email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

«Славнее тысячи побед»


Подвиг «Меркурия»

Журнал: №1 (63) 2015 г.
М. Ткаченко. Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями. 1907 г.

Кроме 23 февраля, Дня защитника Отечества, в России празднуются дни воинской славы – памятные даты великих сражений. Но кроме них в истории России были и другие сражения, может быть, не столь масштабные, но не менее великие по силе духа и самоотверженности их участников. Журнал «Виноград» начинает цикл статей о подвигах русских воинов.

Драться до последней возможности

Русско-турецкая война 1828–1829 годов, связанная с греческой борьбой за независимость и закрытием Босфорского пролива, медленно подходила к финалу.

14 мая 1829 года три русских корабля – фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» – находились на патрулировании у Босфора. Турецкий флот после сражения в Наваринской бухте был немногочислен, но мог наделать неприятностей, пока основные силы русского флота участвовали в бомбардировке прибрежных турецких крепостей и их блокаде с моря.

Неожиданно со стороны Анатолийского побережья показалась турецкая эскадра в составе 14 (по другим сведениям – 18) вымпелов. При явном превосходстве турок командующий боевой группой капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Русские корабли поставили все паруса и стали уходить к Сизополю, где в то время находились главные силы русской эскадры.

Фрегат «Штандарт» и бриг «Орфей» набрали достаточную скорость, а вот «Меркурий» не мог похвастаться хорошими ходовыми качествами, да и паруса его нуждались в ремонте. Вскоре стало ясно, что турецкая эскадра нагоняет его. В авангарде шли два линейных корабля – 110-пушечный «Селемие», на мачте которого развевался адмиральский штандарт (там находился командующий эскадрой, капудан-паша), и 74-пушечный «Реал-бей», где находился контр-адмирал.

Преследователи подошли совсем близко, и тут ветер стих. Бриг получил некоторое преимущество, потому что конструкция «Меркурия» предусматривала использование весел – по 7 с каждой стороны. Это, кстати, вкупе с его маленькой осадкой и тяжелым дубовым корпусом ухудшало мореходные качества. «Меркурий» стал уходить на веслах, но было понятно, что это лишь короткая передышка.

Также Вы можете :