email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

«Клятва» Гиппократа

Взгляд христианина на кодекс чести врача

Журнал: №2 (14) 2006 г.
Кто посмеет отрицать, что «Клятва» Гиппократа (460-377 гг. до Р.Х.) была создана в языческую эпоху? Ярчайшее свидетельство тому – само начало текста: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…»

Этим, пожалуй, языческое содержание первоисточника и исчерпывается. Остальной текст можно рассматривать в качестве предвестника новой морали и уподобить афинскому алтарю «неведомому богу». 

Хотя Гиппократ был из рода древних эллинов, а не ветхозаветных иудеев, тем не менее, можно говорить о профетизме текста «Клятвы», его просветительском характере. Содержание присяги оказало огромное влияние не только на самосознание врачей, но и на мораль общества, в том числе и за пределами Древней Греции. Ученики и последователи Гиппократа стояли у истоков формирования врачебной этики. «Гиппократово обязательство» сделалось типичным выражением для обозначения нравственной основы врачевания и сохранило свою семантику для последующих поколений христианских врачей, поскольку в своей основе удивительно совмещало особенности двух жанров культуры слова: клятву и христианские заповеди. Попытаемся же их выявить и обосновать предлагаемый тезис. Для этого обратимся к дальнейшему тексту.

Обязуюсь «считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним достатком и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления; устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому».

Почтение, уважение и благодарность людям – основа данной позиции. Разве противоречит она христианскому закону любви, «ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14)? Разве противоречит она заповеди о почитании родителей? Напротив, она даже раскрывает то, в чем заключается это почитание, а именно: в помощи им и обеспечении их в старости. Более того, она расширяет сферу приложения этой заповеди, распространяя ее на собратьев по ремеслу. Учителя и коллеги называются братьями. Медицинская солидарность скрепляется почти христианской безвозмездностью отношений. Верность «закону медицинскому» и означает верность нравственному закону, ибо других законов искусство врачевания той эпохи еще не знает. Эти законы объединяют людей в сообщество, сознающее свою непохожесть на других. Что же это за отличие?

Также Вы можете :