email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Василий Шукшин

«Хочешь быть мастером, макай свое перо в Правду»

Журнал: №1 (21) 2008 г.
Василий Макарович Шукшин принес в кинематограф опыт русской народной жизни, те ее традиции, в которые глубоко уходили его родовые корни. Актерство было для него той авторской позицией, благодаря которой он мог находиться в одной плоскости с героями, вступать с ними в диалог. М. Бахтин называл подобное участие художника в изображаемой им действительности «новой постановкой автора», «одним из важнейших результатов преодоления иерархической дистанции».

Роли Шукшина часто были связаны с его личным опытом, во многих обнаруживались аллюзии на реальные моменты его жизни. Его герой свободно полемизировал с другими персонажами, отстаивая взгляды самого Шукшина на важнейшие для него вопросы. Фильмы Шукшина интересны прежде всего личностью его создателя, ярко, страстно в них проявившейся. И в то же время эти картины не являются рупором его идей, в них есть та диалогичность, которая, по Бахтину, характерна для современной литературы.

В своих высказываниях В. Шукшин не проводил строгой грани между литературой и кинематографом. Он писал в целом о задачах искусства. Как и подобает русскому интеллигенту, он ставил литературу как парадигму русской культуры превыше всего, собирался после «Разина» посвятить себя ей всецело, сожалел, что средства кинематографа беднее: если «литература питается теми живительными соками, которые выделяет, вечно умирая и возрождаясь, содрогаясь в мучительных процессах обновления, больно сталкиваясь в противоречиях, живая Жизнь», то «кинематограф перемалывает затвердевшие продукты жизни, готовит вкусную и тоже необходимую пищу… Но горячая кровь никогда не зарумянит его щеки». Он считал, что дело в технике, которая «гнетет»: но и когда она «раскрепостит» кинематограф, литература будет на первом плане в постижении жизни.
  С первого фильма до конца жизни Шукшин боролся с идеологическими установками, которые навязывались искусству. Ему приходилось возражать против идеальных положительных героев: в жизни нет «положительных» и «отрицательных» людей, а искусство, которое создает эти лживые образы, он называл безнравственным. Такие «лазутчики из мира лжи» наносят страшный ущерб духовной жизни народа.

Также Вы можете :