email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Формула семьи. Шукало

Многодетные делятся опытом семейной жизни

Журнал: №6 (74) 2016 г.
Фото: Г. Ярошенко

На страницах нашего журнала многодетные родители рассказывают о себе и своих детях, делятся опытом. Сегодня мы представляем семью ШУКАЛО.

Константин Иванович, 40 лет, частный предприниматель

Татьяна Владимировна, 40 лет, частный предприниматель

В браке 23 года

Дети:

Алина, 22 года, замужем, один ребенок

Софья, 16 лет, ученица 10-го класса школы № 1985

Милана, 6 лет

Александр, 3 года

Константин Иванович:

– Мы с Татьяной познакомились, когда нам было по 14 лет. Мы тогда жили в городе Воркуте. Я перешел в Танину школу, в параллельный класс. Встречал на переменах, думал: какая девочка симпатичная. Как-то наши классы устроили общую дискотеку. Я пригласил Таню на медленный танец, вечером проводил домой – и оказалось, что мы с ней живем в одном доме. Я в этот дом переехал уже лет пять назад, но ни разу ее не встречал. Через несколько дней мой товарищ, Танин одноклассник, собрался к ней в гости и взял меня с собой. Нас встретили Танины родители, очень приятные, доброжелательные люди; мы чудесно пообщались, и я стал приходить чуть ли не каждый день – там всегда было тихо и уютно, и всегда угощали чем-то вкусным. Так у нас с Таней завязались романтические отношения, которые продолжались около трех лет; а потом Таня забеременела. Для меня не было вопросов, как поступить, – я любил Таню и сразу решил жениться. Конечно, когда узнали, все были в шоке, родители рыдали – нам по 17 лет, ни профессии, ни образования, но все-таки они нас поддержали. И поддержали не только морально: мне помогли устроиться на работу. Мой отчим работал монтажником трубопровода, и меня взяли в эту же компанию учеником второго разряда. Причем никто не уговаривал меня, что надо идти работать, – я сам понимал, что мужчина должен нести ответственность за семью. Должен зарабатывать, обеспечивать жену и детей. 

Вскоре родилась Алина. Все заботы о ребенке и о доме легли на плечи Тани, потому что я каждый день вставал в шесть утра, чтобы попасть на работу к восьми. В первый год я еще учился в ДОСААФ, получал водительские права, так что домой возвращался в десять вечера. На выходных у меня было одно желание – отоспаться. И все равно материально нам приходилось тяжело, потому что в нестабильные 90-е на госпредприятиях постоянно задерживали зарплату. В итоге через три года я уволился и стал помогать своей маме: она занималась коммерцией и только открыла новый отдел обоев. Вот уже много лет у нас магазин строительных материалов в Воркуте.

С высоты прожитых лет я могу сказать, что Таня тогда совершила настоящий подвиг. Девочка в 17 лет взяла на себя мужа, ребенка, хозяйство. Она никогда меня ни в чем не упрекала, просто с громадным терпением выполняла обязанности жены и матери. Я сам не подарок – эгоистичный, вредный, но она терпела. Я восхищаюсь ею. Таня – это высокий пример настоящей женщины. Любящая, жертвенная, красавица, умница – она стала для меня лучшей помощницей. Когда Алину отдали в садик, Таня и нашим бизнесом стала заниматься. А когда вторая дочь родилась, она получила высшее финансово-экономическое образование на заочном отделении. 

Конечно, бывали и у нас споры и конфликты, но тут виной в основном моя вспыльчивость. Я вспылил – мозг отключился. В большинстве случаев Татьяна была права, поэтому она спокойнее реагировала. Когда человек прав, ему проще сохранять спокойствие. Сейчас я уже не такой эмоциональный: с возрастом приходит понимание, что мирный климат в семье важнее твоих претензий.

Детьми занималась в основном Таня. Но у нас был период, когда жена работала по выходным, а я оставался со старшими детьми. Кормил их, одевал, гулял. Делал это без особого желания – я тогда еще слишком молодой был и не понимал, что семья требует всех твоих сил, всего твоего времени. Наша неопытность сказалась и на воспитании детей. Особенно со старшей дочерью мы допустили много ошибок: слишком жесткие были, держали ее в ежовых рукавицах, хотя по сравнению с другими детьми она была очень спокойная, очень умная, самостоятельная. Недоласкали мы ее. С другими детьми мы уже вели себя иначе. 

Вообще жизнь нашей семьи делится на период старших детей и период младших детей. Со старшими мы считали, что школа их всему научит; с младшими мы больше возимся, больше внимания уделяем их образованию. Со старшими у меня еще не было осознания отцовства, нежности не хватало. А к младшим уже отношение другое – не потому, что они больше для меня значат, просто сейчас пришло понимание: что это – быть отцом. Если бы я не стал многодетным, как родитель я был бы ущербным. Мы жили себе и жили, есть два ребенка – план выполнен. А потом я осознал, что человек ходит под Богом. И я захотел еще детей. Теперь точно могу сказать, что Господь требует от человека только то, что хорошо и правильно для самого человека. Сказано «плодитесь и размножайтесь» – это же во благо самому человеку. Если доверять Господу, поступать по заповедям, жизнь сама повернет в правильное русло, исправит все ошибки. Господь дал мне возможность зарабатывать, почему же еще не родить? Я сына очень хотел, и он у нас родился. А теперь у нас и внук есть.

Когда мы всей семьей собираемся за столом, общаемся, кто-то шутит, рядом дети играют, шум-гам – это греет и радует душу. Ты сидишь и понимаешь, что ты глава этой семьи. Твоя жизнь идет верной дорогой.

Татьяна Владимировна:

– Когда нам было лет 15–16, мы с Костей поссорились. И расстались. Но уже через месяц он пришел ко мне домой. Встал на колени и обнял мои ноги. И я поняла: чего мне еще искать? С тех пор мы вместе.

После одиннадцатого класса я собиралась поступить в техникум и проходила медкомиссию. Мама моя по специальности медик, у нее много друзей-медиков. Медсестра, которая брала у меня анализ крови, позвонила маме и сказала: Таня либо беременна, либо больна. Так я узнала, что жду ребенка, – от мамы. У нас были открытые и доверительные отношения, я всегда и во всем с ней советовалась, но мне было очень стыдно признаться ей, что я потеряла девственность. Поэтому для нее эта новость стала ударом. Мама плакала, думала, что Костя меня бросит. Но он сказал: вы что, я ее люблю, я на ней женюсь! Встретились наши родители, все обсудили, стали планировать свадьбу. Мне, конечно, было страшно, когда я поняла, что беременна, но в Косте я ни секунды не сомневалась. Он очень порядочный человек, он просто не смог бы совершить подлость. 

Мне повезло с характером, у меня колоссальные запасы терпения. В моем отношении к Косте никогда не было установки «ты должен!». Ему и так было тяжело, мы сами были детьми, 17 лет всего, а тут еще ребенок. Костя так уставал на работе, что все выходные отсыпался. Но я не могу сказать, что мне одной было так уж трудно: дети нам достались спокойные, с ними проблем не было. Заниматься хозяйством я люблю; мне важно, чтобы было чисто, обед приготовлен, я вообще чистюля страшная. Люблю хлопотать по дому, и мне это не тяжело. Еще мамы всегда нам помогали и деток забирали на юг, когда мы на лето оставались работать.

Ссоры у нас были редкие и недолгие. Меня очень сложно вывести из себя, я не люблю бессмысленной ругани, предпочитаю сразу искать консенсус. А Костя – рыцарь. Неважно, прав он или не прав, он первым подойдет и скажет «прости». И не только у меня просит прощения, у детей тоже, если понимает, что наговорил сгоряча лишнего. Дети, кстати, обиды не держат, говорят: папа, хватит уже извиняться.

Как мы их воспитываем? В духе коммунизма, как говорит моя мама. Стараемся прививать самостоятельность. Не надо трястись над ребенком – он должен уметь и за младшими присматривать, и старшим уступать. С девочками было проще, а с сыном пока не очень получается. Он же мужчина, а с ними вообще по-другому! За ним должно быть последнее слово, он должен последним на тебя грозно посмотреть… А ломать это тоже нельзя, он ведь мужик! Нужно найти золотую середину, но я стратегию поведения с сыном еще вырабатываю. Ему скоро три, и я пока позволяю себе больше любить его, чем воспитывать. Вообще мы за строгое воспитание, чтобы ребенок не отбивался от рук. Несмотря на достаток в семье, никогда детей не баловали деньгами; старшая дочка после школы пошла работать.

Чтобы сохранить доверительные отношения с детьми, их нельзя осуждать и унижать. Особенно это касается подростков. Я никогда не забуду, как мне пожаловалась моя ровесница, что она поделилась с мамой чем-то сокровенным, а мама ее осудила. Нельзя этого ни в коем случае! Авторитет родителей создается только участием, вниманием, разговорами. Ребенка сначала нужно поддержать, а потом направить. Мудрость необходима родителям, в их интересах знать, чем живет ребенок. Я недавно открыла, что дружить со взрослыми детьми может не каждый родитель. Но если это получается, тогда они делятся с тобой своими тайнами, охотно общаются.

Да, дети – это постоянные хлопоты. Собрать каждому одежду, еду, еще и за мужем нужно поухаживать. Но зато у нас всегда весело. Мы все эмоциональные, у нас большая, шумная, дружная семья. Мы любим друг друга, и эта любовь множится с  каждым новым ребенком. Когда они все прижимаются к тебе – это не передать словами.

С годами любовь между мной и мужем становится все крепче, наши близкие отношения меняют качество. Мы не только мама и папа, мы стараемся выделять время друг для друга. Мой муж говорит: я люблю тебя больше, чем ты меня. Но это он так говорит! А кто сможет измерить нашу любовь?  

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|