email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Без роду, без Родины

Что значит любить свою страну?

Журнал: №3 (65) 2015 г.
Рисунок Е. Толстой

Что значит для современного человека слово «родина» и какую роль играет медиапростран-ство в формировании сознания россиянина, особенно молодого, о мистическо-сакральном смысле разрушения символов-понятий размышляет доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Ирина Васильевна АНЕНКОВА.

Недавно на телеканале «Россия-1» состоялся показ сериала «Родина». Закрученный сюжет, казалось бы, близкий нам по теме: война, офицеры, плен, возвращение, предательство, жизнь и смерть… И название такое долгожданное... «Родина». Ведь долгое время такие слова были у нас не в чести: родина, отечество, держава, патриотизм, история, нация, армия. Исторически сложившаяся высокая оценка этих священных понятий почти двадцать лет, если не больше, активно вытеснялась из голов наших соотечественников. «Кем?» – спросите вы. И ответ придет не сразу. Вроде бы никем и… почти всеми. Нет, конечно, не всеми. Но массово, очень массово. Потому что через средства массовой информации. А они сегодня «правят бал» в формировании нашего сознания: русская культура утратила свою литературоцентричность и перешла в разряд медиацентричных. То есть влияние великой русской литературы на наши умы и сердца почти прекратилось. Особенно это касается детей. Как им нелегко! Давайте пожалеем их… С самого своего рождения они живут в тотальном медиапространстве, из которого в общем-то нет выхода: телевидение, радио, газеты (это цветочки), реклама, Интернет, обилие девайсов-гаджетов – это, видимо, завязи будущих плодов. И это медиапространство все заполнено совершенно конкретным, явно выраженным целеполаганием. Оно неоднородно, оно состоит из нескольких глобальных стратегий: стратегии гедонизации, нацеливающей человека на получение удовольствий, стратегии культурного шока, стратегии манипуляции и стратегии секуляризации.

Также Вы можете :