email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

«Под благовест» Нестерова

Великий художник. Жизнь и творчество

Журнал: №5 (25) 2008 г.

Один из наиболее чутких ценителей искусства, художник и самобытный критик А.Н. Бенуа тонко заметил, впервые увидев картину Нестерова «Под благовест»: «Тут виднеется какая-то драма, происходящая в душе самого художника, – драма, быть может, весьма тяжелая, но, во всяком случае, почтенная!»

В письме к М.П. Соловьеву мы находим признание самого Нестерова, которое несколько приоткрывает завесу над этой драмой: «…творчество мое, как мне кажется, имеет в себе нечто болезненное, поэзия моих произведений – поэзия одиночества, страстного искания счастья, душевной тишины и покоя». 

Анализ творчества художника с позиций поиска им духовного пристанища в его многотрудной жизни позволяет сделать вывод, что свой покой Нестеров искал, обращаясь в своих произведениях к жизни русских монастырей и вообще к темам, связанным с жизнью православной Руси. 

Анализируя конкретные полотна художника, необходимо учитывать и такое его замечание: «Картины мои слишком субъективны, в этом и кроется то крайнее разноречие в суждениях о них. Кто же сомневается в искренности их, тот глубоко неправ». 

Задача настоящей статьи состоит в том, чтобы сделать попытку преодолеть это «разноречие в суждениях» применительно к одной картине – «Под благовест» – и подойти к ее анализу, доверившись самой картине, тому, что она сама о себе «говорит», обращаясь к человеческому сердцу. И во всяком случае отмежеваться от трактовки советского периода, когда писать о вопросах, связанных с религией, было заказано, а также и от восприятия творчества Нестерова многими из его современников, испытывавших на себе историко-политические влияния, возбуждавшие в обществе антирелигиозную агрессивность.

Литературы, специально посвященной разбору картины «Под благовест», существует очень мало.

Также Вы можете :