email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

К истокам райской реки

Эфиопия – страна великой истории

Журнал: №2 (28) 2009 г.

Эфиопия — это страна, в которой берет начало райская река Гихон; здесь некогда поселился благочестивый правнук Ноя, а сын царя Соломона перенес сюда Ковчег Завета. Вся Эфиопия живет по календарю, который совпадает с нашим церковным, а традиции и ценности эфиопского народа во многом напоминают дореволюционную Россию. Вы не знали об этом? Тогда я расскажу. Все по порядку.

Эфиопы верят, что одна из рек, орошавших библейский рай, протекала по земле, наследниками которой они себя почитают: «Имя… реки Гихон: она обтекает всю землю Куш» (Бытие 2.13). Куш был тем сыном Хама, который в отличие от Ханаана не был проклят Ноем. Эта земля на севере современного Судана, у западной границы Эфиопии, и здесь по сию пору протекает Голубой Нил, берущий начало в стране, название которой в «Книге Аксума» производится от Итиописа, сына Куша. Таким образом, Итиопис был правнуком Ноя. 

Вера эфиопов в то, что Голубой Нил это одна из рек Эдема, находит подтверждение в теории дрейфа материков: если сейчас реки, упоминаемые в Библии как вытекающие из рая (Тигр, Ефрат и Нил), расположены на разных материках, то согласно теории дрейфа некогда они были принадлежностью единого материка — Пангеи. 

11 сентября 2007 года в Эфиопии встретили третье тысячелетие, таким образом, сейчас здесь 2001 год. Это так называемый коптский (близкий к александрийскому) календарь, который ориентируется на фазы Луны и насчитывает 13 месяцев в году! При этом эфиопский церковный календарь практически полностью совпадает с церковным календарем, принятым в Русской православной церкви (юлианским), — Рождество Христово и другие православные праздники мы празднуем одновременно.

При посещении Эфиопии погружение в другой мир, я бы даже сказал, в другую реальность, происходит благодаря тому, что история, религия, культура и природа этой страны поразительны. 

Страна царицы Савской

Древнейшие периоды эфиопской цивилизации — сабейский (с V века до Р.Х.) и аксумский. Согласно устной традиции в начале истории Аксума в этих местах правил дракон, требовавший человеческих жертвоприношений. В числе жертв оказалась девушка, которую полюбил герой Агабоз и убил чудовище. Народ провозгласил его царем, а наследовала Агабозу его дочь — Македа, «царица Савская» Библии. Действительно, по мнению ученых, под аксумскими стелами приносили жертвоприношения, в том числе, вероятно, человеческие. Сохранилось более 200 грандиозных базальтовых стел (созданы не позднее IV в. н.э.), высота самой большой — 33 метра. Это высота 14-этажного дома, хотя в настоящее время он повален на землю, а вот высота самого большого стоящего обелиска составляет 24 метра. Под стелами расположены огромные плиты (длиной до 115 метров). Размеры, вес (до 500 тонн!) и виртуозная резьба по камню позволяют говорить о том, что стелы Эфиопии превосходят знаменитые стелы египетских Луксора и Карнака. По мнению известного отечественного африканиста Ю. Кобищанова, они являются мини(!)-макетами многоэтажных царских дворцов, высота которых могла достигать 40 метров.

Действительно, царица Македа, загадывавшая загадки царю Соломону, происходила из княжества Саба (Шеба), которое находилось на юго-западе Аравийского полуострова и было тесно связано с Аксумом. Эфиопская традиция повествует о том, что Соломон обхитрил мудрую царицу, результатом чего стал их сын — Менелик, основатель династии эфиопских царей. Однако Менелик тайно забрал из Израиля величайшую святыню — Ковчег Завета, который с тех пор хранится в потайном месте в одной из церквей Аксума. 

Великие цивилизации прошлого — византийская и персидская — почитали Аксум за цивилизацию, равную себе: его влияние распространялось на территории современных Эфиопии, Эритреи, Египта, Джибути, Сомали, Судана и даже Йемена, Омана и Саудовской Аравии! Торговые связи были еще шире — археологические свидетельства эфиопской торговли обнаружены на огромном пространстве – от Крыма до Занзибара и от Испании до Вьетнама. Они торговали слоновой костью, рогом носорога, шкурами бегемотов и обезьян, обсидианом, золотом, изумрудом и благовониями. 

В этническом отношении эфиопы находятся посередине между семитами и негроидами. Население Эфиопии в 2006 г. составило 75,1 млн человек. 35% населения страны исповедует ислам, 12% — язычество (это в основном жители юга страны), а более половины — христианство. 

Древнейшее христианское государство в Африке

Эфиопская церковь одна из самых первых христианских Церквей и занимает в жизни эфиопов исключительное место — она возводит свое начало к апостольским временам, когда евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8. 26–30). 

Аксумских правителей в христианство обратил святой Фрументий (примерно IV век) — сын сирийского купца, потерпевший кораблекрушение в Красном море и попавший в рабство в Аксуме. Здесь он начал проповедовать Евангелие и в итоге святым Афанасием Александрийским был рукоположен в епископы. 

Однако в V–XIX веках Эфиопская церковь была монофизитской (учение об одной природе Христа — Божественной, тогда как православие видит в нем не только Бога, но и Человека). Монофизитство сформировалось в 433 году в Армении и обособилось от остальной части христианства в 451 году после Халкидонского Вселенского Собора, который принял учение о двух природах Иисуса Христа и осудил монофизитство как ересь. 

Эфиопская церковь не приняла решения Халкидонского Собора, и ее учение о Боговоплощении сформировалось, лишь когда император Феодор II в 1855 году запретил все прочие доктрины, кроме Тэуахэдо (то есть собственно православной). Она получила церковное подтверждение на Соборе в Бору Мэда в 1878 году. После этого архимандрит Порфирий (Успенский) справедливо отмечал: «Абиссинцы не еретики. Напротив, они проклинают ереси Ария, Македония, Нестория и Евтихия и содержат веру святого Афанасия и святого Кирилла. В богослужениях и обрядах их видно чистое православие, “как в абиссинских озерах видно чистое небо”». 

Во время интронизации 1971 года патриарх Эфиопский Абуна Феофил подтвердил исповедание эфиопами двух природ Христа. В настоящее время взаимоотношения между православными церквами России и Эфиопии выстраиваются на основе общего понимания апостольского христианства.

В результате миссионерской деятельности святого Фрументия Эфиопская церковь на многие века оказалась в сфере влияния Александрийских (Коптских) епископов, — как Россия до конца XVI века находилась в юрисдикции византийского Константинопольского патриархата. Лишь в 1959 году Александрия утвердила эфиопа Василия первым эфиопским патриархом, — Церковь стала автокефальной.

Лалибелу строили ангелы

Первая из трех древних столиц Эфиопии — Аксум, передала эстафету городу Лалибеле, названному в честь царя Лалибелы, который в XII–XIII веках восстановил былое великолепие эфиопской цивилизации после того, как оно несколько угасло под действием внешних врагов и внутренних настроений. 

Храмы Лалибелы не имеют аналогов в мире: их строили не вверх, камень за камнем, а ваяли вниз, из целых скал — архитектура понятая как скульптура! При этом каждая из 11 церквей африканского «Нового Иерусалима» уникальна. Их две группы: наиболее древняя группа — восточные пять церквей. Самая большая из них — храм Спаса Эммануила, вырезанный на 11 метров в глубину, 18 метров в длину и 12 метров в ширину. Затем следует храм Святого Меркурия, частично обрушившийся, и храм Святого Ливана, предание о котором говорит, что его строила жена Лалибелы. Решив сделать приятное мужу, она построила его за одну ночь, но так как человеку такое чудо не под силу, то в работе ей помогали ангелы. Храмы-близнецы Архангелов Гавриила и Рафаила имеют единую крышу на 25 метров. 

Самый большой храм ансамбля находится на территории шести западных церквей — это Медханэ Алеем (34x30 метров). Храм Пресвятой Девы Марии, для сооружения которого в Лалибелу были приглашены сотни иерусалимских и александрийских мастеров (единственная эклектичная постройка комплекса), содержит внутри себя камень, на котором высечены два загадочных текста. Он укрыт бархатным покровом и стережется священно служителями, которые на вопрос, что там написано, отвечают, что один текст посвящен прошлому мира, а другой предсказывает его будущее… 

Затем следует двойной храм Голгофы и Архангела Михаила. В церковь Голгофы женщин не пускают. Десятый храм — Гроба Господня, хранит в себе могилу царя Лалибелы, его трон, крест, а также место, именуемое «надгробием Адама». Последний храм — главное из архитектурных чудес Лалибелы — Святого Великомученика Георгия Победоносца, начинать знакомство с которым имеет смысл с холма (храм имеет форму креста).

Самая свободная страна Африки

Вслед за расцветом наступил и кризис. В 1529 году началась Тридцатилетняя война с мусульманами, решившими огнем и мечом подчинить православное царство. В целях «священной войны» снаряжались специальные отряды, призванные уничтожать христианские святыни и грабить богатства страны. Однако война закончилась в пользу эфиопов, и страна стала залечивать раны.

В XV веке в страну проникли португальцы — интерес Европы к Эфиопии был далеко не платонический. Как и на Руси, где синхронно с монголами на нашу независимость покушались «крестоносцы», выступившим против Эфиопии мусульманам в начале XVII века наследовали иезуиты и европейские дипломаты-разведчики. 

В результате новой, духовной, экспансии один из императоров — Сусныйос, предал свою веру и перешел в католицизм. Страна немедленно отреклась от него, дав презрительное прозвище – Царь-еретик. Сусныйос отрекся от трона в пользу сына Фасилидэса, который созвал освященный собор, подтвердивший приверженность вере отцов. Европейцы были частично изгнаны, частично убиты. Было заключено соглашение с племенами побережья Красного моря о недопущении европейцев на территорию Эфиопии, царь обещал платить золотом за голову каждого агента Запада и «миссионера».

Так, вплоть до середины XIX века, страна стала закрытой для Европы. Третьей столицей империи стал город Гондэр. Его памятники разрушались суданцами в XIX веке, а во время Второй мировой войны обеими воюющими сторонами — итальянскими фашистами и английской авиацией. Но сохранилось многое — в том числе большой дворцовый комплекс Фасилидэса (около двадцати храмов и замков), прекрасная церковь Дэбрэ Бырхан Сылассе с одним из лучших собраний своеобразной эфиопской живописи XVI века, и замок раса Микаэля-Сыуля (с золотой ванной последнего императора).

Ни мусульмане, ни духовная, ни военная экспансия Запада не сломили эфиопов — их страна была и остается единственной в Африке, которая никогда не была ничьей колонией.

«Что для русских невозможно?!»

Попытка итальянцев в 1896 году колонизировать Эфиопию обернулась грандиозным поражением в битве при Адуа. Свой вклад в эфиопскую независимость внесла и Россия. Началом ее отношений с Эфиопией (которую тогда называли Абиссинией) стал 1897 год: в Аддис-Абебу (современную столицу страны) была послана дипломатическая миссия во главе с П.М. Власовым. 

Первой русской дипломатической миссии был придан конвой из гвардейских казаков, начальником которого состоял сотник Петр Николаевич Краснов — будущий атаман, герой Гражданской войны со стороны Белой гвардии. После преподнесения подарков от русского императора эфиопский негус (император) испытал чувства, которые будущий атаман Краснов описал так: «Не ценность подарков тронула его, а потрясло его душу, что Великий Белый Брат, Владыка Севера, подумал о нем, живущем в глуши африканских гор, и прислал ему те вещи, которые ценятся в Абиссинии». 

Отношение эфиопов к русским, делавшим акцент на духовном родстве двух христианских народов, на фоне колонизаторских претензий Англии, Италии и других европейских стран было очень положительным. 

Эфиопы видели в русских, что «им не нужно было [эфиопских] земель, им не нужно было наград или почестей... Их не интересовало ни обилие золота в Каффе, ни громадные слоновые клыки, ни плодородие Абиссинии и ее тучные стада — бескорыстно служили они своему делу, и слава их стала далеко разноситься за пределы Аддис-Абебы; она летела с каждым новым выздоровевшим в провинцию, приходила в тихое Гэби и интриговала Менелика. И/он ходил сам в скромные русские палатки, он смотрел, как под рукой русского хирурга вынимались кости, пули, осколки снарядов… И с именем русского царя в Абиссинии составилось понятие бескорыстия, дружбы и христианской добродетели». 

Французы и итальянцы — «это были белые, которые могут повредить, это не христиане, по понятию абиссинца. Христиане — одни русские... “Вы, как ангелы… вы христиане и мы христиане... братья... ангелы”». Эта оценка Краснова находит свое подтверждение в словах императора Эфиопии Менелика II, который в письме к императору Николаю II так благодарил его за миссию Власова и оказание медицинской помощи раненым: «Говорим чистосердечно, что для Эфиопии нет других помощников, кроме Бога и России: мы братья по вере и истинные, неизменные друзья».

Легендой стало выступление казаков перед негусом – джигитовка произвела на него потрясающее впечатление. Краснов был награжден офицерским крестом Эфиопской звезды 3-й степени и на прощальном приеме у императора еще раз услышал его весьма лестное мнение о русских. На вопрос о сроках передвижения казаков по пути на родину Краснов дал ответ, который поразил негуса: «Невозможно... Впрочем, что для русских невозможно?!» 

В России к эфиопской награде Краснова добавились орден Святого Станислава 2-й степени и орден Почетного легиона от союзников-французов. 

По следам гусара-схимника

В конце XIX века взошла эфиопская звезда и другого выдающегося русского — Александра Ксаверьевича Булатовича. Это были времена, когда англичане хотели соединить свои северные и южные владения в Африке — от Каира до Кейптауна, которые разделяли лишь земли на границе Судана, Уганды, Эфиопии и Кении. С этой целью они намеревались отправить отряды в легендарно богатую и не доступную еще европейцам Каффу, которая до XV века была частью Эфиопии. Но эфиопский император Менелик решил опередить англичан и вернуть свою территорию. 

До знаменитой победы при Адуа (когда эфиопы разбили войско других незадачливых колонизаторов-итальянцев) Каффа была присоединена лишь формально, но после захвата новейшего итальянского вооружения и участия русского военного советника успех был предрешен. В 1898 году этим советником стал А.К. Булатович, который с помощью новейших приборов систематически определял местонахождение эфиопского войска, выбирая оптимальный маршрут по неизведанным территориям.

Булатович проявил себя и как отважный воин, и как путешественник-исследователь. П.М. Власов восторгался деятельностью А.К. Булатовича: «Этот офицер… доказал самым блестящим образом не одним абиссинцам, а всем европейцам, находящимся здесь, на какие подвиги самоотвержения способен офицер, вышедший из русской школы и имеющий высокую честь числиться в рядах императорской гвардии». Не раз испытывал русский гусар опасность своей жизни — как от племен непокорной Каффы, так и от диких животных. «Русский офицер подобен птице и не знает преград, гор и бескрайних пустынь», — такими словами приветствовал русского путешественника император Менелик. 

В 1898 г., по результатам своей поездки в Эфиопию, Булатович представил министру иностранных дел М.Н. Муравьеву докладную записку, который, в силу ее важности, переслал ее военному министру А.Н. Куропаткину, а также нашим послам в Лондоне, Париже, Константинополе и дипломатическому агенту в Каире. 

Булатович первым описал бассейн нескольких притоков Голубого Нила, а также доказал, что река Омо не имеет отношения к Нилу. Истоки Омо он обнаружил на склоне горного хребта, который назвал в честь императора Николая II. Когда эфиопский военачальник Вальде Георгис принес в его палатку брошенного родителями местного мальчика, Булатович назвал его Васькой, а одну из гор на северном берегу озера Рудольф – Васькиным мысом.

За свои эфиопские походы Булатович был награжден русским правительством четырьмя орденами, а французским правительством — орденом Почетного легиона. 

Известный поэт Николай Степанович Гумилев также посетил Эфиопию — трижды в период с 1908 по 1911 г.: «Я побывал в Абиссинии три раза и в общей сложности провел в этой стране почти два года. Я прожил три месяца в Хараре, где я бывал у раса… Тафари... Я жил также четыре месяца в столице Абиссинии, Аддис-Абебе, где познакомился со многими министрами и вождями и был представлен ко двору бывшего императора российским поверенным в делах в Абиссинии». Гумилев написал массу поэтических и прозаических произведений под впечатлением от своего пребывания в Африке, в том числе знаменитого «Жирафа» с озера Чад.

На рубеже XIX–XX веков в Эфиопии жил прекрасный русский художник-баталист Евгений Сенигов. Увлеченный идеями социалистического братства, основанного на русской крестьянской общине, он предпринял попытку создать на островах озера Тана «демократическую коммуну». Что-то не получилось, и он ушел южнее — в Каффу: «Я хочу, чтобы Каффа осталась на географической карте Африки таким местом, о котором бы говорили: этот район был не только открыт, но и досконально изучен русскими». Здесь он прожил долго, женился на эфиопке, был в чести у местного начальства, принял эфиопский образ жизни до мельчайших деталей. А.К. Булатович, уже в качестве афонского иеросхимонаха Антония, также пытался создать на острове Тана общину — православную, но как и идея Е. Сенигова, это начинание не было претворено в жизнь.

Последний православный император

XX век стал испытанием для Эфиопии: стране были нужны реформы, но ими занялись скорее революционеры, чем реформаторы. Эфиопская церковь пережила гонения, сравнимые с теми, что имели место в России. Но перед этим были налажены активные связи с русским православием: в 1974 году Эфиопскую церковь по приглашению Абуны Феофила, патриарха Эфиопии, посетила делегация Русской православной церкви во главе с патриархом Пименом. 

В 1978 г. патриарх Эфиопии принял участие в праздновании 60-летия восстановления патриаршества в России. В своей речи на приеме в честь Абуны Феофила патриарх Пимен отметил, что Эфиопия пронесла через века самобытную христианскую культуру и учение древней, неразделенной Церкви.

Однако еще в 1974 году был свергнут император Хайле Селассие. Его имя означало «Сила Троицы», и некогда он был тем самым расом (титул) Тафари, с которым встречался Гумилев. Император стал последним православным императором в мире. До сих пор остается спорным вопрос об останках последней царской семьи России — так прилежно их уничтожали. Дух богоборческого безумия везде одинаков — тело убитого в 1975 году православного императора Эфиопии было захоронено под полом его собственного отхожего места. Лишь в 1992 году останки были извлечены, а спустя восемь лет торжественно перезахоронены в соборе Пресвятой Троицы в Аддис-Абебе.

После прекращения императорской власти в 1974 году в Эфиопии к власти пришла военная хунта, получившая поддержку Советского Союза. Возглавивший в 1977 г. правительство майор Менгисту Мариам начал гонения против Церкви: храмы и монастыри закрывались, имущество национализировалось, епископы, священники и монахи бросались в тюрьмы, некоторые были казнены. В 1979 году был убит патриарх Феофил.

Современная эфиопия

Однако в 1991 г. режим Менгисту пал — практически одновременно с развалом Советского Союза. В 1992 г. синод Эфиопской церкви избрал новым патриархом Павла, который возглавляет Церковь до сих пор, — она продолжает занимать ведущее место в жизни страны. В 1996 г. Абуна Павел находился с официальным визитом в России.

Параллелей с дореволюционной (пожалуй, даже допетровской!) Россией здесь очень много, — попадая в Эфиопию, вы погружаетесь в живую историю, видите хотя и не тождественную, но очень схожую по духу страну, где на первом месте в общественной иерархии долгое время были не банкир и не политик, а служители Церкви и воины. Народ по-прежнему больше уважает последних. 

Сейчас Эфиопия — федеративная республика, у власти в которой стоит правительство со взглядами смешанного лево-либерального типа. Правда, это не помешало стране военным путем установить в соседнем южном Сомали (Могадишо) лояльное себе правительство. Есть надежда, что доберутся и до самопровозглашенного Пунталенда — форпоста морского пиратства. При этом внутренняя ситуация спокойная — страну посещает много путешественников, а местные мальчишки еще успеют вам надоесть своим неослабевающим вниманием.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|