email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Реквием по семье?

Статистика разводов

Журнал: №6 (56) 2013 г.
© Иллюстрация: журнал Виноград, художник И. Капустенко

Статистика разводов… За сухими цифрами — не только человеческие судьбы, но и судьба целого народа. Сможем ли мы свернуть с той наклонной плоскости, по которой катится наша страна к краху семейных ценностей?

Разводы в России

Как известно, развод — это формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. В настоящее время Россия прочно удерживает на планете сомнительное лидерство по количеству разводов. По данным демографического ежегодника ООН 2012 г., Россия — первая среди стран с самым большим числом разводов. Статистический отдел ООН берет за основу количество разводов в год на 1000 человек. В России это 5 разводов, самый высокий показатель в мире. Печально, но Росстат подтверждает эти данные — по России в 2011–2012 гг. каждый второй брак заканчивался бракоразводным процессом. Если рассматривать более детально, то:

— в 2011 г. в России было заключено 1 316 109 браков, на них пришелся 669 421 развод (51 %).

— в 2012 г. было заключено 1 213 616 браков, на них пришелся 641 981 развод (53 %);

Закономерно задать вопрос, является ли такая ситуация нормой для России? Здесь можно однозначно сказать, что с точки зрения тысячелетней российской цивилизации большое количество разводов — явление ненормальное. Развод был огромной редкостью в царской России — развести могла только Церковь, руководствуясь своим каноническим правом, причем требовалось разрешение Святейшего Синода. Во всех остальных случаях развод категорически запрещался. Следует отметить, что развод рассматривался именно как социальная нагрузка на общество, и в обязательном порядке устанавливался инициатор этого решения. После развода виновная сторона чаще всего не имела права вступать в новый брак, что, конечно, тоже заставляло людей многократно подумать, прежде чем разрушать семью. Трудность и редкость разводов подтверждает и статистика XIX века: 1880 г. — 920 разводов; 1890 г. — 942. Это на всю огромную Российскую империю! Неудивительно, что, согласно переписи 1897 г., на 1000 мужчин приходился 1 разведенный, на 1000 женщин — 2 разведенные. В 1913 г. по всей Российской империи на 98,5 млн православных был оформлен 3791 развод (0,0038 %)! Эти цифры сейчас кажутся фантастическими, но это реальная статистика той России, которую мы потеряли. Конечно, уже и тогда так называемые «либеральные ценности» проникали в общество и часть властей предержащих, подверженная им, показывала пример «нового мышления» русским людям. Так, известный склонностью к либеральным идеям премьер-министр С. Ю. Витте был женат дважды и, что характерно, оба раза на разведенных. Однако большинству населения такое поведение было чуждо.

Все изменилось после 1917 г. Законодательство по разводам, принятое в СССР, было самым либеральным в мире, да и в современной России оно таковым остается. После Октябрьской революции в России был принят декрет «О расторжении брака» (19 декабря 1917 г.). Первая его статья гласила: «Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или хотя бы одного из них». Развод по взаимному согласию производился во внесудебном порядке. При разводе по заявлению одного из супругов указанные дела рассматривались местными судами. После принятия Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 22 октября 1918 г. процедура развода стала еще проще. При согласии обоих супругов расторжение брака по‑прежнему производилось в органах ЗАГС. По заявлению одного из супругов дела о расторжении брака рассматривались в качестве бесспорных единолично судьей. Дело слушалось заочно в случае неявки обоих супругов. Доказательств невозможности дальнейшего совместного проживания и распада семьи не требовалось. Любой религиозный брак был объявлен частным делом граждан, а гражданское сожительство было полностью приравнено в правах к браку. Простое сожительство получило название «фактический брак». Кодексом законов о браке, семье и опеке 1926 г. расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГС, причем без вызова второго супруга, которому только сообщалось о факте развода.

Русский публицист и писатель Иван Лукьянович Солоневич как‑то в одной из статей писал, что в СССР в 1930‑е годы на развод в ЗАГСе требовалось, по крылатому выражению советских трудящихся, «5 рублей и 5 минут». Развестись было легче и быстрее, чем купить бутылку водки, учитывая постоянные очереди в продмагах. Ни в одной стране мира не было такой легкости, такого запредельного либерализма. Последствия этой революционной перестройки не заставили себя долго ждать. Очень быстро, уже в 1930‑х годах, СССР завоевал первое место в мире по количеству разводов, которое с краткими перерывами удерживает по сей день.

Некоторое сдерживающее влияние оказали людские потери в Великой Отечественной войне. Чтобы компенсировать их, в 1944 г. был установлен очень сложный порядок развода. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» развестись можно было только через суд. Причем районные народные суды такого права не имели, разводящимся официально надо было давать объявление в газету. Суд мог отказать в разводе, даже если оба супруга на нем настаивали. С виновников развода взимался довольно большой штраф в пользу государства, причем для тех, кто разводился повторно, штраф увеличивался. Кроме того, было полностью запрещено установление внебрачного отцовства. Однако «хрущевская оттепель» снова принесла либерализацию в эту область человеческих отношений. В Кодексе о браке и семье РСФСР (КоБС 1969 г.) процедура развода была вновь упрощена. Поэтому неудивительно, что число разводов росло все последние сорок лет советской власти. Если в 1950 г. на 1000 человек приходилось 12 браков и 0,5 развода, то в 1990 г. это 8,9 брака и 3,8 развода, т. е. 42,7 % браков распадались.

Тем не менее разводы считались аморальными, и это мешало партийной карьере. После развала СССР динамика браков и разводов снова ухудшилась. Сейчас для разводов не существует вообще никаких социальных препятствий. По взаимному согласию супругов развод совершается в органах ЗАГС — даже не требуется обращаться в суд. Результаты подобного либерализма в семейной политике сказываются — к началу XXI века разводы составляли 73 % от заключенных браков! Это был исторический максимум деградации института семьи в России. В настоящий момент это соотношение снизилось до 51–53 %, но даже так оно превышает пиковые цифры советской эпохи, которая, как мы показали, отнюдь не является образцом благополучия в данном вопросе.

Соцопросы показывают, что среди россиян уверенно растет представление о разводе как социальной норме. По новейшим данным ВЦИОМ, только каждый 10‑й полагает, что разводиться нельзя — надо сохранить семью любой ценой. Это число снизилось: в 1990‑м так считали 13 %, в 2007‑м — 12 %. В том, что хуже от развода не будет и что надо разводиться в любом случае, если возникло такое желание, уверены 11 % (23 года назад так считали только 5 %, 6 лет назад — 9 %). Если в 1990‑м 39 % полагали, что развод допустим, только если семья фактически распалась, то в 2007‑м число таких людей снизилось до 36 %, а сейчас и вовсе упало до 28 %. То есть мы можем констатировать, что с каждым годом неуклонно снижается количество людей, готовых во что бы то ни стало сохранить брак. Граждане РФ за последние два десятилетия стали более спокойно, как к обыденности, относиться к разводам, что и показывает печальная статистика.

А что же в остальном мире?

Оказывается, сходные процессы в сфере семейно-брачных отношений в ХХ веке происходили как в странах Восточной Европы (соцлагерь), так и в Западной Европе (капиталистический мир). Везде на протяжении последних ста лет шел рост как относительного, так и абсолютного числа разводов. Вот как выглядит первая десятка лидеров по числу разводов (в порядке убывания): Россия, Беларусь, США, Молдавия, Бельгия, Литва, Куба, Чехия, Швейцария и Украина. Этот список достаточно красноречив, все страны в нем — страны христианской культуры, а семь из десяти — бывшие соцстраны. Можно заметить, что во всех этих странах также широко распространен институт так называемого «гражданского брака», то есть не регламентированного ни Церковью, ни государством сожительства мужчин и женщин, не берущих на себя каких‑либо моральных или правовых обязательств. В России, согласно соц­опросам, большинство таких «браков» распадаются в течение пяти лет. То есть реальная картина семейной жизни населения данных стран еще более печальна, чем это видно из официальной статистики разводов.

Не менее интересен и противоположный список — стран с наименьшим числом разводов на душу населения. Это Чили, Колумбия, Шри-Ланка, Гватемала, Ливия, Босния и Герцеговина, Узбекистан, Ямайка, Ирландия, Мексика, Сальвадор, Никарагуа, Македония, Черногория, Таджикистан, Венесуэла, Италия, Сирия, Армения, Индия.

На первый взгляд, можно сделать вывод, что развод характерен для развитых стран и является неотъемлемой чертой «дальнейшего развития цивилизации». По крайней мере, такую точку зрения любят защищать представители либеральной общественности и левацких кругов — мол, развод, может, и социальное зло, но зло неизбежное. Это вроде как необходимая плата за права человека и «свободу женщин от кухонного рабства». Но более внимательное рассмотрение двух вышеприведенных списков заставляет недоумевать. Италию и Ирландию вряд ли можно назвать неразвитыми и бедными странами (последняя занимает 13‑е место в списке Всемирного Банка по ВВП на душу населения), да и «кухонного рабства» там как‑то не наблюдается. С другой стороны, нынешние Украину и Молдову вряд ли можно отнести к наиболее развитым странам современности, как в экономическом, так и в правовом плане.

Но, тем не менее, закономерность в этих перечнях есть. Страны с наименьшим числом разводов на душу населения одновременно являются странами — центрами религиозной культуры. Даже неискушенному читателю известно о глубоком влиянии Католической церкви как раз в Италии и Ирландии, о том, что сильны ее позиции и в странах Латинской Америки, о том, что Шри-Ланка является историческим центром буддизма, а те же Черногория и Армения, лежащие на окраинах христианского ареала, в меньшей степени подверглись духовному разгрому и оскудению в эпоху социализма. Ну а социальное сплочение современных мусульманских стран вокруг традиционных ценностей ислама, в том числе и семьи, и вовсе постоянно в центре внимания современных массмедиа.

Именно в сильных позициях религии, а значит, и в меньшем социальном эгоизме верующего населения лежит простой секрет крепких браков. В Новом Завете упоминается единственная причина развода, дающая право вступить в новый брак, — супружеская измена. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9). Однако, по данным социологии, неверность — отнюдь не главная причина разводов в большинстве современных христианских стран. Так, в России по этой причине распадается не более 20 % браков. На первых местах стоят такие причины, как «нет любви», «не сошлись характерами» и т. д. Более трети современных браков распадаются именно поэтому. Наши прадеды только развели бы руками, слыша такие «причины». Себялюбие, выпячивание своего «Я» разрушает ныне христианскую, а также японскую и китайскую цивилизации. Разводы являются лишь ярким маркером этого процесса. Только те страны, которые смогут побороть социальный эгоизм и преодолеть его последствия, могут рассчитывать на общественную стабильность в XXI веке.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|