email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Эстетика тварного мира

Как и почему красота природы действует на человека?

Журнал: №6 (32) 2009 г.

Чем больше наука углубляется в изучение природы, тем больше она получает свидетельств о премудрых Божественных принципах мироустроения. Объяснить бытие мира, не привлекая к этому представлений о его Творце и Вседержителе, в настоящее время уже просто невозможно. Это относится к самым различным сферам научного знания. И одной из таких сфер является эстетика.

Биологические объекты и математические законы

Эстетические закономерности загадочны и совершенно не вписываются в рамки всех распространенных в настоящее время мировоззренческих систем. Возьмем, к примеру, широко известный факт из области биологии. Строение животных и растений тяготеет к геометрически правильным формам, среди которых особое место занимает пропорция, названная в свое время Леонардо да Винчи «золотым сечением».

Эту пропорцию современные исследователи обнаруживают в морфологической организации растений и животных, птиц и человека, в строении глаза, в биоритмах головного мозга, даже в электрокардиограмме. Некоторые ученые обнаруживают ее и в закономерностях расположения космических объектов. 

И все, кто изучал проблему наличия золотой пропорции в природных объектах, едины в одном: золотое сечение — это феномен, пронизывающий собой все уровни организации материальных объектов, а значит, он наделен глубоким онтологическим смыслом. Но к пониманию этого таинственного смысла современная нам материалистически ориентированная наука так и не приблизилась. Единственное, что она смогла сделать — это засвидетельствовать свою несостоятельность в объяснении эстетических закономерностей мироустроения.

Так, современная биология со всей определенностью указала на невозможность объяснения эстетического принципа организации живой материи с позиции «функциональной оптимальности» организмов: эстетически правильные формы в строении живых существ, к которым, в частности, относится и пропорция золотое сечение, абсолютно бесполезны в плане повышения жизнеспособности организмов.

В самом деле, зачем, к примеру, злаковым растениям нужен стебель, разбитый на отдельные колена, соотношение длин между которыми тяготеет к золотой пропорции? Такое деление стебля нисколько не повышает его прочность и абсолютно бесполезно с точки зрения повышения возможностей выживания вида. И, тем не менее, это явление широко встречается у злаков. У стрекоз общая длина тела и его частей — хвоста и корпуса, также связаны между собой пропорцией золотое сечение, хотя это никак не повышает их летательную способность. У человека с золотой пропорцией связан целый ряд морфологических структур его тела, в частности, соотношение длин фаланг пальцев руки, хотя это нисколько не повышает способности брать предметы.

Следует отметить, что чем глубже наука изучает природу, тем больше она находит в ней эстетических закономерностей, которые выявляются, как правило, не сразу, но после детального математического анализа. Это, в частности, касается и пропорции золотое сечение, которая в природе в большинстве случаев распространена в виде своих производных, скрытых от поверхностного наблюдения. Такой же скрытый характер чаще всего имеет и симметрия биологических объектов. Так, исследования последних лет показали, что эстетически воспринимаемые формы живой природы большей частью связаны с неевклидовой симметрией, выявляемой лишь после тщательного математического анализа.

Итак, вся окружающая нас природа наполнена эстетически правильными структурами. И вся эта красота свидетельствует о том, что наш мир во всей его сложности и многообразии появился не в результате каких—то случайных процессов, но является продуктом Божественного Творения.

С этой точки зрения эстетически правильные структуры в природе — вещь вполне закономерная, свидетельствующая о Божественной благости и премудрости, которые раскрываются через творение. Присущая миру красота свидетельствует о том Ипостасном Слове, через Которое все в нашем мире «начало быть» (Ин. 1,3). В частности, об этом говорит и пропорция золотое сечение. Чтобы лучше понять это, полезно заострить внимание на самом математическом смысле золотой пропорции.

Золотое сечение — это разделение какого-либо отрезка на две неравные части таким образом, что меньшая часть относится к большей, как большая — к длине всего отрезка. Количественно такое отношение приблизительно равняется числу 0,618. Но само по себе это число ничего не говорит о том глубоком смысле, который оно в себе заключает.

Мир видимый как отображение надмирного, вечного

Задумаемся о сущности золотой пропорции. Любой отрезок можно разделить на бесчисленное число неравных частей. Но только в одном случае соотношение между ними и целым будет идеально правильным, идеально простым. Этот случай — золотое сечение. В этой пропорции материальными средствами передается смысл, идея, как полагал великий русский философ ХХ века А.Ф. Лосев. 

Аналогичный смысл заключен и в других геометрически правильных, простых формах окружающей человека природы. Само представление о каком-либо смысле у нас всегда сочетается с представлением о слове — носителе этого смысла. 

Нечто подобное мы можем сказать и о том смысле, которым наполнены природные объекты. Этот смысл свидетельствует о том Ипостасном Слове, через Которое «начал быть» наш мир. Вот как писал об этом известный историк христианской богословской мысли Г. Флоровский: «Все в мире есть тайна Божия и символ. Символ Слова, ибо откровение Слова. Весь мир есть Откровение, — некая книга неписанного откровения. Или, в другом сравнении, — весь мир есть одеяние Слова. Во многообразии и красоте чувственных явлений Слово как бы играет с человеком, чтобы завлечь его и привлечь, чтобы он поднял завесу, и под внешними и видимыми образами прозрел духовный смысл». Святитель Григорий Палама об этом духовном смысле писал следующее: «Бог устроил этот видимый мир как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некой чудесной лестнице, достигнуть оного мира».

При таком взгляде эстетически правильные формы окружающей нас природы напоминает нам о том, что не вмещается в рамки каких либо земных целей, но связано с неземным, надмирным, вечным. Характерно, что у растений золотая пропорция наиболее явно проступает тогда, когда они развиваются при нормальных условиях, то есть когда земные стихии бушуют не столь сильно и сквозь их хаос проступают очертания неземного, связанного с тем Ипостасным Словом-Логосом, Которым «держится» весь наш мир. Эти представления о логосном основании мироздания наиболее полно выражены в творениях преподобного Максима Исповедника.

Согласно взглядам св. Максима, бытие каждой вещи, каждого явления нашего мира определяется ее трансцендентно- или запредельно-идеальным «корнем» — логосом, являющимся энергией Логоса Ипостасного. Имея внепространственную и вневременную природу, Логос принципиально недоступен для прямого научного изучения. В то же время его «присутствие» ощущается по характеру производимых им законов, определяющих бытие всякого объекта нашего мира. 

Сущность целостного при таком подходе не будет сводиться к сумме составных элементов, о чем в последнее время стала со всей убедительностью свидетельствовать и наука. Кроме элементарного в целостном будет «присутствовать» еще и нечто запредельно-идеальное, связанное с логосом явления, вокруг которого как бы кристаллизуется материя нашего мира. 

Этот логос определяет гармоничность и степень развития каждого объекта мироздания. Каждое явление нашего мира, в таком понимании, имеет свои бытийные истоки в сфере нетварного, Божественного, наделяющего все в мире Своим особым смыслом. Только признав это, можно понять, почему из одних и тех же элементов — атомов и молекул, в нашем мире «складывается» множество неповторимых в своей сущности и устойчивых в своем бытии феноменов. Истоки этой неповторимости и этой устойчивости уходят в сферу запредельно-идеального, логосного.

При всем этом, формирующее действие Логоса отпечатлевается и во внешнем облике предметов нашего мира, наделяя их чертами, выходящими за рамки всяких земных целей. Ведь мир при таком подходе можно считать как бы «облачениями» Логоса, Его «одеждой», как полагал Максим Исповедник. Ну а сквозь «одежду» всегда проступают и очертания «тела», в данном случае — Ипостасного Логоса или Слова. В то же время Слово всегда несет в себе какой-либо смысл. Поэтому смысл Ипостасного Слова и «проступает» сквозь материю нашего мира, проявляясь в структуре золотой пропорции и других правильных математических закономерностей живой материи. 

Это проявление логосного смысла мироздания человек и способен воспринимать непосредственно, созерцательно, с участием своего эстетического чувства, «настроенного» на совершенство и простоту эстетически правильных форм. Ведь скрупулезные научные эксперименты показали, что человек предпочитает золотую пропорцию всем другим геометрическим формам. 

Основоположник психофизики Г. Фехнер еще в XIX столетии провел эксперимент по выяснению эстетического предпочтения золотого сечения по сравнению с другими геометрическими пропорциями. Он предлагал испытуемым десять прямоугольников, среди которых один был построен в соответствии с золотой пропорцией, и предлагал указать, какой из этих прямоугольников является более привлекательным для испытуемого. Этот опыт был впоследствии неоднократно повторен другими исследователями приблизительно с теми же результатами.

Такое же предпочтение человек оказывает и другим математически правильным, простым формам живой природы. В частности, красота цветков растений есть реализация сложного через правильное, простое расположение простых составных частей цветка — лепестков. Аналогичным образом дело обстоит в соцветиях. Но красота цветов и соцветий — это проявление простоты не только в геометрической плоскости, но и в оптической. Яркие краски цветущих растений — это определенный шаг в сторону простоты в спектральных характеристиках отраженного ими цвета. Ведь этот отраженный цветками растений свет гораздо ближе к простым спектральным характеристикам монохроматического света, чем «скучные» серые тона. 

В таком понимании эстетически правильные формы и краски живой природы свидетельствует о Боге — Вседержителе нашего мира. Задумаемся: прекрасное, относясь одновременно и к объекту созерцания, и к созерцающей душе, по самой своей природе указывает на «присутствие» третьего Начала, способного онтологически связать и то и другое в одно органическое целое. Это Начало, по словам св. Дионисия Ареопагита, есть для всего сущего «связывающая и объединяющая Основа». Ее св. Дионисий счел возможным назвать Красотой, потому что от Нее «сообщается собственное для каждого очарование». 

Можно говорить о том, что онтологические истоки красоты неизбежно связаны с онтологическими истоками самого мира. Наш мир не может не быть причастен красоте, ибо его бытие определяется Совершенной Красотой — то есть Богом, — Первопричиной земного бытия, а следовательно, — и всякой земной красоты. «Мир сей, получив бытие от Истинной Красоты в устройстве всех своих частей отражает следы духовной красоты», поэтому и «прекрасным мы называем то, что причастно Красоте, а красотой — причастие к делающей красивым Причине всякой красоты» (св. Дионисий Ареопагит).

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|