email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

«Без Бога жизнь бессмысленна»

Интервью с Андреем Битовым

Журнал: №2 (18) 2007 г.
Андрей Битов
Андрей Битов - писатель, автор романа «Пушкинский дом», трилогии «Оглашенные» (повестей «Птицы, или Оглашение человека», «Человек в пейзаже», «Ожидание обезьян») и др., лауреат отечественных и зарубежных премий, председатель ПЕН-центра.

- Андрей Георгиевич, Ваше творчество насквозь пронизано идеей веры и напряженного поиска духовного смысла существования. Расскажите, пожалуйста, о Вашем личном пути к вере и Богу.

- Поскольку мои родители родились до революции, то они, естественно, были крещены в Православной вере. Более того, фамилия моей матери - Кедрова - фамилия священническая: священником был мой прапрадед - отец Василий Кедров. Он приехал из Киево-Печерской Лавры в Гатчину и, по семейной легенде, стал протоиереем Гатчинского собора. А моя любимая бабушка - немка по происхождению - поменяла свое лютеранство на православие, когда выходила замуж.

Что касается меня, то мой путь к крещению был долог, и, по какому-то роковому стечению обстоятельств, полон преград и помех. Когда в 1962 году у меня родилась старшая дочь, то я решил принять крещение вместе с ней. Но этого не произошло: видимо, я еще не был внутренне готов к этому шагу. Однако намерение креститься не оставляло меня – тем более, что рядом со мной всегда были люди, которые меня к этому подталкивали. Сначала меня убеждал принять крещение писатель Юз Алешковский, который крестился у отца Александра Меня. Но он проявлял такую настойчивость, что вызвал с моей стороны яростное, как у ребенка, сопротивление. Опять что-то мне помешало. В 1977 году я сдружился с Олегом Васильевичем Волковым - писателем, проведшим два десятилетия в советских лагерях, который, узнав мою затяжную историю, стал убеждать меня креститься у отца Димитрия Дудко. Но вскоре с отцом Димитрием произошла эта чудовищная нашумевшая история (когда КГБ вынудил его публично покаяться в своей деятельности - А. В.), и мое крещение расстроилось и на этот раз. А в 1982 году, когда я был в Грузии, я, наконец, был удостоен крещения: этот эпизод довольно точно воссоздан в романе «Оглашенные». Резо Габриадзе (известный грузинский писатель, сценарист, создатель театра марионеток в Тбилиси, - А. В.) вез меня с моей дочерью Анной до Кутаиси, откуда мы должны были попасть в Батум. Только оказавшись в дивном кутаисском монастыре, Габриадзе объявил нам о цели, с которой он нас туда привез, а именно - наконец покрестить меня. Нам навстречу вышел удивительный, двухметрового роста монах - мамао Торнике и, узнав о нашем намерении, предложил быть моим крестным, даже подарил крест. После этого удивительного обряда на грузинский манер, у меня было ощущение, что я принял своего рода двойное крещение: когда я вышел из монастыря и посмотрел на мир, на тот пейзаж, который оттуда открывается, то почувствовал, что само пространство, сам этот великолепный мир словно принимали участие в Таинстве.

Также Вы можете :