный стол, нашла угол подсветки для сыпучей техники мультиков, разместила под столом камеру и начала творить. 

Первый в мире песочный мультфильм назывался «Петя и серый волк» и был не чем иным, как клипом на музыку Прокофьева. Но это новое слово в области анимации прозвучало едва слышно — на него никто не обратил внимания. Кэролайн не сдавалась и в скором времени создала еще один мультфильм — «Сова, которая женилась на утке». Может быть, необычность темы привлекла внимание коллег и зрителей, но на этот раз художница прочувствовала все тонкости вкуса победы. Ее вторая работа собрала все возможные призы на всех возможных кинофестивалях. О Кэролайн заговорили как о родительнице нового жанра в искусстве. И конечно, в мире нашлось немало аниматоров, которые тоже захотели найти общий язык с песком. Оказалось, что новый материал довольно общителен.

В СССР метод «сыпучей техники» подхватила Киевская студия анимации. С песком особенно активно работали художники Елена и Владимир Петкевичи. У них очень много серьезных, философских работ, лучшей из которых, пожалуй, можно считать «Сказочку про козявочку». В мастерской Хитрука-Норштейна также использовали в мультфильмах песок. Необычным был сам материал, принцип съемки был традиционным: нарисовали картинку — сняли, чуть-чуть изменили — сняли, и так кадр за кадром. Преимущество песка перед красками заключалось в том, что каждый кадр не нужно было рисовать заново — достаточно было чуть-чуть подправить предыдущий. Это свойство мгновенного изменения картинки стало озарением для венгерского художника Ференца Цако. И он шагнул на следующую ступень песочной анимации.

На глазах у изумленных зрителей…

Придумывая мультфильм, Ференц Цако рисовал песком. Это был обычный рабочий процесс, и чтобы не забыть придуманные образы, Цако поставил камеру на запись. Потом просмотрел запись в ускоренном режиме… и понял, что это может стать потрясающим шоу. Так появился динамичный песочный фильм — фильм, который рождается на глазах у зрителя, прямо под руками художника.

Песочная анимация и песочное шоу — принципиально разные вещи. Анимация — это кино: набор картинок, соединенных монтажными склейками. Шоу — это трансформация образов. Если в первом случае у художника достаточно времени, чтобы довести картинку до совершенства, то во втором случае его нет совсем — одним движением песок меняет очертания, и картинка течет в унисон со временем.

Первый фильм-шоу Ференца Цако, созданный в 1982 году, назывался «Ad Astra». Своим искусством Цако потряс ценителей прекрасного. Он получал призы на кинофестивалях в Берлине и Каннах. Его приглашали на церемонию вручения «Оскаров» — продемонстрировать свое искусство. Про него говорят, что Цако использует в своих представлениях особый песок, который привозит из Венгрии. А песок этот обладает особым секретом. Что это за секрет, Цако не признается, но так или иначе, на сегодня он — один из величайших представителей искусства рисования песком. Он создает необычные сложные образы, вот только рисует, по мнению некоторых художников, довольно долго. То есть Цако не хватает динамики.

Это обстоятельство учла израильская художница Илана Яхов. И стала принципиально творить «от противного» — образы в ее мультфильмах просты, если не сказать примитивны, но трансформации так необычны и неожиданны, что ими она завораживает зрителя, надежно приковывает внимание к экрану.

…может каждый

 Образы рождаются так легко и естественно, что кажется: это — экспромт. Но десятиминутному шоу предстоит кропотливая работа, когда каждая картинка придумывается и отрабатывается художником. Существует мнение, что каждый песочный мультфильм нужно нарисовать 500 раз, чтобы он начал появляться из-под руки как будто сам по себе.

Плохую службу искусству песочной анимации сослужила мода. Песочные шоу стали популярным развлечением, и множество художников, наскоро обучившись этой технике, делают ролики, заимствуя образы и переходы у известных аниматоров. Но мода пройдет, а искусство останется. Искусство удивлять — ведь песок способен на многое, но свои тайны он открывает самым терпеливым.

Итак, чтобы научиться рисовать песком, нужно запомнить несколько принципов.

Принцип первый: не рисовать. Работа с песком — это не рисование, это манипуляция. У художника есть две руки, два инструмента — глупо в таком большом инструменте использовать только кончики пальцев. Для того чтобы создать картину, пригодятся и ладонь, и ребро ладони, щепоть, запястье. Если помнить об этом, тогда можно одним движением руки сделать композицию, а потом таким же образом трансформировать ее в другую композицию. 

Принцип второй: эффект неожиданности. Скучно смотреть на шаблоны. То, что делает художник, не должно быть очевидным. Неискушенных зрителей становится все меньше, поэтому привлечь их внимание можно только неожиданными образами и переходами. 

Как добиться неожиданности? Очень важно идти за песком и слышать, что он говорит. Песок не терпит насилия, на него нельзя давить и диктовать свои условия. Ничего не получится, будет грязь, и картинка рассыплется.

Дружба с песком имеет и другие приятные аспекты, помимо создания необычных картинок. Независимо от того, умеете вы рисовать или нет, перебирание пальцами песка помогает снять стресс и расслабиться. Работают обе руки — значит, работают оба полушария мозга, улучшается кровоток, мозг насыщается кислородом. У детей рисование песком развивает мелкую моторику. И совсем не обязательно приносить домой из песочницы ведерко песка. Можно рассыпать на столе манку, кофе, сахар, соль… Кстати, рисование цветными сыпучими веществами — еще одно из направлений порошковой техники. Две студентки ВГИКа, Наталья Антипова и Вероника Федорова, сделали мультфильм «Люляки» — он нарисован специями, пряностями и чаем. Эта студенческая работа была замечена критиками и даже получила приз на одном из фестивалей.

Художники говорят, что у песочной анимации большое будущее. Уже сейчас песочными картинами иллюстрируют книги, на очереди — мультимедийные шоу. А испанский художник Джо Кастильо использует песочное шоу для… проповеди. Джо — пастор, он ездит по приходам и творит из песка соответствующие сюжеты и изображения — во славу Божию.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|