email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Тайны орфографической зоркости

Интервью c профессором кафедры русского языка МГПИ им. В.И. Ленина В.В. Бабайцевой

Журнал: №3 (19) 2007 г.
Вера Васильевна Бабайцева
Бабайцева Вера Васильевна, в 1945 году окончила с отличием МГПИ им. В.И. Ленина, в 1955 году защитила кандидатскую диссертацию в Институте русского языка АН СССР. В 1967 году вышла в свет первая монография «Переходные конструкции в синтаксисе (конструкции, сочетающие свойства двусоставных и односоставных (именных безличных) предложений)». С 1977 года – профессор кафедры русского языка МГПИ им. В.И. Ленина (сейчас – МПГУ). Автор множества школьных и вузовских учебников по русскому языку. 

– В чем особенность Вашего учебного комплекса?

– Во-первых, теория и задания учебного комплекса располагаются в разных книгах. Достигнутая, как нам кажется, системность изложения материала в учебнике способствует запоминанию теории. Сборник заданий существует для каждого класса. Третий компонент комплекса – рабочая тетрадь, в которой даются те же задания, но не надо записывать предложения. Тем самым можно добиться очень быстрого выполнения ряда заданий, быстрейшего запоминания нового материала.

До сих пор многие авторы учебников забывают или вовсе не понимают, что теорию надо давать системно: отрывочные сведения теоретического характера не дают системы знаний. Сравните с другими – математическими, например, учебниками: ведь сборники задач выпускаются отдельно. И потом, когда теория перемежается с орфографическими и пунктуационными правилами, основанными на этой теории, они запоминаются лучше. 

Безусловно, есть и некоторые трудности, связанные с таким разделением материала: приходится вначале читать, что в учебнике написано, потом открывать другую книгу. Затруднение еще в том, что ученик в школу должен носить две книжки (рабочую тетрадь мы рекомендуем оставлять дома, но учитель время от времени должен ее проверять). В конечном счете в школу приносить можно только сборник заданий: ведь учитель в первую очередь объясняет новый материал, и учебник не всегда нужно применять к его объяснению.

– Как сделать изучение русского языка интересным? Какие творческие задания могут быть даны ученикам?

– «Неожиданно мне приходит на память рассказ штурмана одного из ледоколов о том, что, пробиваясь сквозь Финский залив, он увидел на льду замерзшую охапку простых полевых цветов. Они были присыпаны снегом. Кто потерял их здесь, в ледяной пустыне?» – автор, К. Паустовский, об этом не рассказывает… Я привожу этот отрывок, а потом даю задание: продолжите. Как вы думаете, когда, по какой причине появились эти красные гвоздики на льдине? Это развивает воображение.

Лет шесть-семь назад я ввела в школьные учебники кроссворды филологического характера с лингвистической направленностью.

Также Вы можете :