email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Наука и мировоззрение

Чем кончился XX век

Журнал: №4 (16) 2006 г.
Первые годы каждого нового столетия всегда становились периодом осмысления итогов века прошедшего. В настоящее время уже появились глубокие и серьезные анализы военно-политической и социально-экономической истории, развития науки и техники, различных направлений философии, литературы, искусства, архитектуры и других областей человеческой деятельности. В данном кратком обзоре приводятся факты и соображения, которые могут оказаться полезными при выработке православными людьми своего отношения к достижениям математики и естественных наук – физики, космологии, геологии, биологии.

Бодрый оптимизм

Пророческие слова Александра Сергеевича Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг, –

в значительной степени исполнились уже в XIX столетии, и к его концу многим казалось даже, что большая часть знаний в естественных науках уже получена. В 1900 году Максу Планку его более опытные коллеги советовали не начинать занятия физикой, потому что эта наука неперспективная: 95% ее проблем решены, кроме разве уточнения нескольких небольших деталей, касающихся излучения черного тела, отрицательного результата опыта Майкельсона-Морли, новых довольно странных явлений Столетовского фотоэффекта и Беккерелевской радиоактивности да выбора более подходящей модели атома, тогда как все остальное уже известно, с замечательной  точностью. Сейчас мы знаем, что каждая из этих «деталей» дала начало обширным отраслям новой физики, таким как теория относительности, квантовая механика (ее основоположником стал именно Макс Планк!) и теория элементарных частиц.

Благодаря гораздо более качественным и мощным телескопам и вновь созданным усовершенствованным приборам астрономия также совершила значительный прорыв. Было  обнаружено величественное и огромное по масштабам явление расширения Вселенной, проявляющееся в красном смещении света, приходящего от далеких галактик. Тем самым космология стала, наконец, областью науки, а не полем философских спекуляций и религиозных интуиций.

«Наука № 1»,  как часто именуют математику, также достигла огромного прогресса: многие (хотя и не все) известные старые проблемы были успешно решены. Самым знаменитым открытием явилось доказательство в 1995 году так называемой Великой теоремы Ферма, сформулированной в середине XVII века. Появились совершенно новые отрасли математического знания, и среди них – теория алгоритмов, образующая (совместно с радиотехническими технологиями и физикой твердого тела) базис компьютерных наук.

Огромных успехов добились ученые и во многих других науках – химии, биологии, исследовании космоса. Все это способствовало прогрессу в развитии техники и технологий, чрезвычайно изменивших промышленность, сельское хозяйство, медицину, образование и облегчивших повседневную жизнь людей.

Трезвый пессимизм

С другой стороны, очевидно, что развитие новых технологий неотвратимо приводит к множеству вредных последствий. Например, открытие цепной реакции деления урана привело не только к новому неисчерпаемому источнику энергии (появлению «мирного атома»), но – что более существенно – к созданию ядерного оружия, уже примененного во Второй мировой войне и обладающего ужасающей разрушительной способностью. Это было предсказано в Новом Завете: «стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет 3: 10).

Радиоактивное заражение – еще один результат открытия ядерных реакций – представляет собой, по сути, «трансмутациию» элементов, о которой мечтали средневековые алхимики. Поразительно, но факт: слова «чернобыльник» в украинском языке, а в русском – «полынь», которым в Откровении (8: 11) названа «звезда, спавшая с неба», прообразовательно указывают на город Чернобыль, где в 1986 году произошла крупнейшая в истории Земли ядерная катастрофа. 

Загрязнение почвы, воды, воздуха и даже космоса «обычными» отходами человеческой деятельности также стало серьезной проблемой для многих стран.

Биологические эксперименты в качестве побочного продукта дали новые заболевания (СПИД, атипичная пневмония), а опыты с плохо предсказуемыми результатами по клонированию человека побуждают к обсуждению многих нравственно-этических вопросов.

Компьютеры, чрезвычайно полезные в науке, технике и других областях, часто вызывают тяжелые психологические и умственные расстройства у молодых людей, увлекающихся компьютерными играми и Интернетом.

И все, конечно, знают, что среди изобретений XX века значатся военные самолеты, вертолеты, танки, химические и  кассетные бомбы, лазерные прицелы, разнообразные ракеты (высокоточные межконтинентальные, средней дальности и крылатые) с различными типами боеголовок и множество других видов новейших ужасающих вооружений.

Изъяны современного естествознания

Одним из самых убежденных современных российских атеистов и лауреатом Нобелевской премии за 2003 г. академиком В.Л. Гинзбургом был составлен список «самых интересных и важных проблем в физике и астрофизике на XXI век». Под номером 21 там значится «экспериментальная проверка общей теории относительности», поскольку «мы часто экстраполируем ее до расстояний, на которых она никогда не проверялась – от атомных размеров до миллиардов световых лет». Под номером 23 обозначена космологическая проблема (инфляция-раздувание, квинтэссенция и т.п.), а предлагавшиеся ранее решения ее тем самым объявляются недостоверными. «Острейший вопрос» (номер 27) – о природе «скрытой массы» – связан с тем фактом, что полное наблюдаемое количество всех известных видов материи в 20–50 РАЗ (НЕ на 20–50%!) меньше того, которое необходимо для гравитационной устойчивости звездных систем и всей Вселенной. Комментируя пункт номер 28 (происхождение космических лучей сверхвысоких энергий), В.Л. Гинзбург отмечает, что «для этой проблемы ранее уже давались убедительные объяснения, но потом оказалось, что все они были несостоятельны и принимались только в силу многократного повторения». Это глубокое замечание В.Л. Гинзбурга может быть с полным правом отнесено и ко многим другим концепциям современной физики и космологии.

Что касается полноты современной «научной картины мира», то ситуация сейчас подобна той, которая была 100 лет назад, и, может быть, еще хуже: в космологии обнаружилось, что 95–99% общей массы галактик составляет так называемая «темная материя», свойства которой неизвестны, поскольку она никак (исключая гравитационное притяжение) не взаимодействует  ни с одним типом наблюдаемых объектов. В геологии сегодня принимается мысль, что 95% земных слоев были сформированы в течение коротких периодов катастрофических изменений, а не в процессе медленного осаждения. В биологии только 3% расшифрованной информации генома  отнесено к определенным функциям организмов. Логично поэтому предположить, что и современное неведение (т.е. отсутствие знаний об отсутствии знаний) остается огромным. Слишком оптимистичными и несерьезными выглядят попытки полагаться на выводы наук, которые через 10–20 лет могут резко измениться.

Новейшие измышления материалистов

В середине XX века  выяснилось, что в рамках принятых космологических моделей требуется невероятно высокая степень взаимной согласованности  большого числа физических параметров для того, чтобы объяснить саму возможность возникновения и поддержания жизни. Ничтожные отклонения, сравнимые с добавлением или с удалением из огромного океана одной-единственной капли, привели бы к тому, что вся Вселенная превратилась бы в однородное разреженное газовое облако без звезд и галактик либо в массивный железный шар; и говорить в том и в другом случае о планетах, живых существах, а тем более о разумных наблюдателях, изучающих Вселенную, было бы просто немыслимо. Этот ныне хорошо проверенный научный факт о непостижимой благоприятности всех законов и параметров природы  для возникновения в ней разума,  высказанный в 1958 году молодым алма-атинским астрономом Г.М. Идлисом и позднее переоткрытый западными учеными Дикке и Картером (1974), именуется в настоящее время «антропным принципом». С точки зрения христианского богословия, антропный принцип  является яркой  научной иллюстрацией Божественной премудрости. Например, вице-президент Российской академии наук Владимир Евгеньевич Фортов в 1998 году так высказался относительно антропного принципа: «Мир един и познаваем человеческим интеллектом потому и только потому, что  существует Единый Бог, создавший Единым Промыслом и мир, и человека, и именно поэтому существует единый объект исследования».

Однако, по словам норвежского драматурга Генрика Ибсена, «волк хитромудрия воет, лает на солнце ученья Христа». Ученые-атеисты конца XX века Я.Б. Зельдович,  А.Д. Сахаров,  А.Д. Линде и др. ввели гипотезу о якобы множественности миров, преподносимую ныне как полностью доказанную, причем было объявлено, что этих «принципиально ненаблюдаемых» вселенных имеется как минимум  секстиллион секстиллионов или даже вообще бесконечное число, и чистой случайностью является факт нашего существования именно в таком мире. Типичный приверженец этих взглядов – профессор Ю.Н. Ефремов – уверен, кроме того, даже в том, что жизнь была импортирована в «нашу» вселенную сверхцивилизацией  других миров, и предсказывает, что довольно скоро (как только будут решены мелкие земные проблемы – войны, терроризм, болезни, недоедание, социальная несправедливость) «ученые смогут производить новые вселенные в установках по исследованию элементарных частиц высоких энергий.

Тем самым люди станут как боги…» Видимо, Ю.Н. Ефремов никогда не читал книгу Бытия (3: 5), иначе он знал бы, чьи слова повторяет. Отметим, что сама эта идея «множественности миров» кажется новой только современным атеистам, в действительности же еще в III веке именно такие концепции выдвигал еретик Ориген, анафематствованный Церковью на VI Вселенском Соборе.

Ю.Н. Ефремов почему-то не замечает, что его собственное мировоззрение, так возвышающее науку и ученых, больше похоже на фантастические романы и мало согласуется с реальной историей науки и мнением  величайших ее представителей – Галилея, Паскаля, Ньютона, Ломоносова, Фарадея, Пастера, Павлова, Планка, Бора, Гейзенберга, которые единодушно утверждали, что вера в Библейского  Бога Творца не только не противоречит научным исследованиям, но, напротив, вдохновляет и направляет их в творческом поиске истины, поскольку Сам Спаситель и Господь наш Иисус Христос сказал: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).

Научный креационизм

Так называют научное направление, представители которого рассматривают Библейское учение о творении как существенный и исключительно важный источник сведений о природе и ее происхождении. Креационистами найдены и верифицированы многие научные подтверждения молодого возраста Земли и всей Вселенной, разнообразные свидетельства всемирного потопа, вопиющие всей толщей геологических пластов, изучены биологические объекты, показывающие необыкновенную сложность и слаженность всех своих частей и тем самым делающие абсурдными всякие спекуляции о «постепенном развитии живых организмов от простых к более сложным». Никому ведь не приходит в голову рассуждать об «эволюции», например, часов, автомобилей или самолетов. К тому же принимаемое сейчас значение слова «эволюция» было предложено только в конце XVIII века Эразмом Дарвиным, дедом своего всемирно известного внука Чарльза, хотя первоначально в латинском языке «эволюция» означала «раскрытие, разворачивание качеств и свойств, в скрытой форме присущих изучаемому объекту», а в математике эволюцией называлась операция извлечения квадратного корня.

Разумеется, такой подход к исследованию природы вызывает резкое неприятие у философов и ученых, впитавших с ранней юности материалистическую идеологию. Именно они сейчас занимают командные позиции в российской и мировой науке, причем манипулирование понятиями почти всегда остается скрытым за ширмой «непредвзятости и свободы научного поиска». В нашей стране действует официальный «комитет по борьбе с лженаукой», возглавляемый академиком Э. Кругляковым, и в нем научный креационизм  трактуется как «новый, еще более грозный враг, встающий на горизонте науки», наряду с действительно ложными учениями – астрологией, оккультизмом, НЛО, инопланетянами,  паранормальными «феноменами», «торсионными» полями Шипова-Акимова, новой хронологией Фоменко-Носовского и т.п. При этом имеет место категорический отказ рассматривать по существу доводы креационистов и их предложения по дальнейшему изучению недостаточно исследованных вопросов (например, такому: как будут развиваться растения и животные при повышенном атмосферном давлении (2–3 атм), которое могло существовать на Земле до потопа и являлось причиной гигантизма и большой продолжительности жизни, о чем ясно говорится в Священном Писании). Не проводится анализ наводнений и реальных процессов седиментации (осаждения) переносимых водой пород (очень выразительным подтверждением Библейского повествования о потопе было извержение в 1980 году вулкана Св. Елены в США и последовавшее за ним наводнение). Глухое молчание хранится и относительно тех космологических моделей (Р. Хамфриз и др.), в которых околоземная область космоса считается выделенной, находящейся в центре Вселенной. Считается почему-то «более естественным» и «скромным» рассматривать Землю как ничтожную и заурядную пылинку в необъятных просторах, ничем не примечательную, хотя 40-летние, потребовавшие больших усилий и затрат  поиски космических сигналов от «братьев по разуму» дали полностью отрицательный результат, и сейчас признается (В.И. Шкловский), что мы во Вселенной совершенно одиноки. Возможно, что именно непринятие христианской точки зрения стало сейчас тормозом на пути конструктивного решения научных проблем, накопившихся к началу XXI века.

Диалог религии и науки

Относительно доминирующих в настоящее время в «стандартной» космологии концепций Большого Взрыва и эволюции Вселенной отметим, что хотя эти идеи лишь в малой степени соответствуют Библейскому учению о «творении из ничего», они уже давно были  богословски разработаны «всемирно известным» философом-иезуитом Тейяром де Шарденом и приняты Римско-католической церковью (официальное заявление об этом было сделано Папой Пием XII в 1951 г.). Следует отметить, что ни один из последующих римских понтификов не выразил прямого отношения к новым физическим теориям, что юридически означает дезавуирование заявления их предшественника. За этим стоит, разумеется, открытое и скрытое неприятие модернизма большинством католиков мира.

В либеральных протестантских кругах царит радостная эйфория по поводу того, что наконец-то достигнута «гармонизация науки и религии». При этом без всяких оснований постулируется, что «Бог творил и совершенствовал мир посредством эволюции, заложив в Природу телеологический принцип, т.е. свойство саморазвития»,  чего конкретные науки отнюдь не обнаруживают. Кроме того, объявляется, что поскольку Библейское учение является якобы «чисто этическим»,  то утверждения научного характера в тексте Священного Писания следует понимать не буквально, а в символическо-аллегорическом смысле. Противоречия между науками  и христианством, по их мнению, снимаются тем, что у этих двух сфер разные, непересекающиеся области применения.

С другой стороны, многие протестанты-фундаменталисты резко возражают против этого либерального взгляда, настаивая на буквальном истолковании Шести Дней Творения и других утверждений Священного Писания, касающихся научных вопросов. Именно эти протестанты организовали первые  научно-исследовательские общества креационистов, хотя по своей богословской сути креационистский подход восходит к святоотеческому учению, что убедительно показано в трудах иеромонаха Серафима Роуза, перешедшего из протестантизма в православие.

В Русской православной церкви единой позиции по данному вопросу сейчас нет. Большинство верующих убеждено в том, что Библия должна истолковываться так, как было установлено святыми отцами: Василием Великим, Иоанном Златоустом, Феофилактом Болгарским. Самой активной из этих групп является Общество «Шестоднев», возглавляемое священниками Константином Буфеевым и Даниилом Сысоевым. Однако Комитет религиозного образования и катехизации РПЦ (его возглавляет  архимандрит  Иоанн Экономцев) официально поддерживает и идею Большого Взрыва, и концепцию «направляемой Создателем эволюции» не только в космологии, но и в науках о Земле и в биологии. Со стороны высшего руководства РПЦ раздаются призывы о необходимости разумной осторожности, поскольку амбиции современных наук явно завышены, особенно в таких сложных областях, как структура Вселенной и материи, возникновение небесных тел и жизни на Земле, а также в исследовании чудес, которые именно в XX столетии стали вновь обильно изливаться на нас.

Научные открытия XX века действительно огромны. Еще и еще раз они доказывают то, что было три тысячи лет назад написано  в псалмах пророка Давида: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь; славлю Тебя, Господи, ибо я дивно устроен; дивны дела Твои, Господи, и душа моя вполне сознает это». Как жаль, что лишь совсем немногие из ныне живущих узнают, какими станут точные науки в конце XXI века!

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|