email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

О смысле империи

Экономика или духовность?

Журнал: №1 (17) 2007 г.
Модная сегодня глобализация является не только экономическим, но политическим и социокультурным процессом: с помощью экономических средств, технолого-информационных инструментов создается новая политическая система мира, причем сознательно и целенаправленно ориентированная на закабаление и разграбление национальных экономик, включая российскую.

Поскольку современная глобализация – это путь к созданию новой мировой власти, сверхимпериальной по своей сути, вполне оправданными становятся размышления о смысле самой империи, как таковой.

Если взглянуть на феномен империи с исторической точки зрения, то окажется, что целью всякой империи является установление не столько экономического и не только политического, сколько социокультурного господства. Так, образование империи Александра Македонского привело к наступлению эпохи эллинизма и формированию эллинистического мира, в котором слились эллинская и восточные культуры. Римская империя обусловила создание латинского мира, заложившего в дальнейшем основу социокультурного бытия всего будущего западноевропейского мира. Византийская империя родилась из идеи православного мессионизма. Священная Римская империя – это, конечно же, в первую очередь, католический прозелитизм. Социокультурной миссией Арабского Халифата явилось утверждение среди восточных народов идей и практики ислама, а также мусульманской культуры. Позднее развитие Британской империи привело к тому, что огромная часть мира оказалась в сфере влияния протестантизма и англоязычной культуры. И этот список можно продолжать.    

Таким образом, установление духовного господства, утверждение неких духовных и социокультурных истин – вот в чем заключаются миссия и задача всякой империи. А экономика и политика – это всего лишь средства для установления социокультурного и духовного господства. 

В истории России высшие круги государства и широкие слои народа во времена Российского царства, а затем и Российской империи совершенно явственно понимали цель и смысл своего существования, заключавшегося в утверждении православной истины. Осознание Россией своего мирового предназначения как единственной православной державы, противостоящей антихристу, в течение нескольких столетий было ключевым моментом, определявшим место страны в мировом пространстве. Это проявлялось и в XV в. при Иване III, и в XVI в. при Иване Грозном, и в XVII в., и в XVIII в. при разработке знаменитого «Греческого проекта». В XIX столетии особенно следует отметить осознанную деятельность государей Николая I и Александра III, деятельность, направленную на утверждение и торжество православной истины.

Именно православие было основанием духовной и, как следствие, всякой иной (экономической, политической, бытовой) жизни и деятельности Российской империи. Российские крестьяне в конце XIX в. жили фактически по правилам и нравственным нормам, аналогичным тем, которые существовали у их предков в XI или XVI вв., а основными принципами их обычного права служили понятия справедливости и самодостаточности, или так называемая «крестьянская правда», вытекавшая исключительно из православных истин. Недаром поэтому «мир» и община устанавливали запреты на работу во время православных праздников, а наказание за ослушание производилось не Церковью, а самим «миром». Иначе говоря, жизнь строилась в соответствии с церковным календарем. Даже само именование «крестьянин» происходило от слова «христианин» (утвердилось в XIV в.), что являет собой единственный исторический пример, когда основная масса народа, каковой и были крестьяне в России, назвала себя «христианами», обозначив тем самым свою и национальную, и религиозную, и социальную принадлежность.

Наибольшие успехи в экономической области в Новое время были достигнуты Россией в периоды, когда цели православного бытия государства были сформулированы высшим руководящим слоем государства особенно четко (во время царствования Николая I и особенно Александра III). И мощнейший экономический взлет России на рубеже XIX–XX вв. был тоже следствием вполне целенаправленной деятельности государства. Таким образом, важнейшее условие экономического подъема России – это духовно созидающая, консервативно настроенная, национально-ориентированная государственная власть. В свою очередь, господство либералов в российской власти и либеральных экономических моделей приводят не только к экономическому, но и политическому кризису. Последние исторические исследования наглядно показывают, что главный развал страны в начале XX в. произошел не во время Первой мировой войны, а в период власти Временного правительства, в период властвования либералов. Свидетелями точно такого развала были и мы в конце XX века.

В свою очередь, проблема России и трагедия Российской империи были вызваны, очевидно, тем, что в конце XIX – начале XX в. правящая и интеллектуальная элиты перестали быть православными, все более удаляясь от традиционного национального опыта. А ведь отказ от исполнения определенной миссии ведет империю к неизбежной гибели.

И современная глобалистская сверхимперия также решает определенные сверхзадачи – идеологические, политические, социокультурные, религиозно-философские. Глобалистская деятельность, в том числе и глобализация Европы, к примеру, начиналась всякий раз с отказа от своего христианского прошлого. Примечателен в этой связи факт, связанный с непринятием до сих пор Конституции единой Европы, обусловленный как раз тем, что в ней фактически игнорируется христианское начало европейских государств. Разрешение однополых браков, запрет во имя светскости ношения символов религиозности в школах Франции – вот лишь несколько примеров антихристианской сущности создающейся глобалистской сверхимперии. Стоит повториться, создающаяся ныне глобалистская сверхимперия – это принципиально антихристианское формирование.

Говоря о современной России, следовало бы, очевидно, подчеркнуть, что ныне изменению подлежит не только (и не столько) национальная экономическая стратегия, сколько социокультурный, духовный и политический подходы к бытию нашей страны вообще. Для возвращения России статуса великой державы, империи необходимо ясное и твердое понимание духовной сущности имперскости. Посредством волевого произвола людей империи не создаются, они даруются народу, осознавшему свое великое предназначение и особую миссию. Лишь в этом случае империи возникают, развиваются и крепнут.

Говоря о новой российской имперскости, или империи, таким образом, следует ясно понимать: если мы стремимся к возрождению имперского статуса России, эта новая, воссоздающаяся империя будет (более того – обязана!) духовно противостоять глобалистской сверхимперии, противоборствовать с последней, в том числе и посредством экономических методов и средств.

Может ли ныне Россия стать империей и существует ли у нее необходимый для этого потенциал? Способна ли она взять на себя исполнение духовных задач? Готового ответа на этот вопрос, вероятно, не существует. Статистика, характеризующая духовное состояние нации после 70 лет безбожия, весьма противоречива, но она же, статистика, и обнадеживает. Сайт «Православие.ru», со ссылкой на журнал «Фома», опубликовал интервью с руководителем сектора социологии Института общественного проектирования Михаилом Тарусиным, который отметил, что еще 15 лет назад страна официально считалась атеистической. Но если тогда атеистами называли себя около 35% населения, то сегодня эта цифра сократилась в два с лишним раза – до менее чем 15%. В традиционно исламских регионах соотношение примерно то же: там людей, считающих себя мусульманами, также примерно две трети. В то же время, те, кто называют себя сегодня православными христианами, чаще делают это по этнографическому, культурному и историческому признакам. Только около 15% опрошенных можно назвать людьми воцерковленными: они каждый месяц и чаще посещают храм и участвуют в Таинствах. Впрочем, в конце 1980-х годов таких было всего 4% населения, а во второй половине 1990-х – около 6%.

Касаясь возрастных характеристик православных россиян, М. Тарусин отметил, что если средний возраст верующих в середине 1980-х годов был равен 62–63 годам, то сейчас – примерно 44–45-ти. Воцерковленных православных верующих среди представителей среднего класса примерно 11–12%. Таким образом, приходит к выводу М. Тарусин, религиозность российского общества растет небывалыми в истории страны темпами.
И, наконец, М. Тарусин подчеркнул, что по их данным, в обществе Церковь стоит на втором месте по уровню доверия после института президента (ей доверяют 58,8% опрошенных). Это, по словам социолога, является во многом уникальной тенденцией, поскольку на Западе Церковь не является институтом, который обладает высокой степенью общественного доверия.

Значит, нравственные идеалы православия еще живут в душах людей. Значит, надежда на возрождение империи все же сохраняется.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|