email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Дотянуться до небес

Кельнский собор

Журнал: №4 (48) 2012 г.
Кельнский собор. 1900 г.

Термин «готика» достаточно условен. Он появился в ХVI веке. Так пренебрежительно был назван стиль европейского искусства второй половины XII — ХIV вв. Готы, как известно, «прославились» тем, что в 410 г. захватили и разграбили Рим. Следовательно, «готическое» — это нечто варварское, дикое, не имеющее подлинной ценности. Прошло время, и его достойно оценили не только обычные люди, но и художники.

Поездку в немецкий город Кельн лучше совершать на поезде. Потому что буквально в пятидесяти метрах от железнодорожного вокзала находится то, ради чего в этот город устремляются миллионы любителей прекрасного.

Это настоящее «чудо немецкого зодчества», один из самых больших и красивых европейских храмов, знаменитый Кельнский собор. Ему чуть больше 700 лет. Но и сегодня он поражает своей грандиозностью, величественностью и той невероятной энергией, с которой устремляются в небо его остроконечные башни.

Собор Св. Петра и Марии изначально задумывался как кафедральный. Он должен был соответствовать статусу Кельна — одного из самых богатых городов Европы — и превосходить своими масштабами все остальные храмы.

Первый камень в основание будущего собора был заложен в 1248 г. История сохранила имя архитектора — баумейстер Герхард фон Рюде. Строительство продолжалось до 1437 г., затем было приостановлено. Банальный строительный долгострой на этот раз затянулся — в течение четырех столетий здание стояло недостроенным. И только в 1842 г. было принято решение возобновить работу. Торжества по случаю завершения строительства состоялись 15 апреля 1880 г., однако до окончания работ было еще далеко: оставалась незаконченной отделка собора, к тому же некоторые архитектурные детали уже требовали восстановления — ведь со времени закладки храма прошло около шестисот лет. В 1906 г. возникла новая проблема — неожиданно рухнула одна из декоративных башен главного фасада. Реставраторам пришлось изрядно потрудиться.

Строительные и реставрационные работы не прекращаются по сей день. Но в этом — главная загадка Кельнского собора: по легенде, город будет стоять до той поры, пока строится собор. Так что в интересах кельнцев откладывать дату завершения строительства.

Несмотря на то что стройка продолжается и в наши дни, Кельн­ский собор, безусловно, принадлежит эпохе Средневековья, а точнее — готике. Термин «готика» достаточно условен. Он появился в ХVI веке. Так пренебрежительно был назван стиль европейского искусства второй половины XII — ХIV вв. Готы, как известно, «прославились» тем, что в 410 г. захватили и разграбили Рим. Следовательно, «готическое» — это нечто варварское, дикое, не имеющее подлинной ценности. Так полагали Рафаэль и Руссо, Вольтер и Гегель, называвшие Средневековье «тысячелетием мрака». А между тем это период становления новой культуры, нового искусства, и прежде всего — архитектуры. Прошло время, и его достойно оценили не только обычные люди, но и выдающиеся писатели, поэты, художники. Множество восторженных слов сказано о творениях средневековых зодчих. Их называли и «застывшей музыкой», и «каменной симфонией», и «лесом сводов», и даже «утренней зарей», сравнивали их декор с тончайшей паутиной и филигранным кружевом. Виктор Гюго, как известно, воспел в своем романе Нотр-Дам де Пари. Знаменитый импрессионист Клод Моне посвятил целую серию полотен Руанскому собору. А вот Н. В. Гоголь «венцом готического искусства» назвал Кельнский собор.

Собор действительно прекрасен. Его испещренная рельефной резьбой громада изменчива и прихотлива. Он похож то на причудливый кристалл, то на иссеченный дождями и ветрами скалистый горный уступ. В вечернем сумраке он кажется почти призрачным, ирреальным, но с первыми лучами солнца к нему вновь возвращается осязаемость.

Гете, бывший поначалу категорическим противником готической архитектуры, посвятил ей вдохновенные строки, издав книгу «О немецком зодчестве». При этом он сказал об одном из соборов: «…было возможно им наслаждаться и упиваться, но отнюдь не осознавать и объяснять». Эти слова можно отнести и к Кельнскому собору. Но «объяснить» его все же хочется — ведь и он создан по законам, общим для всех готических соборов.

Готическая архитектура буквально пронизана эмоциями. Она их излучает, воплощает, она на них «замешана». Эти эмоции не скрыты, а предельно обнажены, они ощутимы в каждой архитектурной детали, в каждой линии — точнее, вертикали. Ведь образное решение Кельнского собора построено на упругом нарастающем ритме чередующихся вертикалей. Здесь, в сущности, нет горизонтальных членений, как, например, в соборе Нотр-Дам.

Но архитектура — это не только эмоции. Это, прежде всего, рациональное начало, жесткий конструктивный расчет. И Кельнский собор блестяще демонстрирует соединение «чувства и разума». По этим законам строилась античная архитектура, подобным принципом руководствовались и средневековые зодчие — но результат их поисков оказался совершенно иным.

Сложная изменчивая структура готического храма абсолютно не похожа на подчеркнуто простые объемы, столь любимые античными мастерами. Тем не менее в этом хитросплетении башенок, арок, шпилей все также подчинено строгой закономерности.

Основой готической архитектуры, ее важнейшим достижением стал каркас. В принципе, это просто крестовый свод, дополненный системой арок и подпорок. Но, по мнению многих ученых, готический каркас можно считать результатом определенных революционных преобразований в архитектуре. Ведь средневековые зодчие предвосхитили некоторые достижения современной инженерии: каркасная система привела к тому, что стена как таковая постепенно начала утрачивать свое значение. Более того — прорезанная множеством узких стрельчатых окон, испещренная резьбой, стена фактически «исчезает», обретая легкость и невесомость. А сам собор превращается в причудливую структуру, построенную на взаимодействии ажурных форм.

Мощные контрфорсы (вертикальные выступы-опоры), гибкие аркбутаны (полуарки), изящные нервюры (ребра сводов), дополненные остроконечными и фигурными навершиями, создают поистине фантастическое зрелище, которое никого не оставляет равнодушным. То есть каркас готического сооружения не только позволяет воплотить в жизнь самые смелые архитектурные замыслы, и прежде всего обеспечить прочность сооружения, но обладает безусловной художественной выразительностью. Каркас одновременно является декором. Декор одновременно служит каркасом. Так в средневековой архитектуре воплощается принцип «красоты и целесообразности».

Кстати, появление стрельчатой арки — главной стилистической особенности готической архитектуры, ее своеобразного символа — было обусловлено чисто технической необходимостью. Стрельчатая арка легла в основу готического свода, обладающего большей устойчивостью, нежели коробовый или крестовый своды. Но глядя на фасад Кельнского собора, на эти стройные, многократно повторенные стрельчатые арки и узкие стрельчатые окна, сплетающиеся в прихотливый, затейливый узор, думаешь не о технических новшествах. Утонченная красота линий, объемов, форм, причудливая игра света и тени завораживают зрителя.

То же чувство испытываешь, входя под своды собора. Его внутреннее пространство поражает своими масштабами. Но при этом оно не подавляет, а вызывает восхищение. Тонкие стройные колонны, упругие арки, высокие звездчатые своды пленяют красотой и отточенностью линий. Притягивает внимание алтарь черного мрамора, выразительно контрастирующий с бледно-серым камнем сводов и стен. И особым магнетизмом обладают узкие витражные окна.

Витражи создают особый эмоциональный настрой. В интерьере средневековых храмов они играют важнейшую роль, фактически «заменяя» стену. Ими украшают окна по всему периметру храма. Во Франции непременным элементом декора было еще и огромное круглое окно-«роза» в центре фасада.

Утверждают, что первые витражи появились в VI в. в Галлии, а их исполнителями были ювелиры. Вероятно, поэтому их композиции из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовой оплеткой, казались россыпью драгоценных камней и оценивались очень дорого.

Витражи обладают удивительной способностью меняться в зависимости от освещения. Обычная погода влияет на то, какие краски будут превалировать. В солнечные дни особенно звучными кажутся вспышки красного, в пасмурные — своды озаряются голубоватым мерцанием. Есть свои секреты у зеленых и фиолетовых стекол, у дымчатых и опаловых, золотистых и перламутровых. Эти секреты были хорошо изучены мастерами, оттого так богата палитра средневекового витража, так эффектно преображается благодаря им пространство храма.

Витражи были не просто украшением — они играли роль своеобразного наглядного пособия, являясь подспорьем в изучении Библии, иллюстрируя сюжеты Ветхого и Нового Завета. Витражи Кельнского собора также посвящены библейским сюжетам, в том числе святым волхвам, мощи которых, кстати, хранятся здесь среди других реликвий.

Говоря о Кельнском соборе, нельзя не вспомнить один исторический эпизод. В конце Второй мировой войны бомбардировки союзников фактически уничтожили Кельн, он был превращен в груду развалин. Единственным уцелевшим зданием оказался собор. Существует несколько версий его счастливого спасения — от чуда, ниспосланного Небом, до секретного приказа Черчилля, запрещавшего бомбить храм. Но, по мнению большинства, разгадка предельно проста — собор служил отличным ориентиром. Хотя возможно, что у летчиков просто не поднялась рука уничтожить это великое творение, что хрупкая красота оказалась сильнее военной машины. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|