email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Музыкальная вселенная Рихарда Вагнера

К 200-летию со дня рождения великого композитора

Журнал: №5 (55) 2013 г.
Вагнер и Козима

В 2013 году исполняется 200 лет со дня рождения великого немецкого композитора Рихарда Вагнера, чей уникальный стиль, невероятный талант и культовый статус оказали огромное влияние на развитие музыкальной культуры не только Германии, но и всего мира.

«Быть может, у него талант к музыке»

Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге, который тогда был частью Рейнского союза — союза немецких монархий, вышедших из Священной Римской империи. Отец, Карл Вагнер, был чиновником, а мать, Иоганна Пец, — дочерью мельника. После кровопролитной войны 1812 г. Карл Вагнер, принимавший в ней участие, заболел тифом и умер, когда его сыну было всего шесть месяцев. Овдовевшая Иоганна Пец вышла замуж еще раз за актера и художника Людвига Гейера, который заменил отца маленькому Рихарду. Примечательно, что первые четырнадцать лет Вагнера звали Рихард Гейер, так как он носил фамилию своего отчима, которого очень любил и был благодарен на протяжении всей жизни. Спустя десятилетия уже известный композитор Рихард Вагнер хранил в кабинете портреты матери и отчима, а также герб, нарисованный самим Вагнером, на котором был изображен коршун — Geier по‑немецки «коршун». После того как Гейер взял на себя ответственность за семью, они переехали из Лейпцига в Дрезден. К сожалению, отчим прожил недолго и умер в 1821 г., когда Рихарду было 8 лет. Именно он первым разглядел талант маленького Вагнера. Перед смертью Людвиг попросил пасынка сыграть ему на рояле отрывок из оперы «Вольный стрелок», после чего сказал жене: «Быть может, у него талант к музыке». После кончины отчима Вагнер окончательно решил, что он хочет заниматься только музыкой, и сам, без чьей‑либо профессиональной помощи, выучил теорию композиции. В 15 лет он написал первую театральную пьесу, а в 16 начал сочинять музыку.

«Если Вы не вернетесь, я брошу всякую деятельность»

В 1831 г. Вагнер стал вольнослушателем Лейпцигского университета в качестве «студента музыки». В 1833 г. он сочиняет одну из своих первых опер под названием «Феи» по пьесе Карло Гоцци «Женщина-змея». Опера при жизни Вагнера не ставилась, однако стала неким поворотным событием в судьбе композитора, потому что именно после нее он принял твердое решение писать либретто для своих опер самостоятельно. Многие специалисты не слишком высоко ценили его литературные способности, тогда как некоторые, включая величайшего британского писателя и драматурга Бернарда Шоу, считали сочинения Вагнера вершинами немецкой поэзии.

Через пару лет Вагнер становится дирижером небольшого оперного театра в Магдебурге. Однако, несмотря на живую энергию и огромный потенциал молодого дирижера, которого обожала публика и боготворили артисты и певцы, театр был на грани банкротства. Вагнер, которому хотелось, чтобы о нем узнали и заговорили, и который понимал, что не сможет добиться этого в Магдебурге, решает покинуть город. Однако одна из артисток, красавица Вильгельмина (Минна) Планер, уговорила Вагнера остаться еще хотя бы на сезон, в течение которого композитор пытался обновить труппу и репертуар театра. Попытки провалились, и многие певцы стали покидать Магдебург. Уехала в Берлин и Вильгельмина. Влюбленный и отчаявшийся Вагнер писал ей письма пачками, умоляя вернуться и обвенчаться с ним. «Если Вы не вернетесь, — писал Вагнер, — я предамся пьянству, брошу всякую дальнейшую деятельность и отправлюсь к черту».

В 1836 г. Минна стала женой Вагнера. Несмотря на то что их брак длился около тридцати лет, его трудно было назвать счастливым — слишком разные интересы были у супругов.

«Я проклял свою жизнь»

Наконец директор магдебургского театра признал себя банкротом. Но перед закрытием театра Вагнер успел поставить свою оперу, на которую он возлагал большие надежды. Артисты театра только из большого уважения и привязанности к Вагнеру согласились исполнить «Запрет любви» — так называлась опера в двух действиях по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Мера за меру». Постановка провалилась, и это стало большим ударом для Вагнера. В день премьеры, 29 марта 1836 г., ведущий вокалист забыл текст, из‑за чего всем пришлось импровизировать. Публика с трудом могла понять слова, так как полиция не разрешила композитору раздать всем либретто, посчитав название оперы слишком вольным. Вагнер надеялся, что второй спектакль пройдет более успешно, однако в зале присутствовало всего три человека, а само театральное представление пришлось отменить, так как прямо перед поднятием занавеса за кулисами произошла драка между мужем примадонны и главным тенором. При жизни Вагнера опера больше не ставилась. Композитор был разочарован и подавлен, но не сломлен — вместе с женой он отправился в Париж.

Один из его друзей позже писал об этом времени в жизни Вагнера: «Это была дерзость артиста. С женой, с половиной оперы, с маленьким кошельком и со страшно большой, страшно прожорливой ньюфаундлендской собакой отправиться через море и бури от Двины прямо до Сены, чтобы стать знаменитым в Париже!..» Положение Вагнера было действительно катастрофическим: целыми днями он пытался заработать хоть какие‑то деньги, чтобы отсрочить выплату долгов. Друзья и знакомые поражались мужеству композитора, который даже в такой ситуации не опускал руки и относился ко всему с юмором. Но когда заболела Минна, а у него не было денег на лекарства, его охватило настоящее отчаяние. Он писал: «Помоги мне Бог, я больше не могу себе помочь. Я использовал все, все — последние источники голодающего… И я проклял свою жизнь; что же еще я могу сделать». Вагнер попал в тюрьму за неуплату налогов и просидел там целый месяц.

«Триумф! День настал!»

После голода, унижений и тюремного заключения Вагнер оставил мечту покорить Париж и вернулся в Германию, в Дрезден. И там неизвестный композитор, который еле сводил концы с концами и жил в полнейшей нищете в Париже, вдруг становится модной знаменитостью. 20 октября 1842 г. в Дрездене проходит премьера его оперы «Риенци», после которой он пишет в письмах своим друзьям: «Триумф! Триумф!.. День настал! Пусть он светит вам всем!» Одна из ведущих газет города опубликовала его автобиографию и портрет.

После оглушительного успеха оперы Вагнера зовут в один из лучших немецких театров — Дрезденский. После «Риенци» Вагнер пишет еще три оперы: «Летучий Голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин», которые также были встречены с большим одобрением как критиками, так и зрителями.

В 1848 г. в Германии началась революция, из‑за которой композитору пришлось бежать в Швейцарию. Там он прожил около девяти лет. Отношения с женой становились все более натянутыми. Минна пыталась жить экономно, тогда как Вагнер хотел купаться в роскоши, которую они не могли себе позволить. Он отправился в путешествие, посетил Альпы, Италию и Францию и влюбился в молодую замужнюю англичанку. Вагнер преследовал пару до тех пор, пока супруг не обратился в полицию, и композитору на некоторое время запретили выезжать из Франции. Но главное знакомство его жизни состоялось в 1852 г. — композитор наконец встретил свою музу, которая вдохновила его на создание настоящих шедевров, признанных во всем мире.

«Памятник глубочайшей неразделенной любви»

Этой женщиной стала Матильда Везендонк. Вагнер познакомился с ней, когда ему было 39 лет, а Матильде — 23. Богатый муж Матильды, Отто Везендонк, любил музыку и живопись и финансово поддерживал Вагнера. Он даже купил небольшой дом для композитора, в котором тот поселился с Минной и в котором были идеальные условия для работы: тишина, красивейший вид из окна и рояль.

Поэтически одаренная Матильда была горячей поклонницей творчества Вагнера. Она написала пять стихотворений, в которых описывались любовные переживания: Trаеume («Грёзы»), Schmerzen («Страдания»), Stehe stil («Стой!»), Im Treibhaus («В теплице»), Der Engel («Ангел»). На них Вагнер написал музыку — так появились «Пять стихо­творений для женского голоса с фортепиано», вокальный цикл, считающийся одним из самых экспрессивных признаний в любви в истории музыки и мирового искусства в целом. Матильда была первой, а часто и единственной, кто слышал то, над чем работал Вагнер. Он показывал ей наброски из «Валькирии», «Зигфрида», «Тристана и Изольды», «Мейстерзингеров» и «Парсифаля». Именно Матильда стала прообразом Изольды, героини известнейшей оперы Вагнера «Тристан и Изольда». «Эта опера — памятник глубочайшей неразделенной любви, — писал Вагнер. — Хотя мне не дано было никогда испытать настоящего счастья любви, я все же хочу поставить памятник этой красивейшей утопии — такой памятник, в котором все, от первого до последнего штриха, будет насыщено любовью. В голове у меня бродит мысль о «Тристане и Изольде»: простая, но полная вдохновения музыкальная концепция! Черным флагом, который веет в последнем акте, прикрою себя самого и — умру!»

Матильда узнала о скандале, который устроила Минна Вагнеру из‑за его измен, и приняла решение порвать с Вагнером и вернуться к мужу. В это же время Минна тоже уехала из дома Вагнера. После произошедшего они почти не жили вместе.

«Только теперь предстоит мне жить в радости»

Вагнер снова начал скитаться по свету, посетил Париж, Вену, Лейпциг, Москву, Петербург и Мюнхен. В Мюнхене он познакомился с королем Людвигом II и стал его любимцем. Король оплатил все долги композитора, в Мюнхен по просьбе Вагнера был вызван его друг и ученик Ганс Бюлов, который приехал со своей женой Козимой и двумя дочерьми. Вагнеру было 50 лет, Козиме — 24. Он влюбился, и Козима ответила ему взаимностью, бросила все и осталась с Вагнером. В 1870 г. они обвенчались.

Людвиг II, который был большим поклонником творчества композитора, добился постановок «Мейстерзингеров», «Золота Рейна» и «Валькирии», после чего Вагнер стал бесспорным и абсолютным лидером европейской музыки. Его оперы ставились по всей Европе, и везде их ждал огромнейший успех. Вагнер мечтал о создании театра, в котором его оперы могли бы получить идеальное воплощение. Потребовалась большая финансовая поддержка множества людей и покровительство короля Людвига II — и в итоге в 1876 г. открылся театр в Байройте: его необычная архитектура идеально подходила для исполнения оперы, а другую музыку исполнять в этом здании было невозможно из‑за акустических особенностей. На его сцене состоялась премьера грандиозной оперы Вагнера «Кольцо нибелунга», которая по накалу переживаний превосходит, возможно, все написанные до этого оперы Вагнера. Именно тогда Козима, которая стала прообразом сильной духом и верной Брунгильды, родила ему сына Зигфрида, после чего Вагнер писал друзьям: «Только теперь предстоит мне жить в радости».

В конце 1870‑х гг. Вагнер с семьей путешествует по Италии. Именно на это время приходятся его религиозные поиски, которые вылились в литературные произведения: «Есть ли у нас надежда?», «Религия и искусство» и «Героизм и христианство», а также религиозная тема стала основой для последней оперы Вагнера «Парсифаль». По воле композитора эту оперу можно было исполнять только в театре в Байройте. Это решение оставалось в силе до 1903 года, когда опера впервые была поставлена за пределами Байройта, в Нью-Йорке.

Вагнера стали мучить сердечные приступы. Один из них стал для него роковым. 13 февраля 1883 г. композитор умер на руках у своей жены Козимы, которая пережила его на полвека. После смерти мужа она всю жизнь ревностно оберегала традиции исполнения вагнеровских опер.

Вагнер был похоронен недалеко от театра в Байройте. Его проводили в последний путь с истинно королевскими почестями.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|