email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Настоящая литература потрясает

Беседа с Председателем Правления Союза писателей России В.Н. Ганичевым

Журнал: №3 (15) 2006 г.
Валерий Николаевич Ганичев
Беседа с Председателем Правления Союза писателей России, членом Общественной палаты РФ,  доктором исторических наук, профессором В.Н. Ганичевым. 

– Валерий Николаевич, недавно мне пришлось побывать в Германии на Лейпцигской книжной выставке. И что меня поразило: практически вся она была посвящена вопросам детского чтения. На ней присутствовало огромное количество учеников, которых привозили на выставку целыми классами, а то и школами. Для ребят были оборудованы места отдыха, игровые комнаты, проводились специальные развивающие и одновременно развлекательные игры. К работе на выставке было привлечено большое количество волонтеров, которые смотрели за детьми, сопровождали их, отвечали на их вопросы… 

Когда я поинтересовался, почему именно детям на выставке уделено столь много внимания, мне ответили: дети перестали читать, забыли, что такое книга. Сегодня в Германии остро стоит проблема чтения, особенно детского, и эта проблема сейчас решается на государственном уровне. Во всяком случае, все государственные мужи, выступавшие на официальном открытии Лейпцигской выставки, говорили именно о необходимости развития детского чтения.

Итак, в Европе всерьез задумались о том, как вернуть детей к книге. А как, на Ваш взгляд, обстоит дело с чтением, и в частности с детским, у нас, в России?

– Я бы не хотел сказать, что ситуация с чтением у нас плачевная. В России есть своя традиция воспитания любви к книге, есть замечательные учителя, немалое число родителей внимательно относятся к тому, как и что читают их дети. Но в целом положение с чтением у нас… (раздумчивое молчание) бедственное. Для возвращения интереса к книге нынче требуются усилия всего общества и государства, но прежде всего – школы, библиотеки, семьи. Да и вообще, мы должны вернуть книгу на пьедестал почета, возвести в ранг культурной ценности, приложить усилия к тому, чтобы в обществе она приобрела высокий статус, чтобы читать снова стало престижно. Человек должен ощущать интеллектуальный, духовный дискомфорт при мысли о том, что остается безучастным к литературному богатству своего народа.

Я не могу себе представить сороковые, пятидесятые, шестидесятые годы прошлого века, чтобы наши школьники не читали. По крайней мере, в те годы ребята хотя бы демонстрировали, что они читают, ибо было очень стыдно не читать: не читающий школьник подвергался общественному порицанию. Иначе говоря, у чтения был довольно высокий общественный статус. А сейчас… В прошлом году на Съезде книгоиздателей России прозвучала такая цифра: 37% из участвовавших в социологическом опросе заявили, что они не читали книг, не читают и читать не будут. Значит, отказ от книги, от чтения превращается в норму поведения, более того, этим позорным когда-то для человека качеством теперь бравируют. Так и взращивается невежество. Конечно, и в советское время часть людей была далека от чтения книги, но они никогда этим не хвастались, не бравировали. Потому что человек не читающий сразу же зачислялся в разряд невежд.

Также Вы можете :