email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Православие еще не иссякло

Беседа о семейных традициях с протоиереем Сергием Правдолюбовым

Журнал: №4 (20) 2007 г.
Протоиерей Сергий Правдолюбов – настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, магистр богословия Московской Духовной академии, профессор. Наследник старинного священнического рода Правдолюбовых. Его прадед по линии отца, протоиерей Анатолий Правдолюбов, был расстрелян 23 декабря 1937 года. Трое сыновей о. Анатолия Правдолюбова, два священника и мирянин, также отдали свои жизни за Христа. В 2000 году они были прославлены в лике новомучеников. Его отец – протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов – был арестован в 1935 году и претерпел заключение в Соловецком лагере особого назначения и на материке в течение пяти лет. По линии матери дедушка отца Сергия, протоиерей Михаил Дмитрев, был расстрелян 2 декабря 1937 года в г. Рязани. Его племянник, Евгений Дмитрев, пострадал в г. Перми. Они также были прославлены в лике святых в 2000 году. Кроме шести самых близких родных, за веру пострадали еще пятеро других родственников отца Сергия – как священников, так и мирян. Всего из рода Правдолюбовых к лику святых Церковью причислено 11 человек. 

– Отец Сергий, наш номер посвящен теме «Семейные традиции». Пример вашего рода свидетельствует о том, что семейные традиции для вас – не абстракция. Как сохранить преемственность в семье? И вообще, что такое традиция?

– Известно, что человек как основа будущей личности формируется до пяти лет, потом уже начинается «шлифовка». Как правило, дети повторяют своих родителей. Реже случается и так, что ребенок движется в противоположном направлении, поступает наоборот. Видимо, протест возникает тогда, когда родители что-то упустили, не учли каких-то важных особенностей ребенка.

Святитель Феофан Затворник говорил, что если дети не повторяют своих родителей в их лучших чертах и не хотят им следовать, то через два-три поколения наше православие иссякнет. Удивительно, но эти слова пока не сбылись. Православие еще не иссякло. Я это объясняю исключительно веком мученичества. Если бы его не случилось, то православия бы уже не существовало. Эпоха страшных гонений, попыток уничтожения Церкви – священников, архиереев, ученых, интеллигенции, крестьянства – не истребила веры. О чем это свидетельствует? С одной стороны – это кровавая страница нашей истории, а с другой – свидетельство особого благоволения Бога к России. Только Божиим покровительством и милостью можно объяснить тот факт, что Церковь еще живет. 

Сейчас бытует мнение, что во многих исторических катаклизмах России виновата Церковь, которая допустила столь чудовищные беды русского народа. Игумен Дамаскин (Орловский), исследователь мученического времени, сказал, что всю историю России последних 200 лет необходимо пересматривать: не могла «гнилая», «рассыпающаяся» Церковь дать такой невероятный плод страданий, мужества и духовной силы русского человека. Если это произошло, то, значит, Церковь была совсем другая. Другая, чем она виделась Белинскому в письме к Гоголю, чем ее воспринимали «шестидесятники»-«семидесятники» ХIХ века и чем ее хотят видеть те, кто склонен обвинять ее в бездуховности. И здесь как раз возникает вопрос духовных традиций: столь стойкая выдержка – это свидетельство живой преемственности веры, которая даже в годы жестоких гонений не иссякала в душах людей.

Однако передача духовных традиций от отца к сыну – это очень большая проблема.

Также Вы можете :