email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Загляните в календарь…

Размышления о христианском летосчислении

Журнал: №4 (20) 2007 г.
Многие сталкивались с таким явлением: даты тех или иных исторических событий отмечаются по «старому» и по «новому» стилям. К примеру, по «новому» стилю Новый год приходится на 1 января, а по «старому» стилю – это 14 января. Или – по «новому» стилю Рождество Христово приходится на 25 декабря, а по «старому» стилю – на 7 января. Подобное календарное различие возникло и существует потому, что современный мир, в первую очередь те страны, традиционной религией в которых является христианство, живет по двум календарям – юлианскому и григорианскому. В этом номере «Винограда» мы расскажем, как и когда возникли эти календари.

Юлианский календарь

Юлианский календарь, возникший еще во времена Юлия Цезаря и обязанный ему своим названием, был признан обязательным для всего христианского мира в 325 г. на Вселенском Никейском Соборе. Тогда же за начало летосчисления приняли создание Адама, происшедшее в пятницу 1 марта 1 года Мироздания.

На Никейском Соборе были также составлены правила для определения дня Пасхи. Праздник Пасхи существовал еще в ветхозаветные времена. Евреи праздновали его в память об освобождении из египетского плена и выходе из Египта. О времени празднования Пасхи в Законе Моисея говорилось следующее: «И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства Сегодня выходите вы, в месяце Авиве» (Исход, XIII, 3–4). «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам и пусть хранится он у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть и заколет его все собрание общества Израильского вечером пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его – это Пасха Господня» (Исход, XII, 3, 6, 8, 11). «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня» (Левит, XXIII, 5).

Итак, ветхозаветную Пасху следовало праздновать в ночь с 14 на 15-й день месяца авива. Месяц авив, или его позднее название – нисан, Библия называет также месяцем колосьев. В этом месяце происходит самое раннее созревание хлебов, которое, по наблюдениям, никогда не бывает ранее весеннего равноденствия. Именно поэтому сложилась традиция праздновать ветхозаветную пасху не раньше весеннего равноденствия. Таким образом, весеннее равноденствие является некоторой границей, определяющей время наступления месяца авива, или нисана, в котором праздновалась ветхозаветная Пасха.

Новозаветная, или христианская, Пасха получила иной смысл: этот день связан со страданиями Христа, Его смертью и Воскресением. Новый смысл праздника потребовал и пересмотра календаря. День Воскресения Христова должен был обязательно приходиться на первый – воскресный – день недели. 

Среди христиан – приверженцев новозаветной и ветхозаветной традиций – возникли споры о времени празднования Пасхи, которые велись на протяжении нескольких столетий. Собравшийся в 325 г. Никейский Собор и должен был положить конец разногласиям. Никейский Собор, основываясь на 7-м Апостольском правиле, постановил отмечать Пасху только после весеннего равноденствия, после Пасхи иудейской: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон Святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного чина».  

Не следует усматривать в постановлении Собора исключительно антииудейской направленности: речь идет прежде всего том, что недопустимо событиям Нового Завета опережать события Ветхого Завета, поэтому Пасха христианская не может праздноваться раньше или совпадать с Пасхой иудейской. Решение Никейского Собора подтвердил собравшийся позднее Антиохийский Поместный Собор. 

Как можно видеть, согласно решениям Соборов и новозаветному учению о седьмом дне христианская Пасха, во-первых, должна праздноваться всеми в одно время; во-вторых, праздноваться только в воскресный день; в-третьих, она не должна праздноваться раньше иудейской Пасхи или одновременно с нею.

Эти правила рождают вопрос: как согласовать солнечный юлианский календарь с лунным календарем, по которому определяется день иудейской Пасхи, и с семидневной неделей? Для решения этой сложнейшей задачи еще в IV веке Евсевий Кессарийский предложил использовать 19-летний Метонов цикл, что и было одобрено отцами Никейского Собора. Для вычисления Пасхалий важно было также знать, когда наступит первое воскресенье после весеннего полнолуния. Для этой цели использовали так называемый круг Солнца.

Используя оба круга – круг Луны и круг Солнца, – можно определить период, через который полнолуния будут приходиться на те же числа месяцев и дни недели. В результате расчетов христианские богословы получили цифру, равную 532 годам. На этот срок обычно и рассчитывали дни празднования Пасхи. В Византии 532-летний период именовали Индиктионом, на Руси – Миротворным или Церковным кругом, в Западной Европе – Великим кругом. Связь круга Луны и круга Солнца в юлианском календаре задает ему очень удобную цикличность, построенную прежде всего на 4-летней системе високосных годов.

Нужно сказать, что позднее, в Средние века, когда христианство было принято в качестве государственной религии уже во многих странах, в рамках юлианского календаря сложились разные стили его ведения. К примеру, уже начиная с VI–VIII вв. в разных христианских странах получает распространение счет лет от Рождества Христова (помимо летосчисления от Сотворения мира), а окончательно эра от Рождества Христова устанавливается к 

XIX в. (в России – с 1700 г.). Кроме того, действовали разные даты определения новолетия. Так, в странах Западной Европы известны Благовещенский стиль, когда год начинался 25 марта с праздника Благовещения, Рождественский стиль – с 25 декабря, Пасхальный – со дня Пасхи. Причем, как правило, разные стили были распространены в пределах одной страны. Например, во Франции в XI в. в Париже год начинался 1 марта, в Анжу и Пуату – 25 декабря, а где-нибудь в аббатстве Св. Бенедикта на Луаре – 25 марта. 

С принятием христианства на Руси считали годы, как и в Византии – от Сотворения мира. Названия месяцев также были приняты по юлианскому календарю. Что же касается начала года, то на Руси имели распространение несколько стилей, существовавших одновременно. Согласно сентябрьскому стилю год начинался в сентябре, мартовскому – в марте. Сентябрьский год начинался раньше мартовского на 6 месяцев, поэтому порядковый номер сентябрьского года не всегда совпадал с мартовским. Известен и другой мартовский стиль, когда год опережал сентябрьский на 6 месяцев. Такой стиль принято называть ультра-мартовским. Некоторые летописцы начинали счет месяцев от весеннего полнолуния, которое не имело точной даты. Подобный год принято называть цирка-мартовским (от лат. «цирка» – вокруг). 

Юлианский календарь и различные новолетия существовали в основном в письменных источниках, сами летописцы такой календарь называли «книжным». Что же касается бытового, народного календаря, то он ориентировался на сезоны и выглядел иначе.

Для того чтобы перевести дату на современное летосчисление, т.е. от Рождества Христова, необходимо из даты от Сотворения мира вычесть 5508, если событие произошло между 1 января и 31 августа, или 5509, если между 1 сентября и 31 декабря. Так, 1 сентября 7149 г. от Сотворения мира будет 1640 г. от Рождества Христова: 7149 – 5509 = 1640.

Григорианский календарь

В конце XVI века в Западной Европе была проведена календарная реформа. Причины ее были в следующем.

Поскольку юлианский календарь, состоявший из 365 дней и 6 часов, не соответствовал точно тропическому году, а был длиннее его на 11 минут 14 секунд, то через 128 лет разница составила уже сутки, а через 1280 лет – 10 дней. Столь существенное различие влияло, в первую очередь, на вычисление дня Пасхи. В XVI в. весеннее равноденствие приходилось уже не на 21 марта, а на 11-е. «Отставание» календаря могло привести к тому, что день Пасхи передвинулся бы на летние месяцы.

Споры о необходимости проведения календарной реформы велись уже давно, начиная с XIV в., однако Православная церковь не рассматривала всерьез возможность изменения календаря, по которому уже более тысячи лет высчитывались Пасхалии.

Но Католическая церковь придерживалась иного мнения на сей счет. Возрождение и Реформация, которые пережила Западная Европа, заставили Ватикан всерьез пересмотреть не только свою политику, но и образ жизни. Папы стремились любой ценой возродить и возвысить авторитет своей власти. Что же касается отношений к другим конфессиям, а особенно к протестантству, то здесь папство проявило чрезвычайно кипучую деятельность.

Папа Римский Григорий XIII (1502–1585) в 1582 г. создал специальную комиссию, которая занялась усовершенствованием юлианского календаря. В итоге был создан новый календарь, получивший именование в честь Папы Григория – григорианский. Заметим, что на медали, отчеканенной в год проведения реформы, по приказу Папы Григория XIII была помещена надпись: «Григорий XIII, наилучший верховный жрец».

В чем же состояла суть календарной реформы? Как было сказано в папской булле, необходимо вернуть весеннее равноденствие «на место» – 21 марта, где оно было во время Никейского Собора, и прикрепить его к этой дате «навечно», то есть сделать так, «чтобы Луна со своих мест никогда не сдвигалась». Для этого решено было передвинуть календарь на 10 дней вперед: вслед за 4 октября 1582 г. наступало не 5-е, а сразу следовало 15 октября.

Продолжительность года уточнили по сравнению с юлианским и определили в нем 365 дней 5 часов 49 минут 16 секунд, что составляло разницу с тропическим годом в 30 секунд.

Чтобы максимально приблизить календарный год к тропическому, было решено сократить число високосных лет. По юлианскому календарю каждые три года – простые, четвертый – високосный. По новому григорианскому календарю – так же. Разница заключается в определении високосных лет среди рубежных, оканчивающих столетия. В юлианском календаре, или по старому стилю, все годы, оканчивающиеся на нули, – високосные: 1700, 1800, 1900 и т.д. По григорианскому календарю, или новому стилю, високосными являются не все годы, оканчивающие столетия, а только те из них, две первые цифры которых делятся на 4. Таким образом, становятся високосными 1600-й, 2000-й, 2400-й. Годы 1700-й, 1800-й и 1900-й объявлялись простыми. Подобное новшество сокращало каждые 400 лет на три дня, приближая продолжительность календарного года к тропическому.

В папской булле годы, оканчивающиеся нулями, названы последними годами столетий. Едва ли это было впервые сделано Григорием XIII, вероятно, такой порядок существовал и ранее. Цифра года означает порядковое число, т.е. от Рождества Христова в 2000 году прошло 1999 лет и идет 2000-й. Поэтому 2000 год являлся последним годом XX столетия, и, следовательно, XXI в., а с ним и третье тысячелетие начались в 2001 году. 

Какой календарь точнее?

Казалось бы, реформа календаря, проведенная по инициативе Григория XIII, навечно решала календарную проблему. Однако по этому поводу существуют весьма серьезные возражения.

Первое из них заключается в том, что основным достоинством юлианского календаря являлась простота его циклов. Три года юлианского календаря содержат 365 дней и четвертый – 366, то есть период состоит из 4 лет, или 1461 дня.

В юлианском столетии также содержится целое число дней – 36525. В григорианском же календаре столетия не содержат в себе равного количества дней, поэтому временные отрезки, приходящиеся на оба столетия, не равны между собой, как не равны и сами столетия. Так, в XVI в. было 36 515 дней (из-за выброшенных 10 суток), в XVII в. – 36 525 дней, XVIII, XIX, XX вв. – по 36 524 дня, в XXI в. будет опять 36 525. Новый календарь лишился симметрии, к тому же средняя длина григорианского столетия равняется дробному числу, что делает исторические, астрономические, да и бытовые вычисления весьма затрудненными. В новом календаре високосные и простые годы располагаются не однообразно: в юлианском календаре на 400 лет приходится 100 високосных, а в григорианском – 97.

Юлианский календарь имел период в 28 лет, который позволял легко определять дни недели в любом временном отрезке. В григорианском календаре этого периода нет. Исчез в нем и 532-летний цикл, позволявший достаточно просто определять дни Пасхи. Теперь для этого используются специальные таблицы.

Если же говорить о точности григорианского календаря, то и в нем имеется погрешность: за 3280 лет расхождение календарного года с тропическим составит сутки. Кстати, истории известны и более точные календари, например календарь О. Хайама, где подобный период составляет 5000 лет. К тому же большая точность григорианского календаря достигнута ценой утраты его простоты. 

Юлианский календарь составлен с учетом взаимодействия трех объектов, определяющих составление календарей: Луны, Солнца и звезд.

Григорианский же календарь учитывает только движение одного объекта – Солнца. Главной целью создателей календаря было достичь того, чтобы точка весеннего равноденствия по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. Но достижение этой цели разрушило связь календаря с Луной и звездами, он потерял свойственные юлианскому календарю и так важные в любом календаре простоту и ритмичность. Таким образом, с точки зрения математиков и астрономов, суждение о точности григорианского календаря далеко не бесспорно. Разумный уровень точности календаря необходимо сочетать с его максимальной простотой. Именно таким и является 2000-летний юлианский календарь. 

Однако все календари существовали не только как системы счета времени. Календарь и в древности, и в средневековье имел прежде всего сакральное значение. Как заметил математик и астроном А.Н. Зелинский, в средневековье «не он (календарь. – Н.П.) зависел от времени, а в известном смысле время зависело от него». Ритм жизни людей определял пасхальный цикл, а не расположение точки весеннего равноденствия. 
Возвращаясь к разговору о пасхальном цикле, необходимо напомнить, что правила празднования дня Пасхи были утверждены на Никейском и других соборах. Согласно каноническим правилам Пасха христианская должна праздноваться после Пасхи иудейской. Однако в григорианском календаре, в прямое нарушение канонических правил, Пасха во многие годы праздновалась вместе с иудейской (в XIX столетии, например, это были 1805, 1825, 1853, 1854 гг.). В отдельные годы Пасха в новом календаре даже опережала иудейскую (в XIX в. в 1839, 1840, 1842, 1843, 1845, 1849, 1850, 1856, 1891, 1894 гг.), причем в некоторые годы (например, в 1921 г.) – на целый месяц.

Пасха, как известно, определяет подвижные праздники церковного календаря. Для согласования подвижных и неподвижных праздников церковный Устав предусмотрел строгие правила. При введении нового стиля эти правила не только нарушаются, что, конечно же, недопустимо уже само по себе, но в отдельные периоды связанные с ними посты вообще упраздняются. Так, праздник Св. апостолов Петра и Павла (29 июня) предваряется постом от 8 до 42 дней. Однако при введении нового стиля этот пост всегда сокращается, а в те годы, когда Пасха празднуется от 20 до 25 апреля включительно, для Петровского поста времени не остается вовсе. 

Если говорить о совершенствовании календаря с астрономических позиций, то процесс этот может быть бесконечным. Поэтому стремление создать вечный календарь, или, как было отмечено в папской булле, «чтобы Луна со своего места никогда не сдвигалась», – задача абсурдная. В календаре, если считать единственной целью его создания измерение времени, закрепить что-либо навечно невозможно.

На григорианский календарь перешли не сразу. Раньше всех его приняли католические страны: Испания, Португалия, Франция, Польша и часть Италии. Однако не только восточные церкви, но и большинство университетов Западной Европы высказывались против проведения реформы, и полемика вокруг нового стиля продолжалась много лет. 

В протестантских странах до 1700 г. пользовались прежним календарем, утверждая: «Лучше разойтись с солнцем, чем сойтись с Папой». В итоге в Дании, Норвегии и Англии, Швеции и Финляндии календарная реформа прошла только в середине XVIII в.

В православных же странах – в России, Сербии, Болгарии, Греции и др. – григорианский календарь утвердился лишь в XX в. (в России – в 1918 г. декретом советского правительства).

Русская православная церковь и по сей день использует юлианский календарь. Разница между старым и новым стилями составляла
в XVIII в. 11 дней, в XIX в. – 12, а в XX в. – 13 дней. Расхождение календарей увеличивалось за счет числа високосных лет, которые, как мы уже говорили, определялись таковыми в обоих календарях по-разному. 2000 год високосный и в том и в другом календаре, поэтому в ближайшее столетие сохранится разница календарей в 13 дней. После 2100 года разница составит уже 14 дней. 

Как вводился новый, григорианский стиль в России? Об этом мы расскажем в следующем номере нашего журнала.

Также Вы можете :


Продолжение статьи >>


Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|