email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Православная и Англиканская церкви на рубеже XIX–XX веков

Попытка сближения

Журнал: №2 (18) 2007 г.
В конце XIX – начале XX столетия в Англии сложилась совершенно уникальная в духовном отношении ситуация. Ни в одной стране мира, ни до, ни после, не было ни одной христианской деноминации, которая бы столь последовательно, столь упорно и столь массово стремилась бы фактически превратиться в другую христианскую деноминацию. Мы настаиваем именно на такой формулировке, потому что практически официально решенный отказ от Filioque, согласие с православной интерпретацией Евхаристической Жертвы, признание каноничности почитания Богоматери, святых, а также иконопочитания – все это шаги перехода от англиканства, как разновидности протестантизма, к православию. При этом от Церкви Православной реально не требовали никаких уступок.

После ликвидации раскола, вызванного воцарением Вильгельма Оранского, в Англиканской церкви усилились протестантские (лютеранские и кальвинистские) влияния. Реакция против преобладания этих влияний наступила в 30-х годах XIX века, когда началось так называемое «Оксфордское движение», 100-летний юбилей которого был торжественно отпразднован в 1933 году. Это движение «возродило среди англичан сознание вселенскости Церкви и… привлекло их внимание к православному Востоку». Его участников и единомышленников стали называть «англокатоликами». Один из участников Оксфордского движения, священник и богослов Уильям Палмер, решил на деле осуществить общение с Православной церковью. С этой целью он предпринял путешествие в Россию и Грецию, но его попытка успехом не увенчалась. С одной стороны, внутри самого англиканства началась ожесточенная борьба против идеи Оксфордского движения, которая заставила Палмера усомниться в наличии полного догматического согласия между православием и Англиканской церковью. С другой стороны, православные на тот момент не выработали еще богословски обоснованного отношения к англиканам. Граф А.С. Хомяков, который был знаком с Палмером и вел с ним переписку, пишет о «тяжелой вине» тех лиц, «которые затворили перед ним врата Церкви и были поводом к его отпадению» (Палмер в конце концов принял католичество).

Таким образом, мы видим, что в английском христианстве не было однородности и устойчивости. Англичане, в национальном масштабе, не смогли «успокоиться» в протестантизме, подобно другим германским народам, ибо слишком велико и значительно было духовное наследие древнего английского православия. «Англиканство есть самое чистое и самое противологическое из всех западных исповеданий; всецело вросшее в Церковь, всеми своими поистине религиозными корнями, оно в то же время представляет собой самую резкую противоположность идее Церкви, ибо оно не есть ни предание, ни доктрина, а простое национальное установление (an establishment), т.е. дело рук человеческих, признанное за таковое» (А. С. Хомяков).

Также Вы можете :