email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Ребенок без инструкции

Что должен знать приемный родитель

Журнал: №3 (77) 2017 г.
Рисунок Е. Бухаловой

Принятие в семью чужого ребенка – серьезный шаг, к которому стоит готовиться заранее. Чего стоит бояться, на что обратить внимание и какие предпринять шаги, чтобы минимизировать «культурный шок», расскажет психолог.

«Сейчас мне уже за сорок, я не замужем и объективно понимаю, что уже вряд ли моя личная жизнь радикально изменится просто в силу сложившейся вокруг ситуации. С другой стороны, я чувствую в себе какой-то нераскрытый потенциал материнства. И в этой связи все чаще в голову приходят мысли о том, что я могла хотя бы попробовать взять на воспитание ребенка из детского дома…» (Из письма Ларисы N)

За 20 лет работы с приемными семьями мне приходилось много общаться с людьми, которые брали или готовы были взять ребенка из детского дома. У кого-то это легко получалось, у кого-то – нет, несмотря на множество равных условий; и я бы не рискнула сказать наперед, от каких человеческих качеств зависит успешность этого дела. Но в то же время, решаясь на такой шаг, как принятие чужого ребенка, человек должен понять для себя, чего же он хочет на самом деле: помочь ребенку решить его проблему или решить свою проблему, приняв ребенка. Если потенциальный родитель готов к тому, что ему придется не раз жертвовать своими интересами и что реальные отношения с ребенком могут оказаться далеки от идеальных, то вот некоторые вещи, знание которых может помочь тому, чтобы все в семье с приемным ребенком сложилось хорошо.

Приход в семью: шаг вперед – два шага назад!

Очень часто потенциальные родители рассчитывают на то, что, если они берут в свою семью не младенца, это не нарушит их привычный уклад жизни: они смогут, как обычно, работать, а малыш пойдет в детский сад или школу. Между тем очень часто бывает, что приемный ребенок, пережив за свою короткую жизнь немало потрясений, попадает в хорошую, добрую атмосферу принимающей семьи – и вместо прогресса в развитии начинает демонстрировать… регресс! Некоторые дети могут начать вести себя так, будто они по возрасту гораздо младше, чем есть на самом деле: у уже хорошо говорящего ребенка может пропасть речь, появиться сюсюканье и капризы, даже требование соски и т. д. Родители начинают паниковать в этой ситуации, считая, что у ребенка проявляются какие-то скрытые диагнозы, о которых ничего не сказано в его медицинской карте. На самом деле такое явление – это часть процесса исцеления. Ребенок как бы откатывается назад в своем развитии, для того чтобы добрать то, чего ему так недоставало, прежде всего – материнской заботы и любви. Поэтому совершенно нормально, чтобы хотя бы первый год пребывания ребенка в приемной семье его новая мама была бы рядом с ним большую часть дня (первые полгода – весь день). Тогда ребенок быстрее сможет догнать в развитии свой фактический возраст. 

Стоит ли бояться дурной наследственности? 

Еще один частый страх приемных родителей – боязнь дурной наследственности. В ответ на эти опасения я могу сказать, что многие болезни, а также вредные привычки не передаются генетически: например, гена воровства не существует. Но если родителей этот вопрос слишком беспокоит, то им стоит задуматься: а что именно их так волнует? Желание «застраховаться» от возможных проблем? Но от всех вероятных опасностей не защитишься путем генетического анализа, мы свою-то генетику не всегда знаем. Действительно, среди детей, попадающих в детские дома и приюты, немало тех, у кого есть серьезные заболевания. Воспитание таких «особых» детей проходит гораздо труднее. Но семьи, осознанно взявшие на воспитание «детей с особыми потребностями», говорят о том, что переживаемый ими опыт любви и принятия настолько глубок, что окупает с лихвой все объективные трудности… Кроме того, физическое здоровье ребенка не гарантирует отсутствия психологических проблем и трудностей в отношениях. И благополучное социальное происхождение не гарантирует благополучия ребенку тоже! Сколько известно случаев, когда у вполне интеллигентных, творческих родителей дети-подростки имели серьезные проблемы с разного рода зависимостями и проблемы поведенческого плана! Наверное, ключевой момент здесь – именно «осознанность» применительно к своей родительской роли и ожиданиям. Понимание возможных проблем и путей их решения. Понимание своих сильных и слабых сторон как воспитателя. Осознание своих собственных страхов и желаний. И еще – понимание того, что от нас, родителей, зависит далеко не все. Мы просто делаем свое дело, очень стараемся, но дальше будет выбор самого ребенка, который ему придется делать; и здесь совершенно нет разницы, родной это или приемный ребенок.

Не нужно строить иллюзий!

В плане воспитания приемного ребенка практически всегда работает правило: чем более трезво родитель оценивает ситуацию, чем больше он знает о тех проблемах, с которыми ему предстоит столкнуться, тем больше шансов на то, что у него все получится. Очень важно не строить иллюзий, не смотреть на приемного ребенка сквозь розовые очки, тогда у тебя больше вероятности увидеть, что происходит на самом деле. К сожалению, потенциальные родители очень часто представляют себе ситуацию в розовом цвете, и когда начинаются с ребенком проблемы, у них складывается впечатление, что кто-то их обманул. 

В то же время хотелось бы отметить, что сейчас все больше становится ответственных родителей, которые серьезно готовятся к тому, чтобы принять в свою семью ребенка: посещают школу приемных родителей, участвуют в многочисленных форумах приемных родителей и т. д. Такой трезвый подход как раз позволяет заранее представить, с чем придется столкнуться, оценить свои шансы и снизить риск «культурного шока».

Всем ли плохо в детском доме?

Нужно сказать, что в России детские дома и приюты традиционно существовали, хотя есть страны, где детских домов вообще нет. Бывают разные ситуации, разные обстоятельства, когда ребенка некуда деть, кроме как поместить его в социальное учреждение. Есть приюты, где дети находятся временно, пока их ситуация в семье не определится. Бывает, что дети остаются без семьи в довольно взрослом возрасте. Такие дети сохраняют память о своей семье и не испытывают потребности найти новых родителей. Тогда социальные учреждения стараются обеспечить ему нормальные условия для развития до того момента, когда ребенок будет готов начать самостоятельную жизнь. Таких детей, если и нужно устраивать в семьи, только к тем людям, которые просто хотят им помочь встать на ноги, по сути, стать им не родителями, а старшими друзьями. Но таких ситуаций бывает немного. Большинству же детей, которые попадают в детские дома, все-таки нужно семейное устройство. 

Психологическая помощь рядом! 

Сегодня и обычные родители стали достаточно часто обращаться к психологу с проблемами, связанными с воспитанием детей. Тем более психологическая поддержка необходима приемным родителям. Именно поэтому сейчас при детских домах открываются Школы приемных родителей, куда могут ходить как те, кто взял в семью ребенка, так и те, кто только собирается это сделать. Для тех, у кого поблизости такой школы нет, есть возможность посещать интернет-форумы, где также есть возможность психологического консультирования. Сейчас существуют разные формы семейного устройства приемных детей. Это давно перестало быть редкостью. С другой стороны, увеличилось и количество возвратов детей, что, конечно, очень тяжело и для ребенка, и для приемных родителей. Проблема возвратов означает как раз необходимость подготовки и «ответственного родительства», с одной стороны, с другой – необходимость сопровождения приемных семей, своевременного оказания им социально-психологической помощи в решении возникающих проблем. И если при этом не уменьшается количество людей, которые хотят помочь детям не чувствовать себя «чужими» в этой жизни, – кто же может им в этом праве отказать?

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|