email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Главный по морю

Иван Айвазовский

Журнал: №5 (79) 2017 г.
И. К. Айвазовский и его работа «Парусник в море». 1887
В 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского.

Баловень судьбы

«Я морем жил», – так сказал о своем творчестве художник Иван Константинович Айвазовский. Он оказался очевидцем почти всего XIX века – золотого века русской культуры, а на закате дней застал начало и Серебряного века. Провинциальному мальчику из обедневшей армянской купеческой семьи повезло. Его выразительные рисунки на беленых стенах домика в приморской Феодосии были замечены городским зодчим Я. Кохом, он и рекомендовал его градоначальнику Феодосии А. Казначееву. До конца дней вспоминал художник «лучший в жизни памятный подарок – ящик водяных красок и целую стопу рисовальной бумаги», полученные от него. Родители мальчика не могли себе такого позволить. В патриархальной, с религиозными устоями семье он был пятым ребенком. Дети получали образование в церковно-приходской школе храма Святого Саркиса. Казначеев помог Ованесу Гайвазовскому – так звали тогда юного художника – окончить уездное училище и поступить в симферопольскую гимназию. Благодаря его хлопотам рисунки Ованеса увидел сам Николай I и «…повелеть соизволил… Ивана Гайвазовского принять в Академию художеств пенсионером Его Величества и привезти сюда на казенный счет».

Юноша прибыл в Петербург в августе 1833 года и поступил в класс к пейзажисту М. Воробьеву, который по академической системе стал учить его сочинению и компоновке пейзажей. Но ему хотелось научиться писать воду и воздух. Он старательно копировал работы Сильвестра Щедрина, француза Клода Лоррена, голландцев. Протекция Казначеева открыла ему двери в лучшие петербургские дома и в Императорский Эрмитаж. Он изучал старых мастеров в частных коллекциях, ходил на выставки. Брюлловскую «Гибель Помпеи» Айвазовский увидел летом по приезде в Петербург и был потрясен. Идеи и стилистика романтизма были ему близки – он вырос там, где к берегу бурного, изменчивого моря подходят степи и горы, на древней земле Киммерии. С детства его фантазию будоражили героические истории. Он рассматривал и копировал литографии, изображающие подвиги героев и морские сражения греков с турками за освобождение Греции. В Эрмитаже он увидел, как работает модный французский маринист Таннер над видами русских портов на Балтике, и попросился к нему в ученики. Мастер скупо делился секретами, зато часто поручал ученикам часть своей работы, а писать самостоятельно запрещал.

Айвазовский нарушил запрет и в 1836 году выставил пять картин на осенней выставке в Академии художеств. Он считал, что имеет на это право, ведь его академические работы отмечались золотыми и серебряными медалями, а «Вид на взморье возле Петербурга» приобрел для Академии художеств сам император Николай I. Выставка была престижной, но и на фоне выдающихся художников А. Иванова, О. Кипренского, скульптора Н. Пименова Айвазовский не потерялся. О нем писали газеты, а публика была в восторге. Эту выставку Айвазовский считал началом своего творческого пути.

По указанию государя Айвазовского переводят в батальный класс профессора А. Зауервейда для занятий «морскою военною живописью» и на два года посылают в Крым, дав возможность свободно работать. В Феодосии он устраивает мастерскую и внимательно наблюдает за природой уже новым взглядом. «Сколько перемены в моих понятиях о природе, сколько новых прелестей добился и сколько предстоит впереди», – пишет он в письме. Айвазовский мечтает видеть «морское сражение при этакой роскошной природе» и весной 1839 года отправляется в «путешествие аргонавтов» к берегам Абхазии на военном корабле с русской эскадрой. Так он знакомится с выдающимися личностями того времени – генералом Раевским, адмиралами Лазаревым, Нахимовым, Корниловым. Отчетом стали картины, приобретенные государем, а Иван Айвазовский получил звание художника и право на шестилетнюю стажировку в Италии.

Обретение славы

В его паспорте за следующие четыре года сделано 134 записи. Айвазовский много переезжал, посетил Венецию, Рим, Флоренцию, Геную, Неаполь, Милан, Верону, не раз покидал Италию – был в Лондоне, Лиссабоне, Малаге. Дважды посетил Париж и Женеву, совершил поездку по Рейну. Были и романтические приключения: по дороге из Гренады на коляску Айвазовского напали разбойники, в Бискайском заливе его корабль попал в шторм и чуть не потонул. Но это лишь добавляло впечатлений и будоражило воображение молодого художника. Свои путешествия он закончил в Голландии: его целью были музеи, работы великих мастеров, особенно «по части морской живописи», как он писал в письмах.

Любимый его жанр морского пейзажа развивался в европейском искусстве постепенно. В картинах художников XIV–XV веков море в картинах на религиозные сюжеты олицетворяло стихию страсти, любви или жизненных бурь. Как самостоятельный жанр марина возникает лишь в XVII веке в Нидерландах. Достаточных успехов к XIX веку достигли французы. Айвазовский же стал первым русским художником-маринистом. Англичанин Тернер свой восторг от «Неаполитанского залива в лунную ночь» выразил в стихах, назвав Айвазовского великим. Гоголь шутил, что от восторга «немудрено захлебнуться, когда в своих картинах он дает такую чудесную воду». Около пятидесяти крупных картин выполнил Айвазовский за время пребывания в Европе. К нему пришла мировая слава: его почитателями были король Неаполитанский, король Нидерландов, французский посланник в Риме и сам папа римский Григорий ХVI. Папе Айвазовский преподнес картину «Хаос», которая, по выражению Гоголя, «подняла хаос в Ватикане».

На родину Айвазовский вернулся на два года раньше срока в ореоле европейской славы – академиком Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской и Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге также признала его академиком и профессором живописи. В 1844 году он стал живописцем Главного Морского штаба. Айвазовский создал летопись главных битв и побед русского флота. Он запечатлел Петра I в эпизоде Северной войны, написал две картины, посвященные битве брига «Меркурий» с турецкими судами. Художник был участником Севастопольской эпопеи в Крымской войне 1853 года. Полотно «Осада Севастополя» стало памятником русским кораблям, закрывшим собой вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Он написал панораму Севастополя с Малахова кургана – места русской славы, где погиб адмирал Корнилов. Айвазовский даже открыл выставку своих батальных картин в осажденном Севастополе. Моряки уважали и любили его за храбрость и талант.

Со студенческих лет он был любимцем царской семьи. Не раз сопровождал царских особ в морских путешествиях; с императором Николаем I участвовал в плавании на корабле «Владимир» в Севастополь и присутствовал на маневрах. «Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!» – сказал ему тогда государь. В мае 1867 года Александр II с императрицей Марией Александровной и детьми посетили дом живописца в Феодосии и его имение в Судаке. Им был устроен грандиозный прием с роскошным обедом, костюмированными постановками и фейерверками. Когда гости вернулись на яхту, чтобы плыть в Ялту, на стене каюты они с удивлением увидели новую картину с изображением этого торжества. Для семьи Александра III художник украсил Большой Ливадийский дворец тридцатью видами крымских берегов.

Айвазовский сделал фантастическую карьеру и стал единственным русским художником, получившим чин действительного тайного советника – в армии это соответствовало чину полного генерала и адмирала. Но жажда путешествий не оставляла его до глубокой старости. Иван Айвазовский с радостью поехал в Египет в составе русской делегации на открытие Суэцкого канала и стал первым художником, написавшим панораму канала. Свое 75-летие он готовился отметить в Америке, куда на Всемирную выставку в Чикаго отправил семь картин из жизни Колумба. Из поездки же привез «Ниагарский водопад».

Случилось ему путешествовать и в фантазиях. В 1870 году 50-летию открытия Антарктиды русскими моряками Айвазовский посвятил свои «Ледяные горы в Антарктиде» – первую в истории картину, изображающую полярные льды.

Секреты мастерства

Как истинный романтик, Айвазовский считал, что на его картинах солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра – съёжиться, от волны – отпрянуть в испуге. Так и случилось, когда он распахнул перед Репиным дверь, за которой был его «Девятый вал». Эта картина, созданная в 1850 году, – одно из самых популярных произведений мировой живописи XIX века. Мастер написал поэму о величии стихии, беззащитности перед ней человека и о надежде на спасение.

Но какие бы губительные штормы и страшные бури ни писал Айвазовский, в его картинах всегда есть надежда. Сквозь тяжелые тучи пробиваются робкие солнечные лучи, а над гибнущими кораблями проносятся птицы. Самую масштабную картину «Волна», где изображено только кипящее, бушующее штормовое море как символ непобедимой мощи стихии, мастер написал всего за десять дней. Правда, по признанию художника, вся его жизнь была подготовкой к этой картине, ведь мастеру был уже 81 год!

Творческий метод Айвазовского сложился еще в Италии и не изменился в течение всей жизни. Не было в его время, да и сейчас нет, мастера, равного ему в изображении природных стихий. Крамской подозревал, что Айвазовский пользуется какими-то особенными красками, но секрет его был в методе работы. Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба. Какой бы величины ни был холст, Айвазовский писал «воздух» в один сеанс, даже если для этого нужно было двенадцать часов. Только так, считал он, можно передать воздушность и цельность цветовой гаммы.

Эффекта невероятной достоверности в передаче прозрачности воды мастер достигал, используя технику лессировки. В живописи старых мастеров это был последний, третий, прозрачный живописный слой. Айвазовский же работал в один прием. Умело распределял он красочный слой различной плотности по холсту, используя белый грунт как светящуюся подкладку. Цвет в его картинах кажется очень насыщенным за счет особой глубины и тонкости нюансов. С натуры Айвазовский делал только мимолетные наброски, а брался за кисть в мастерской и писал по памяти. Она была у него феноменальной. Он мог с легкостью писать пейзажи мест, которые посетил много лет назад. Однажды для генерала Ермолова он в его присутствии изобразил абхазский берег, вспомнив свое путешествие тридцатилетней давности! Картинка словно запечатлевалась в его сознании. Метод Айвазовского напоминал фотографию, но только напоминал. О тех, кто просто копирует, а не интерпретирует, он говорил: «Живой фотографический аппарат, но никогда – настоящий художник». Если ему нужно было нарушить законы природы ради картины, он шел на это. Репин как-то упрекнул его: «У вас тут свет с двух сторон». «Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант!» – ответил Айвазовский. Он писал быстро и невероятно энергично. «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь», – так говорил он. Свет, освещение были важнейшими составляющими его живописи. Рассказывали, как в Биарицце в пасмурный день он, делая зарисовки, попросил указать точки восхода и захода солнца. На другой день были написаны три эффектные картины морского прибоя утром, в полдень и при закате. Сам он советовал зрителю смотреть его картины так: «следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту».

Возвращение к истокам

В 1840-х годах Айвазовский окончательно переехал в Феодосию. Он был настоящим отцом города. Все большие культурные начинания в городе – строительство картинной галереи, археологического музея, концертного зала – связаны с именем И. К. Айвазовского. Художник основал Киммерийскую школу живописи, был попечителем учебных заведений, помогал учащимся и учителям. Щедро жертвовал на нужды города. В окрестностях Феодосии Айвазовский провел раскопки восьмидесяти курганов. Находки в одном из них по художественно-научному значению превзошли все ожидания: в курганном погребении на мысе Ильи было найдено множество античных золотых украшений тончайшей работы. Они стали гордостью коллекции Эрмитажа.

Пользуясь влиянием в Морском министерстве, Айвазовский хлопотал о постройке торгового порта и о проведении в город в 1892 году железной дороги. Этому событию он посвятил картину «Первый поезд в Феодосии». Любопытно, что художник создал ее еще до того, как началось железнодорожное сообщение, по воображению. Айвазовский дал городу воду. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население города, я дарю ему 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника». В честь окончания строительства водопровода на средства и по проекту Айвазовского на бульваре был сооружен фонтан. Второй фонтан, установленный на базарной площади, благодарный художник посвятил памяти А. Казначеева. Старожилы говорили, что Айвазовский крестил чуть не половину новорожденных Феодосии и был им прекрасным, щедрым крестным.

Последняя картина, над которой Айвазовский начал работать в своей феодосийской мастерской в день смерти, 2 мая 1900 года, была посвящена русскому флоту. Она изображает боевой эпизод, «Взрыв турецкого корабля». Иван Айвазовский скончался в возрасте 82 лет. Художника Главного морского штаба хоронили со всеми воинскими почестями. На его надгробии надпись на древнеармянском языке: «Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную славу!»

Не всем известно, что Айвазовский…

… был членом Русского географического общества.

… разработал новый устав Академии художеств.

… был участником всех Всемирных выставок XIX века.

…раньше передвижников стал возить выставки по России и миру.

…в ответ на турецкий геноцид армян выбросил в море все награды султана.

…деньги от выставок жертвовал тысячами на помощь неимущим и жертвам войн.

…написал более шести тысяч картин.

А также…

…выставки художника, прошедшие в Москве и Петербурге в 2017 году, посетил почти миллион человек.

…подделывать работы Айвазовского начали еще при жизни художника.

...большая часть наследия мастера публике неизвестна и находится в европейских и американских частных коллекциях.

…на осеннем аукционе Кристис «Берег Ялты» Айвазовского лидировал и был продан за 488 тысяч фунтов стерлингов.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|