email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Русь и Сакартвело – сестры во Христе

Репортаж из Грузии

Журнал: №4 (16) 2006 г.
Горы Кавказа
Мы живем в век забвения. Забвения уроков истории, культурных ценностей, святынь. А если сегодня и вспоминают нечто из седой древности или даже не столь отдаленного прошлого, то зачастую так искажают помянутое в угоду политическим веяниям, что исторические лики становятся неузнаваемыми, а события толкуются совершенно превратно. Так, сегодня Россию хотят поссорить с Грузией, предавая забвению их духовное родство во Христе.

Минувшим летом нам довелось посетить святые места Древней Грузии, Иверии, или, как ее называют сами грузины, Сакартвело. В грузинском языке нет категории мужского и женского рода. Например, «человек» по-грузински – «адамиани» – производное от «Адам». Этот факт наряду с другими позволяет филологам утверждать, что грузинский – один из древнейших языков на земле, восходящий своими корнями непосредственно к праязыку всех народов. Святитель Димитрий Ростовский писал, что Иверия ведет свое начало от праведного мужа по имени Ибер, не принявшего участие в строительстве Вавилонской башни. За это Господь наделил Ибера и его потомков плодородными землями, а язык их сохранил некоторые черты довавилонской эпохи.

Эта южная горная страна поистине хранит богатейшую христианскую историю. Здесь проповедовали Христа святые апостолы Андрей Первозванный, Симон Зилот и Матфий, здесь благодаря проповедям святой равноапостольной Нины начиная с IV века уже официально, по воле царской власти, было принято христианство. Наряду со Святой Русью существует Святая Сакартвело. Согласно Церковному Священному Преданию, эта земля есть первый Удел Божией Матери во вселенной, она досталась Ей в жребий, когда после сошествия Святого Духа апостолы решали, кому куда идти с проповедью о Воскресшем Господе. Здесь верят в особенный Покров Пресвятой Богородицы над Грузией и в то, что антихрист некогда хоть и занесет свою скверную ногу, чтобы ступить сюда, но сломает ее и не сможет утвердить в этой земле свое богохульное царство.

Горы и ущелья, долины и холмы святой Сакартвело помнят проповедь апостолов и святой Нины, подвиги и служение Господу десятков тысяч монахов и священников, благоверных царей и князей, сотен тысяч простых крестьян. В лучшие времена труднодоступные горные места, которые Господь, как утверждает псалмопевец Давид, «в пустыне грады соделал еси», были заселены тысячами монахов и монахинь. Заметим, что национальный признак не имел существенного значения для этих подвижников: 13 сирийских отцов во главе со св. Иоанном Зедазнийским стали в VI веке общепризнанными духовниками и основателями главных обителей страны. Благородные цари и князья Грузии становились часто образцом христианского мужества и отваги и в то же время милосердия и смирения. Достаточно вспомнить имена святого царя Давида Строителя и святой царицы Тамары. Св. Давид за краткий срок своей 37-летней жизни собрал воедино Восточную и Западную Грузию, сохранив ее от распада и порабощения многочисленными внешними врагами. По преданию, рост святого был равен 2 метрам и 20 сантиметрам. Меч воина Христова весил около 50 килограммов, а лошадь под ним в бою приходилось менять через каждый час. Силен был царь физически, но еще сильнее был его дух. Хотя святой Давид был почитаем и славен в своем народе, но он заповедал похоронить себя во вратах построенного его трудами Гелатского монастыря так, чтобы все входящие не могли войти в обитель, не наступив на могилу славного царя своего. На могильной плите он повелел высечь текст: «Грузины, здесь покоится ваш царь. Это все, чем я ныне обладаю. Попирая мой прах, помните, что без смирения и православия вы будете оставлены Богом». Грузинская церковь до сих пор хранит как одно из своих сокровищ покаянную молитву святого царя Давида Строителя.

Святая царица Тамара своим благочестием и молитвой еще более сплотила Грузинское царство. Царица жила в миру по монашескому уставу Иерусалимской лавры преподобного Саввы Освященного. К сожалению, после ее смерти Грузия, уже не имея таких молитвенников среди правителей страны, быстро раздробилась на удельные княжества и стала терять независимость.

Многократно народности, населяющие грузинские земли – имеретинцы, мингрелы, сваны, кахетинцы и другие, – полагали свои души «за други своя», защищая свою отчизну и более северные страны от захватнических стремлений турок, персов и монголов. Не хотели православные грузины идти на компромисс с совестью и не отрекались от своей веры во Христа и от своей родины даже тогда, когда силы противников-мусульман в несколько раз превосходили грузинские. Красноречивое доказательство тому – исповедническое мужество грузин в тот день, когда турки, взяв с боем столицу – Тбилиси, положили посреди моста через реку Куру большие иконы Спасителя и Матери Божией из Сионского собора, сказав: «Кто хочет жить, пусть перейдет по мосту, а кто не хочет – голова с плеч и в реку». Перейти мост, не наступив на святой образ, было невозможно. Всем было ясно, какой предложили сделать выбор: или предать православную веру ради земной жизни, или принять достойную смерть. В тот день Кура стала красной от христианской крови, а множество обезглавленных тел образовало запруду под мостом, ставшим свидетелем мученичества ради Христа около 100 тысяч человек. Палачи устали казнить, хотя и сменяли друг друга. В те дни целыми семьями с малыми детьми спешили в Тбилиси, полагая для себя за высокую честь пострадать за Христа.

В Лавре, основанной одним из отцов сирийских – преподобным Давидом Гареджийским, в начале XVII века пострадали за Христа 6 тысяч монахов, собравшихся на праздник Светлого Господня Воскресения. Монахи с игуменом во главе знали, что празднуют свою последнюю Пасху на земле. Ангел, явившийся от Господа, предупредил игумена, что в эту ночь к ним придут убийцы, и призвал готовых к принятию мученической кончины, а неготовым повелел уходить дальше в горы. Из всего множества келлиотов и насельников Лавры только двое послушников решили уйти. Тем временем по пустыне, прилегающей к горной гряде, на которой жили монахи, проходило войско иранского шаха. Заметив море огоньков в горах, шах сперва подумал, что это мираж. Однако ему объяснили, что это на самом деле огни свечей в руках монахов, празднующих в эту ночь Пасху. Шах тотчас послал своих воинов на истребление христиан. Двое послушников видели избиение и венцы, сходящие с небес на главы мучеников. Два же венца плыло по небу мимо, что заставило молодых иноков, пишущих о случившемся, присоединиться к сонму страдальцев за веру. С тех пор в этих краях уже никогда не жило такого множества монахов. Число насельников в разные годы колебалось от нескольких подвижников до полутора-двух десятков, но, в целом, не превышало 30. Нынешний Патриарх всегда берет святые мощи для новых антиминсов именно отсюда.

Да, история Грузии являет много примеров христианской святости. Народ Грузии сохранил для себя, для всех православных, да и всего мира, многие святыни – древние храмы, монастыри, чудотворные иконы, мощи святых угодников, многие из которых находятся под спудом, чтобы сохранить их от осквернения при нашествиях иноверцев, которым постоянно подвергались эти земли в течение столетий. Здесь, в горах, похоронен сосланный еретиками защитник православия преподобный Максим Исповедник. На месте его погребения сейчас действует небольшой мужской монастырь. В Зугдиди хранится риза Пресвятой Богородицы, принесенная сюда после падения Константинополя в XV веке. В Бодбийском женском монастыре под спудом в алтаре почивают мощи просветительницы Грузии святой Нины, а в женском монастыре Самтаври в древней столице Мцхета также под спудом покоятся мощи святых царей Мириана и Наны, принявших Святое Крещение под влиянием богодухновенной проповеди святой Нины. В разных уголках Сакартвело сохранены доныне гробницы святого Иоанна Зедазнийского и его 12 учеников, подобно апостолам, просветивших страну светом подвижничества в VI веке. Открыто сохраняются мощи святых братьев-князей Давида и Константина Арагветских, принявших неравный бой с семикратно превосходящим их силы войском захватчиков и в плену замученных за верность христианству. 

И эта цепь святости не прерывается, но вьется, подобно виноградной лозе, вплоть до нашего времени. Церковь Грузии хвалится сонмом своих новомучеников XX века. Нам довелось отслужить литию на могиле недавно почившего блаженного старца Гавриила, окончившего свой земной путь в подвиге юродства, наделенного от Бога даром прозрения и утешения немощных душ. Приснопамятный старец говорил: «Грузия – мой крест! Благодать Божия никогда не оставит Грузинскую православную церковь. Цепь святых не прерывалась и не прервется. Грузия воскреснет, как Лазарь!»

В советский период многие из грузин отошли от Церкви. Было время, когда во всей Грузии было около 40 священников и 3–4 епископа. Святейший Католикос Илия в своей проповеди заметил, что «50 лет назад на его постриге в монашество не присутствовал ни один грузин. Русская церковь понесла на себе главную тяжесть гонений от безбожников, поддержала и нашу Церковь. Грузия, в свою очередь, дала приют русским священнослужителям и монахам, старцам из Глинской пустыни и многим другим служителям Христовым, которые и помогли выжить Грузинской церкви в тот сложный для нее период». 

Однако сейчас ситуация изменилась. Православие возрождается, и с ним возрождается вера в грузинах, они возвращаются в свою родную Церковь. Ни в одном селе мы не видели, чтоб не было храма или хотя бы часовни и поклонного креста. Около 90 монастырей уже возносят свои молитвы Богу в горах и долинах этой страны. При постройке завершенного нового кафедрального собора Святой Троицы в Тбилиси многие дети начали учиться церковному пению. И теперь в новом храме уже подросшие юноши с радостью несут богослужебную ежедневную череду, а на праздники составляют прекрасный большой хор, украшающий службу старинным грузинским церковным пением. Этому мы стали свидетелями в день святого пророка Илии, когда 20 епископов сослужили грузинскому Патриарху Католикосу Илии в день его Ангела. Храм был заполнен прихожанами. Своего Патриарха очень любит и почитает простой народ.

Патриарх дважды после литургии приглашал нас разделить с ним трапезу, спрашивал об учащих и новых программах в Духовных школах Санкт-Петербурга и Москвы. Святейший и сам закончил в свое время МДА и помнит многих преподавателей, с которыми общался и у которых учился. Патриарх также особо чтит память русского митрополита Зиновия (в схиме Серафима), постригавшего его в монашество. Владыка Зиновий имел в годы Великой Отечественной войны видение, в котором видел святую Нину слезно молящейся на коленях о спасении блокированного немцами города Петербурга. И не случайно день снятия блокады пришелся на день преставления просветительницы Грузии 14 (27) января. Так было явлено ходатайство грузинских святых за Россию. 

Но и русские святые молятся за Грузию, о чем свидетельствует видение нынешнего Католикоса Илии, в котором он узрел преподобного Серафима Саровского, коленопреклоненно молящегося за Грузию на горе Мтацминда, возвышающейся над столицей. Это – яркое свидетельство единства во Христе святых разных веков и национальностей. Не меньше любит преп. Серафим грузин, чем русских, не меньше любит святая Нина русских, чем грузин! Это единство в Духе Святом, которое не могут разрушить никакие силы.

Это единство народов, просвещенных Светом Православия, чувствовалось на протяжении всего нашего путешествия по Грузии, во всех встречах, совместных молитвах и традиционно длинных национальных трапезах. Везде нас принимали очень тепло, как родных. Митрополит второго по значению города Кутаиси, владыка Калистрат, так сказал нам: «Это не только наша, но и ваша земля. Это и ваш дом!» Он был искренен и прост в общении, принял нас как отец, радушно и с большой любовью. «Садитесь, отцы, – предложил владыка, указывая на лавочку около его дома, – посидим как братья!» Оказалось, что владыка окормлял очень большую епархию, которую недавно разделили на 4 новых. Митрополит поведал нам о трудностях, испытанных в жизни, о некоторых откровениях, явленных ему от Господа. Чуть позже в соборном храме нам показали вериги Митрополита, которые он надел на себя с целью отстоять храм от передачи католикам. Владыка сидел днями на паперти в этих веригах, уходя лишь на ночь. «А отдадите, совсем останусь здесь!» – предупредил он администрацию города. Последние испугались скандала, и храм был спасен.

В женском монастыре Святой Мученицы Феклы один из прихожан поведал нам, что матушки-монахини словно «летали» по монастырю от радости, готовясь к приему гостей из России. Конечно, не оттого, что мы «такие хорошие», ехали к ним, но от глубокой любви ко всему, что связано со Святой Русью.

От любви к русским святым, к Русской церкви возникает подобный теплый и радостный отклик и в душах простых грузинских монахинь и монахов, мирян и даже епископов, спешащих на встречу с православным русским человеком. В гостях у многодетной бабушки, крестьянки Тамары, в одном из больших грузинских сел мы услышали от этой старой мудрой женщины, имеющей уже более 90 внуков и правнуков, слова: «Это самый счастливый день в моей жизни!» Она не знала, что мы монахи, и жалела, что не успела заколоть лучшего своего барана, чтобы «должным образом встретить дорогих ее сердцу гостей!». Слезы стояли в глазах этой доброй старушки, когда она высказывала эти пожелания. 

За две недели нашего пребывания мы успели проехать Западную и Восточную Грузию и повсюду встречали искреннюю любовь и сердечное тепло. В одном месте пришлось менять колесо машины. Был обычный жаркий день. Крестьянки вынесли нам чистой холодной воды без нашей на то просьбы, затем угостили яблоками. Такой христианской встречи странников, к сожалению, нечасто сподобишься на современных российских дорогах. А о скольких случаях издевательского отношения к грузинам, даже имеющим законное российское гражданство, приходится теперь слышать! Отношение к продавшейся американцам грузинской правительственной верхушке не должно приводить к беззаконным оскорблениям простых грузин, находящихся где бы то ни было в России!

В одном из древних храмов Восточной Грузии мы познакомились с православной юной американкой, которая, как оказалось, пришла к вере через национальную грузинскую музыку. Услышав однажды в далеких Штатах, как звучат старинные песни этой гораздо более древней, чем современная Америка, страны, 18-летняя Салли стала все больше интересоваться Грузией и ее историей, изучать ее национальную музыку. Дело кончилось тем, что, по ее словам, она«просто не могла больше не быть православной». Теперь, приняв в Крещении имя святой Нины, наша новая знакомая стала прихожанкой православного прихода у себя дома и каждое лето приезжает на полюбившуюся ей вторую родину. Сакартвело стала для Салли-Нино духовной родиной, она изучает грузинский язык, паломничает по святым местам, участвует в археологических раскопках. 

В другой раз отец архимандрит Андрей из Джихедского женского монастыря рассказал нам о голландке, принявшей Святое Крещение в их обители. Через год она прислала письмо, в котором благодарила Бога, Святое Православие и отца Андрея с сестрами за то, что ей после 15 лет бесплодия был дарован плод чрева и у нее благополучно родился ребеночек.

Эти случаи не единичные. Вспоминается предсказание преподобного Серафима Вырицкого о том, что будут времена, когда иноверные иностранцы будут приезжать в Россию и принимать Святое Крещение, присоединяться к Святому Православию. Думается, что это пророчество относится не только к России, но и к Грузии. И подобные жизненные примеры – яркое тому свидетельство! 

Скорбно было нам после столь светлой и теплой поездки по Грузии, показавшей глубокую и древнюю связь наших народов во Христе, наблюдать тот политический ажиотаж, который возник вокруг «грузинского вопроса» нынешней осенью. Для нас сейчас очевидно, что кто-то вновь пытается исказить и стереть из памяти народной святые лики наших предков, предать забвению священную историю обеих стран и сконцентрировать внимание современников на скандальных событиях, которые идут вразрез с традиционным духом и настроем отношений православных России и Грузии. Нам остается молиться Всеблагому Богу, чтобы в истории двух наций, воспринявших в седой древности Свет Православия в самую народную душу свою и сформировавшихся как духовно, так и государственно, под благотворным покровом Церкви Христовой, победила все-таки правда Божия.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|