email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

«Мир ловил меня
 и не поймал»

Интервью с актером Богданом Ступкой

Журнал: №4 (30) 2009 г.

Богдан Сильвестрович Ступка родился в 1941 году в селе Куликове Львовской области. Окончил студию при Театре им. М./Заньковецкой (1961) и театроведческий факультет Киевского театрального института им. И.К. Карпенко-Карого (1984). С 1961 года актер Львовского украинского театра драмы им. М. Заньковецкой, с 1978/г. – Киевского академического театра им. И./Франко. С/2003 года – художественный руководитель Театра им. И. Франко. С 1999 по 2001 г. – министр культуры Украины. Лауреат Государственной премии СССР (1980, за театральную работу). Лауреат Государственной премии Украинской ССР им. Т.Г. Шевченко (1992, за театральную работу). Народный артист СССР (1991). Лауреат премий Союза театральных деятелей Украины им. И. Котляревского (1991) и им. А. Бучмы (1994). Член-корреспондент Академии искусств Украины (1998).

Сыграл более 60 ролей в кино, в том числе в фильмах: «Белая птица с черной отметиной» (1971), «Самый последний день» (1972), «Забудьте слово смерть» (1979), «Иначе нельзя» (1980), «Мужество» (1980), «Тайны святого Юра» (1982), «Дети солнца» (1985), «Даниил – князь Галицкий» (1987), «Николай Вавилов» (1990), «Ныне прославися сын человеческий» (1990), «Грех» (1991), «Кремлевские тайны шестнадцатого века» (1991), «Дорога в рай» (1993), «Елисейские поля» (1993), «Западня» (1993), «Серые волки» (1993), «Одинокий игрок» (1995), «Огнем и мечом» (1999), «Восток–Запад» (1999), «Богдан Хмельницкий» (2000), «Мазепа» (2000), «Свои» (2004), «Водитель для Веры» (2004), «Тарас Бульба» (2008) и во многих других.

– Богдан Сильвестрович, недавно вышла на экраны эпическая драма Владимира Бортко «Тарас Бульба», где вы исполнили главную роль. Что это был за опыт для вас как актера, уже не раз игравшего роли исторических деятелей? 

– Я благодарен судьбе, что приобщился к творчеству великого писателя, которого почему-то все время норовят делить между Украиной и Россией, как какой-то мешок с картошкой. Подобные разговоры мне кажутся смешными: Гоголь – достояние мировой культуры, он вселенский художник, а его творчество вне границ и политики. 

А что касается самой роли, то для меня это была возможность по-новому взглянуть на гоголевского героя – открыть целую философию жизни, со своим кодексом чести, со своим пониманием жизни и смерти, героизма и предательства. Тарас Бульба – настоящий самурай, для которого смерть на поле битвы – честь и награда, а предательство равносильно смерти. 

Самый острый вопрос, который так любят задавать зрители и читатели, – о нравственном оправдании поступка Бульбы, о правомочности убийства сына – логично встраивается в концепцию жизни Тараса. Это не значит, что я оправдываю своего героя: прощение – самая главная добродетель. Однако в наши дни, когда человечество почти забыло об истинных ценностях, так важно напомнить зрителю о подлинном мужестве, настоящей жертвенности и истинном героизме. Всеми этими качествами обладает гоголевский герой.

Также Вы можете :