email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Наука писать и говорить

О риторике

Журнал: №2 (11) 2005 г.
Слово, которое мы произносим и пишем, может быть реакцией на внешний или внутренний стимул. Например, человек споткнулся о порог и непроизвольно воскликнул: «Ой!» Или на вопрос: «Хотите чаю?» – отвечает: «Да, спасибо», – в таком случае речь называется спонтанной, так как причиной высказывания являются побуждение и выработанный речевой навык. Наши устные высказывания по большей части представляют собой речевые реакции. Такая спонтанная речь сближает человека с животным миром: хотя мы, в отличие от животных, и употребляем слова и предложения, в наших спонтанных речевых реакциях мы чаще всего руководствуемся инстинктом.

В отличие от спонтанной разумная речь предполагает замысел и сознательный контроль средств языка, посредством которых мы этот замысел исполняем. В таком случае мы ставим себе определенную цель, обдумываем содержание того, что, кому, когда, при каких условиях нам следует сказать, чтобы достичь поставленной цели, сознательно отбираем нужные и уместные слова и выражения, продумываем последовательность изложения и объем высказывания, возможные и вероятные ответы того, к кому мы обращаемся, наши пояснения и дополнения к сказанному, и только после этого обращаемся в устной или письменной форме к определенному лицу или группе лиц – адресату речи. Такая речь и является целесообразной. Человек тем и отличается от всякого рода животных, что умеет строить целесообразные высказывания.

Целесообразная речь, даже если это речь устная, основана на письменной форме языка. Письмо – не просто фиксация устной речи посредством тех или иных графических средств. Письменная речь отличается от устной главным образом тем, что не ограничена временем общения, когда высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. Письменная речь не связана определенным физическим пространством общения, психологическим состоянием ее участников и требованием немедленного ответа-реакции – отношениями диалога. Письменная речь монологична: когда мы пишем, мы только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нем можно обнаружить и допущенные ошибки, и неясности выражения, и тот смысл, который пишущий не имел в виду, или имел в виду, но предпочел бы скрыть. Поэтому, если «слово не воробей, вылетит – не поймаешь», хотя в устном общении можно и поправиться, то «написанное пером не вырубишь топором». Если письменная речь рассчитана на неоднократное прочтение разными людьми, то она должна быть и общепринятой. Отсюда – стремление сделать письменную речь единообразной, содержательной, последовательной, красивой, этичной и выразительной, то есть выработать специальные приемы и нормы передачи тонких и сложных оттенков мысли и чувства, которые были бы понятны всем. Вот почему с появлением письменной речи складывается специальное искусство слова: грамматика, которая занимается приемами построения отдельного осмысленного предложения, обязательными для всякой речи; диалектика, которая занимается приемами обсуждения познавательных вопросов; риторика, которая занимается приемами обсуждения совершенных поступков, возможных решений и смысла человеческого бытия. Устная же речь, если говорящий стремится к тому, чтобы его речь была результативной и влиятельной, использует искусство речи и ориентируется на приемы построения письменного слова. 

Мы подчеркиваем, что риторика – наука о целесообразной речи, потому что грамматика имеет одну цель – правильность речи, диалектика также имеет одну цель – истинность суждения, а риторика имеет разные цели: справедливость поступков, пользу решений, мудрость понимания. Но наше высказывание может быть целесообразным лишь при одном условии, которое на первый взгляд может показаться странным, – при условии спорности или проблемности его содержания. Действительно, разве имеет смысл ломиться в открытую дверь, сообщать то, что всем известно, утверждать то, с чем все согласны, предлагать то, что все и без того готовы предпринять? Такая речь будет бесцельным пустословием. Осмысленным и целесообразным может быть только содержательное и уместное слово, дающее разумное основание для решения значимого, серьезного вопроса, о котором существуют или возможны разные мнения.

Итак, риторика изучает устно-письменную речь, то есть устную речь, основанную на письменных общеязыковых нормах, и письменную речь в формах рукописной словесности, печатной литературы, массовой информации с точки зрения ее целесообразности и вытекающих из цели и замысла приемов и правил построения высказывания. Поэтому система риторики обязательно должна содержать, во-первых, знания о том, как, в каком порядке и каким образом создается любое целесообразное высказывание, предназначенное для определенного круга людей, принимающих решение относительно его содержания; во-вторых, знания о том, какие по форме и содержанию виды высказываний для каких целей используются, к какому кругу людей могут быть обращены и каким образом строятся. Это значит, что риторика подразделяется на общую и частную: в общей риторике изучаются принципы построения любого целесообразного высказывания, а в частной риторике изучаются нормы и правила построения конкретных видов устных и письменных высказываний – судебных или политических ораторских речей, устных бесед-диалогов, личных или деловых писем, документов (законов, договоров, официальных актов, деловых бумаг), философских и научных произведений, исторических сочинений, публицистических статей и т.д.

Общая риторика включает три основные части, которые составляют методическую модель последовательного построения целесообразного высказывания: изобретение, расположение, элокуцию (словесное выражение). Сначала мы решаем проблему и определяем содержание высказывания, далее мы устанавливаем его объем и последовательность, затем мы создаем (в большей или меньшей полноте) текст высказывания, то есть выбираем те слова и выражения, которые уместно употребить.

Мы говорим «методическую модель» потому, что с лингвистической и психологической точек зрения человек обычно строит высказывание несколько иначе: имея самый общий замысел, мы начинаем говорить или писать, зацепляя слово за слово, предложение за предложение, и по ходу речи выдумываем и сами мысли, и обоснования тому, что сказали. В результате у нас обычно и получается выражение случайного мнения, которое складывается у нас здесь, теперь и в данных условиях, но дело в том, что за такие мнения нам часто приходится отвечать или отказываться от них. Образующиеся шум и помехи в информационном канале оказываются причиной неупорядоченных действий, потому что всякое действие человека, всякая социальная связь осуществляются посредством слова. Следовательно, необходим метод, позволяющий строить подготовленные ответственные высказывания, которые могут быть должным образом поняты и оценены. И в таком случае речевые отношения в обществе, которые составляют его реальную основу, будут организованы и упорядочены, а принимаемые решения будут должным образом обоснованы и обсуждены.

Изобретение начинается с исследования вопроса «В чем состоит противоречие позиций или точек зрения?». Затем устанавливаются фактические обстоятельства дела: что произошло, что можно предпринять, каковы существующие взгляды на предмет. Далее выясняется, в какую смысловую область входит обсуждаемый поступок, решение или мысль, – с чем ее можно сопоставить, как определить? Наконец, изучаются возможные последствия различных оценок действия, принимаемого решения или идеи: как оценить выдвинутое предложение? 

Только после изучения состояния вопроса принимается точная формулировка предложения: какое решение по данному вопросу в сложившейся ситуации и при наличии данных позиций следует принять. Это предложение необходимо обосновать, причем обоснование должно быть убедительным в первую очередь для тех конкретных лиц, которым адресована речь и которые принимают решение. Поскольку всякое обоснование представляет собой приведение сомнительного положения к несомненным (именно для тех, кто принимает решение) основаниям, такие основания нужно найти, применяя для этого определенные ходы мысли и данные, свойственные здравому смыслу адресата речи или исходящие от авторитетной для него инстанции, например закона. Когда такое обоснование получено, бывает весьма полезно его основательно продумать и отобрать те доводы в пользу предложенного решения или против иных решений, которые будут максимально уместными (например, иногда бывает тактически полезно самые убедительные доводы временно отложить до вопросов и возражений, потому что отвечающий на вопрос высказывается последним).

Расположение начинается с оценки того, какое содержание, в какой форме при данных условиях времени, места, характера устной или письменной речи можно и следует представить, чтобы высказывание было наилучшим образом понято и оценено адресатом. Затем из набора элементов высказывания, в простейшем случае отдельной речи или статьи – вступления, изложения, тезиса, рассуждения-обоснования, опровержения, обобщения, отступления-связки, заключения, выводов, побуждения – выбираются нужные, и строится последовательный план высказывания. Элементы этого плана наполняются содержанием, и вся конструкция оценивается с точки зрения ее уместности, доступности и убедительности, потому что высказывание принимается или отвергается получателем речи как единое целое, части которого имеют служебное значение.

Элокуция начинается с определения уместных качеств стиля в отношении к общим нормам литературной речи (правильность, чистота, ясность, краткость, этичность, выразительность), потому что с риторической точки зрения хороший стиль – такой, при котором высказывание эффективно и влиятельно. Эффективность означает непосредственную желательную реакцию на высказывание, влиятельность – устойчивую оценку как содержания, так и личности отправителя высказывания. Именно поэтому, например, руководства по риторике вот уже две с половиной тысячи лет не рекомендуют употреблять нелитературную и сниженную лексику и оскорбительные выражения.

Когда стилистический образ высказывания продуман в целом, приступают к отбору слов, в первую очередь наиболее важных, ключевых, – это концепты (такие слова, как, например, жизнь, смерть, справедливость, демократия, безопасность – в зависимости от содержания речи и мировоззрения аудитории, которая должна услышать или прочесть свои любимые или ненавистные слова-символы), синонимы (ряды слов со сходным значением, выбор из которых значим: нравственный, этичный, добродетельный) и тропы (метафоры, метонимии и пр.). Ключевые слова и выражения образуют смысловую основу высказывания.

Разработав словесный ряд высказывания, приступают к формулировке главных мыслей. Такие формулировки могут быть прямыми, но часто бывает так, что наиболее значимые мысли нуждаются в специальных средствах оформления и выражения, в фигурах речи (например: «В комнату вошел молодой человек с лицом, опухшим от пьянства», – называется парцелляция).

Полученные материалы могут быть оформлены в определенные речевые единства. В устной речи – это различного рода периоды и прозаические монологические или диалогические фрагменты. В письменной речи – абзацы, в которых существенны порядок слов, внутренний ритм прозы, средства повтора и связи предложений и расстановка связывающих мысли слов-коннекторов. Такие речевые единства организуются в пределах так называемых композиционно-речевых форм – повествования, описания, рассуждения и др., и образуют ритмы чередующихся статических и динамических фрагментов речи.

Таково общее содержание риторического построения – основной части общей риторики. Частная риторика, как было отмечено выше, содержит данные о строении текстов соответствующих видов и жанров словесности, например, формуляра и реквизитов документа, о характере каналов информации, например, о документообороте, об особенностях языка и стиля словесных произведений и о речевых средствах и приемах, которые используются в данном виде словесности для реализации замысла и достижения поставленной цели, например, как сделать убедительным заявление о предоставлении внеочередного отпуска.

Риторика – не только самая древняя филологическая наука, но, может быть, самая древняя, не считая математики, научная дисциплина, что и понятно из изложенного. Она возникла в Древней Греции в эпоху, когда государственные и судебные решения принимались большинством голосов в народных собраниях, в которых, как водится, главенствующую роль играли демагоги – народные вожди. Чтобы ограничить влияние демагогов и в какой-то мере обеспечить культуру управленческих решений, великий философ и ученый Аристотель (384–322 гг. до Р.Х.), обобщив различные учебные и теоретические руководства, создал знаменитый трактат «Риторика», сохранившийся и изучаемый специалистами до наших дней. В настоящее время после длительного перерыва, вызванного отрицательным отношением к риторике демократической критики XIX века, а затем и большевиков, риторику изучают в школах и высших учебных заведениях, но поскольку квалифицированных преподавателей риторики не хватает, ее часто заменяют суррогатом, который называется «культура речи». В наше время изучение риторики особенно полезно еще и потому, что знание риторических приемов помогает критически оценивать различного рода публичные высказывания и обнаруживать истинные замыслы их создателей, что также не всем нравится. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|