email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Книга с картинами

История одного шедевра

Журнал: №4 (60) 2014 г.
Разворот «Великолепного часослова»

В пятидесяти километрах от Парижа, в замке Шантийи, в музее Конде хранится лучшая после Лувра коллекция произведений искусства Франции и отлично сохранившаяся старинная библиотека. Там находится одна из самых прекрасных книг на свете, иллюминированный (расцвеченный) рукописный «Великолепный Часослов» герцога Беррийского. Его еще называли «Роскошным». Часослов был создан на заказ в середине XV века.

Поль с братьями

вторы «Великолепного Часослова» художники Поль, Эрман и Жанекен Лимбурги были братьями. Сведений об их жизни сохранилось мало. Но им еще повезло по сравнению с другими мастерами того времени, имена которых вообще не остались в людской памяти. Множество прекрасных произведений искусства именуются как творения Муленского мастера или Флемальского мастера.

Про Лимбургов же известно, что они родились в Неймегене, в провинции Брабант, в семье Арнольда ван Лимбурга, сына некоего Иоанна, который и был выходцем из города Лимбурга на Маасе. Всего в семье было шестеро детей. Их отец был резчиком по дереву, скульптором, гравером, а в жены он взял сестру Жана Малуэля — придворного живописца Филиппа Смелого, первого герцога Бургундского. Представители семейства Малуэль-Лимбург занимались искусством и художественными ремеслами. Возможно, что двое братьев еще подростками учились в Париже ювелирному ремеслу. Во всяком случае, когда дядя Жан Малуэль был приглашен в Париж ко двору французской королевы Изабеллы, он забрал во французскую столицу своих племянников. Он и помог им получить первый заказ.

Итак, 2 февраля 1402 года братья Полекен и Жанекен в платежной расписке названы миниатюристами Филиппа Смелого. «Поль с братьями», или просто Поль, часто встречается и в более поздних документах. Возможно, он был старшим или наиболее талантливым и возглавлял мастерскую. Их первым заказом были иллюстрации к «Нравоучительной Библии», которая сегодня находится в Парижской Национальной библиотеке. Договором герцог назначил художникам содержание на четыре года и поселил в доме своего личного врача. В это время они не могли отвлекаться на другие заказы. Работа над Библией продолжалась до смерти Филиппа Смелого в 1404 году. Они успели сделать 384 миниатюры для первых 24 разворотов — ошеломляющее количество! Однако пока это были вполне искусные, но не выходящие за рамки принятого стиля оформления книги миниатюры. Из-за смерти заказчика закончить работу не удалось.

Ситуация не была из ряда вон выходящей. Часословы часто оставались незаконченными или создавались десятилетиями — строились, как готические соборы. Ведь над ними работала артель, коллектив мастеров. Одни старательно разлиновывали страницы, оставляя место для инициалов и изображений, помещаемых в тексте между столбцами. Другие писали текст, выделяя важные фразы красными чернилами. Третьи прописывали инициалы. Четвертые украшали поля рукописи витиеватым орнаментом. Затем наступал черед художников-миниатюристов, писавших сцены-картины и маленькие композиции в инициалах, фигуры среди орнамента. Поскольку тетради не сшивали заранее, миниатюристы могли работать одновременно. Затем наставал черед переплетчика, он сшивал тетради в единый блок под обложкой из кожи.

В те времена художникам часто приходилось менять место работы, искать покровителей, переезжать от одного заказчика к другому. Самыми блистательными были дворы принцев королевской крови герцогов Бургундских и Беррийских. «Осень Средневековья», как называют XV век в Европе, — это время роскошного увядания куртуазной культуры, пик достижений средневекового искусства. Церковная утварь и облачения, вымпелы и корабельные украшения, воинские доспехи, костюмы придворной знати, изумительные шпалеры с узором мильфлер (тысяча цветов) — все делалось с высоким художественным мастерством. В это же время рождается живопись масляными красками и переживает высочайший всплеск искусство книжной миниатюры.

В 1405 году Лимбурги перешли на службу к брату Филиппа Смелого герцогу Жану I Беррийскому Великолепному из династии Валуа. Это была примечательная фигура своего времени. Все 76 лет его жизни пришлись на Столетнюю войну. Политик и дипломат, он был участником многих исторических событий. После разгрома французов в битве при Пуатье он стал заложником англичан за освобождение своего отца, короля Иоанна II Доброго. Знаток искусства, меценат и коллекционер, он собирал драгоценности, монеты, медали, всевозможные диковины и даже редких зверей. Но главной его страстью были книги. Этим он заслужил прозвище Король часо­словов, ведь по его заказу лучшими мастерами были созданы шесть драгоценных иллюминированных часословов. Эти книги украшают сегодня коллекции лучших музеев мира. Две из них исполнили для него братья Лимбурги.

Дороже жемчуга и злата

рекрасный часослов» украшен 172 миниатюрами. Такая книга считалась богатым манускриптом, ведь обычно в книге было не более 20 миниатюр. В «Прекрасном часослове» изображения занимают большую часть страницы, оставляя внизу пространство лишь для нескольких строчек текста, а поля покрывает сплошной орнамент из стилизованных вьющихся тонких побегов плюща, что создает изящное и пышное обрамление. В рисунке видно, как растет мастерство художников по сравнению с их первой работой, как они обретают уверенность, свободу и совершенство линий и цвета. Об их высочайшем мастерстве говорит и то, что работу им поручил такой утонченный заказчик. Это был единственный законченный ими труд.

О следующем и самом известном, прекрасном, но не завершенном творении Лимбургов в инвентарном списке коллекции Жана де Берри написано: «Многие тетради великолепного часослова богато украсили узорами и миниатюрами Поль и его братья». Небольшие по размеру изображения являются настоящими шедеврами. Часослов начинается с календаря. На 12 листах представлены характерные для каждого месяца картины жизни городской и сельской Франции начала XV века. Январь пирует. Февраль греется у огня. В марте пашут и подрезают виноградники. Апрель — месяц разрывающихся почек, месяц помолвок; невеста обменивается кольцом с женихом. В мае празднуют наступление весны. Июнь — время сенокоса. Июль — жатва. Август — соколиная охота и купание. Сентябрь — сбор винограда. Октябрь — сев озимых. Ноябрь — сбор желудей. Декабрь — охота. «Алеле!» называют еще последнюю миниатюру — так звучит охотничий рожок. Но две последние принадлежат мастеру Жану Коломбу и исполнены на пятьдесят лет позже.

Некоторые исследователи считают работой Лимбургов только миниатюры «Январь», «Апрель», «Май» и «Август», где показаны сцены из жизни знати. Другие считают, что просто братья работали порознь над разными частями часослова. И условно называют их «куртуазным мастером», «простым мастером» и «мастером теней».

Каждый месяц имеет свой цвет: февраль — бело-голубой, весенним месяцам подходит радостный зеленый, июль — золотой. Поразительна звучность красок, которые остались такими же свежими и чистыми, как и 600 лет назад. Лимбурги прекрасно владели секретами профессии, тайнами приготовления натуральных красителей. Краски делались в самой мастерской. Из драгоценной ляпис-лазури, привозимой с Востока, получали синие тона: они глубоки и прозрачны, именно ими написаны сияющие небеса и полукруглые тимпаны. Зеленую краску добывали из малахита, фиолетовую изготавливали из особых лишайников. Сверкают золото, серебро и, конечно, драгоценная киноварь! На латыни она называется «миниум» (minium), отсюда и «миниатюра».

Алой киноварью горит «Январь», единственная миниатюра из всего цикла, которая изображает происходящее в интерьере. За столом пируют прелат в ярко-красном одеянии и герцог Беррийский. Он сидит во главе стола в меховой шапке и роскошных синих одеждах, расшитых золотом, с орденской золотой цепью на груди. Позади табличка с надписью золотом «Приходите, приходите» (приближайтесь, приближайтесь). Так созывались вассалы с приношениями на ежегодный пир. Среди его придворных — предполагаемые автопортреты братьев Лимбургов: двое в красных тюрбанах и перед ними человек в белом. С поразительной точностью воспроизведены подробности покроя одежды, обувь, атрибуты, посуда и даже собаки герцога! Мы словно слышим звуки веселья, все полно живого движения. Не случайно этот календарь называют энциклопедией жизни Франции XV века. Одинаково точно авторы изображают и подробности жалкого быта крестьян, их орудия труда, и роскошные замки и дворцы герцога. Лимбурги не зря считаются одними из создателей жанра пейзажа. Их изображение зимы предвещает все дальнейшие знаменитые зимы нидерландского искусства. Все виды абсолютно достоверны — замок Дурдан («Апрель»), вид острова Сите в Париже («Май»), замок Этамп, завоеванный герцогом («Август»). Это владения Жана Беррийского и места, связанные с его жизнью. Может быть, «Великолепный часослов» задумывался как своего рода альбом воспоминаний — собрание видов тех мест, которые были дороги герцогу.

Опередившие время

удожники и в других работах изображали своего покровителя. Он благословляет молодых в сцене помолвки в «Апреле», молится на странице «Прекрасного часослова», отправляется в паломничество на заключительной миниатюре «Малого часослова». Такой настойчивый акцент на личности, особенностях индивидуальной биографии, безусловно, примета новых веяний в жизни и искусстве, предвосхищающая развитие следующего столетия. Поразительная острота глаза и нежная любовь к природе заменили Лимбургам теоретическое знание перспективы, законы которой в те дни только еще начинали открывать. Вместо орнаментального фона, характерного для готики, появилось небо, воздушное пространство, свет солнца и тени, изменяющиеся в зависимости от времени суток и времени года.

С большим мастерством исполнены художниками листы часослова с миниатюрами на библейские и евангельские сюжеты. В самом начале покаянных псалмов помещено «Низвержение падших ангелов». Небесное воинство, закованное в золотые латы, стоя на облаках, разделяющих небо и землю, гонит мятежников. Синий водопад низвергается с небес. При простом колористическом решении это один из самых совершенных листов. Его композиция безупречна.

Во «Встрече волхвов» интересно, что город на заднем плане — не предполагаемый Иерусалим, а вид Парижа. Узнаваемы Нотр-Дам, Сен-Шапель и часть дворца Сите — Консьержери. А экзотических зверей, так живо изображенных, мастера, наверное, видели еще в зверинце Филиппа Смелого или во время встречи в Париже процессии Константинопольского патриарха.

Иногда в одной миниатюре художник нетрадиционно объединял несколько сюжетов. Так соединились «Поклонение волхвов», «Благовестие пастухам» (на заднем плане) и «Поклонение пастухов» — группа персонажей за яслями. А в «Изгнании из Рая» соединены сразу четыре сцены всей истории грехопадения.

Есть в часослове и два не­обычных листа. Один вставлен между ежедневными службами и Страстным циклом. Это план города Рима. Город представлен с высоты птичьего полета и ориентирован непривычно для нас — север находится внизу, а юг — наверху. На плане изображены античные и христианские памятники. Возможно, этот лист был связан с памятью апостолов Петра и Павла, принявших мученическую смерть в Риме. А другой, последний в календаре, лист иллюстрирует влияние созвездий на человека. В отличие от других анатомических изображений человека, здесь фигура представлена дважды и окружена овалом, мандорлой, с изображением знаков зодиака. Несомненно, миниатюра выполнена по заказу Жана Беррийского, ведь в ее верхних углах помещены изображения его герба — три золотые лилии на голубом фоне.

Герцог явно благоволил художникам. С осени 1413 года Поль Лимбург именуется «камердинером милостивого господина», а вскоре камердинеры уже и Жан, и Эрман. Похоже, что и они с почтением и благодарностью относились к патрону. В их общении даже допускалась вольность. Известно, что на новый, 1411 год они преподнесли в качестве подарка своему господину «книгу-обманку, сделанную из куска дерева».

Герцог умер весной 1416 года в Нельском замке Парижа, он тоже изображен на одной из миниатюр. А к сентябрю-октябрю того же года не было в живых уже и братьев Лимбургов. Предполагают, что они умерли от эпидемии чумы. Совсем молодыми, не старше 35 лет. Часослов закончили другие мастера только через 80 лет.

Изучать творчество Лимбургов стали в конце XIX века, когда герцог д`Омаль подарил замок Шантийи вместе с коллекциями государству Франция. По его завещанию манускрипт, как и другие экспонаты, никогда не должен покидать пределов замка. В ХХ веке миниатюры из календаря стали широко известны, их любят помещать в современные издания. И каждый раз их хочется рассматривать снова и снова.


Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|