email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Самый нескучный музей

Как сделать посещение музея увлекательным?

Журнал: №4 (30) 2009 г.

Как сделать посещение музея для ребенка нескучным и увлекательным, и в то же время не превратить его в пустое развлечение, не развивающее ни души, ни ума? Попробуем ответить на этот вопрос на примере как уникального шведского музея Юнибаккен, так и нескольких наших музеев — известных и не очень.

Любой интеллигентный родитель в один прекрасный момент решает: пора приобщать чадо к культуре. И ведет его в музей. Спустя несколько лет начинаются массово-принудительные походы с классом… Однако, как это ни парадоксально, мало у кого детские воспоминания о музеях действительно связаны с прекрасным. Чаще всего вспоминается такая картина: музейный эквивалент учительницы вдохновенно вещает о чем-то ей одной ведомом, поминутно призывая к порядку желающих поразмять затекшие от долгого стояния конечности, оставшиеся отличники вступают в неравную борьбу с дремотой. Суровые бабушки-смотрительницы просыпаются от многовекового пыльного сна на своих бархатных стульчиках и сурово повторяют, как скрипучие старинные шарманки: «Не трогать, не садиться, не прислоняться, не заглядывать, не хрустеть, закрыто на реставрацию, посторонним вход воспрещен…» и т. п. 

Однако каждый взрослый уверен: любовь к прекрасному приходит с годами и неминуемо сопряжена со страданием. Необходимость страданий в постижении высокого искусства каждый нормальный ребенок начинает понимать, сидя (хорошо, если сидя!) в концертном зале консерватории по абонементу «Классики барокко», в бесконечном, как мир, Пушкинском музее на бесконечной экскурсии, уныло созерцая обилие бытовых предметов в комнатах Ясной Поляны, зубря наизусть, до дыр, до отчаянных слез очередное стихотворение, заданное Марь Иванно...

Вы, наверное, ждете, что вслед за этим предисловием покажутся научно-методические разработки по преподаванию искусствоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе? Однако эта заметка будет совсем о другом. О шведском музее Юнибаккен (Junibacken). 

Однажды знаменитой шведской детской писательнице Астрид Линдгрен предложили устроить ее музей (редкий случай: при жизни писателя!), но Астрид не была бы великой сказочницей, если тут же пожертвовала бы толстую пачку рукописей, два-три письменных стола, несколько увесистых фотоальбомов, пару печатных машинок, дюжину разнообразных ручек, наконец, мешки с бесчисленными письмами читателей со всех концов мира — и вслед за этим разрешила бы открытие музея своего имени (как говорится, exegi monumentum — я памятник себе воздвиг). 

Астрид Линдгрен поступила иначе. Как самая настоящая волшебница. Она решила открыть музей сказочных героев — не только своих произведений, но и произведений других шведских писателей. В этом контексте вспомнился наш музей кукол Образцова. Ничего более садистского придумать для детей, кажется, нельзя: столько прекрасных кукол и — все под стеклом! В свое время мне лично это причиняло массу страданий.

Как вы понимаете, в детском сказочном музее все совсем не так, как в обычном музее «для взрослых». А с точностью до наоборот. Во-первых, здесь МОЖНО ВСЁ. Можно залезть в домик Пеппи Длинныйчулок и покататься на ее лошади, можно смело хозяйничать в доме Эмиля («Эмиль из Лённеберги»), можно полетать на самолете, том самом, на котором так и не удалось полетать Мадикен («Мадикен», «Мадикен и Пимс из Юнибаккена»). Название музея Junibacken (июньская горка) взято из книг о Мадикен. Июньская Горка — это усадьба, где живет девочка. Домики сказочных персонажей так малы, что взрослым гостям приходится в них очень тесно, однако и они с удовольствием посещают знакомых с детства героев.

Чтобы получить максимум впечатлений, конечно, требуется предварительное знакомство с основными произведениями Линдгрен и других шведских писателей, представленных в первом зале на «Площади сказок». Туве Янссон, финская писательница, писавшая на шведском, в представлении не нуждается. В Мумми-доме не откажется побывать ни один ребенок, здесь все по-настоящему: посуда, мебель, книги… Хочешь — помоги приготовить ужин Мумми-маме, хочешь — загляни в знаменитую старую купальню, где, проснувшись однажды зимой, Мумми-тролль познакомился с Туу-Тикки («Волшебная зима»).

Напротив дома мумми-троллей домик… нет, стойло Мамы Му. Эта неугомонная любопытная корова недавно обрела в России огромную популярность — книги писательницы Джуджи Висландер продаются практически в каждом книжном магазине («Мама Му на горке», «Мама Му и Ворон», «Мама Му на качелях», «Мама Му выздоравливает», «Мама Му на санках»). В Санкт-Петербурге в театре «Балтийский дом» идет спектакль, посвященный приключениям этой неутомимой коровы. На крыше домика обустроил гнездо неизменный спутник Мамы Му ворон Кракс. Сама хозяйка Мама Му приветствует вас у дверей своего нехитрого жилища. 

Шведский писатель Свен Нурдквист также известен русскому читателю. Кстати, это именно он придумал образ Мамы Му. Но прежде всего Нурдквист художник-иллюстратор, потому рисунки в его книгах значимы не менее (а может быть, и намного более), чем сами тексты сказок. Наиболее популярны его истории о дедушке Петсоне, его коте Финдусе и странных существах муклах, которые водятся в каждом доме (хорошо проверьте!): «Муклы заводятся в доме, если кому-то бывает грустно и одиноко. Или, наоборот, если кто-то с утра до вечера хохочет до упаду со стульев, как это делают Петсон и Финдус». В Юнибаккене вы можете посетить столярную мастерскую Петсона. Чем она знаменита? Ответим цитатой из книги: «Петсон любит плотничать и столярничать. Запрётся в своей мастерской и целый день что-то строгает и пилит. А потом оказывается, что это он палочки для леденцов строгал. А поскольку леденцов нет, то они с Финдусом идут эти палочки соседям раздавать, чтобы те их использовали как подпорки для огурцов. Поэтому все в округе Петсона очень любят».

Пройдя «Площадь сказок», вы попадаете в комнату детских художников-иллюстраторов. Желающие могут бесплатно взять путеводитель на русском. На выставке представлены работы Бьёрн Берг (иллюстратора книг об Эмиле и Иде), Ингрид Ванг Ниман (автора Пеппи) и Илон Викланд («Мио мой Мио», «Карлсон, который живет на крыше», «Братья Львиное сердце», «Ронья — дочь разбойника»). 

Но самое интересное начинается в конце комнаты художников. Здесь вы садитесь в небольшой вагончик «Поезда Сказок» и начинаете путешествие в мир героев Астрид Линдгрен. Здесь, опять же, желательно знакомство с самими произведениями, однако автоэкскурсовод, сопровождающий каждый вагончик (его уместнее было бы назвать сказочником), расскажет вам кратко историю каждой комнаты, каждой страны, которую вы будете проезжать… пролетать… проплывать… Рассказ можно слушать на русском языке! Поездка начинается на станции Виммербю. Это родной город Астрид Линдгрен. И там стоит побывать любителям нескучных музеев! Далее вы попадаете в собственно Юнибаккен, где живет девочка Мадикен, потом посещаете хутор Катхульт, где Эмиль на ваших глазах поднимает свою сестру Иду на флагшток вместо флага. Проплывая над крышами стокгольмского района Васастан, вы попадаете в домик Карлсона, затем неожиданно становитесь маленьким-премаленьким, как однофамилец известного толстяка Крошка Нильс Карлсон, и напротив вас недовольно машет хвостом его квартирная хозяйка мышь размером со слона. Интерьер кухни впечатляет: вас, крошку, окружают гигантские ложки и вилки, у стены стоит зловещая мышеловка величиной с дверь. И вдруг… стены исчезают, и вы уже в лесу Маттиса, отца Роньи («Ронья — дочь разбойника»), где прячутся разбойники и тролли, чуть позже вы встречаетесь, разумеется, и с самой Роньей. Совершенно неожиданно вы попадаете в кухню, где умирает маленький мальчик Сухарик. Отсюда начинается путешествие по сказке «Братья Львиное Сердце». Вслед за героически погибшим Юнатаном и его братом Сухариком вы попадаете в райскую страну Нангиялу, где братья побеждают злую дракониху Катлу (ее вы также сможете лицезреть во всей огнедышащей красе), и… вслед за братьями, наконец, вы летите в Нангилиму, еще одну райскую страну. На этом путешествие заканчивается. Но экскурсия по музею продолжается!

Сойдя с поезда, вы попадаете в детский театр — самый большой в Швеции, — где каждый день идут разные представления. Напоследок вы можете посетить магазинчик с сувенирами и книгами. Это может оказаться полезным, особенно если кого-то в музее вы все-таки не узнали. А если проголодались — в музее есть небольшой ресторанчик: «А теперь нам полагается немного подкрепиться», — как говорил небезызвестный персонаж.

В заключение, так и быть, скажем, где же находится этот музей. А находится он в самом центре Стокгольма на острове музеев (да, бывает и такой остров на свете!) под названием Юргорден. Добраться до него очень просто, так что, будете в Швеции — заходите! 

Судя по рассказу, замечательный это музей — Июньская Горка! Будем в Швеции — зайдем обязательно. Однако, что же делать и как быть, если этот визит не состоится, пока наши дети растут и учатся? Найдем ли выход из ситуации в нашей родной стране, имеем ли мы здесь, что показать чаду и не заставить его скучать до зевоты? А вот посмотрим.

Начнем с малышей. В обеих наших столицах существуют музеи кукол. Например, в Санкт-Петербурге — это Музей кукол с очаровательной атмосферой по адресу: Санкт-Петербург, Камская ул., 8. А в Москве — Музей уникальных кукол. Театральная художница Юлия Вишневская обнаружила однажды среди старых, забытых вещей антикварную куклу. Это послужило началом главного дела жизни Юлии Вишневской: она стала собирательницей раритетов, антикварных кукол, изготовленных не позже начала ХХ века. Так более 15 лет назад сложилась коллекция, ставшая сегодня одной из самых значимых в мире. 

Кукол дарят владельцы, желающие, чтобы их «подопечные» обрели в музее новую жизнь. Куклы тщательно реставрируются, одеваются в одежду, соответствующую эпохе их рождения, и затем они обретают свое место в экспозиции музея. Был случай, когда пришедшие ранним утром на работу сотрудники музея нашли у двери уникальную немецкую куклу ХIХ века. Имя дарителя осталось неизвестным. Немногие частные и государственные коллекции мира могут похвастаться таким раритетом, как английская деревянная кукла XVII века или фрагмент кукольного платья того же столетия — а в Музее уникальных кукол они есть!

Как воспитывались наши прабабушки и прадедушки, во что играли дети прошлых столетий, какие шедевры были созданы великими кукольными мастерами — обо всем этом можно узнать из экспозиции музея. В его витринах расположились старинные «барышни» родом из Франции, Германии, Англии, Голландии, России, Японии. 

Гордостью коллекции являются кукольные дома, как старинные, так и современные, выполненные в различных стилях первым в России современным мастером кукольных домов Петром Ивановичем Лукояновым. Кукольные дома известны в Европе с XVI века, и европейские музеи полны сложнейших конструкций, представляющих собой и кукольные домики, и неаполитанские ясли, и миниатюрные предметы интерьера.

Деятельность музея не замирает на полках за стеклянными дверцами витрин. Благотворительные проекты, детские праздники, выставки, экскурсионная работа — вот дела музея за пределами экспозиционной жизни. Благотворительная направленность деятельности музея была определена его основательницей с самого начала — вход в музей с момента открытия и по сей день остается бесплатным. Для воспитанников детских домов и интернатов устраивают праздники в помещении музея. Для детей, лишенных возможности передвигаться, проводят выездные выставки в больницах. Адрес музея: Москва, ул./Покровка, д.13, стр. 2

Играть и слушать чтение — самая важная форма детской жизни. И это полностью учитывает детский музей «Дом сказок “Жили-были”». Отличительная особенность музея — в необычной подаче материала маленьким посетителям. Здесь дети превращаются в сказочных героев, наряжаются в костюмы персонажей, проходят различные испытания и, сделав правильный нравственный выбор, побеждают злые силы. Должно быть, очень действенный прием. 

Дом сказок — это настоящая деревянная двухэтажная изба в несколько комнат с волшебным подвалом и волшебным чердаком. При входе ребят приветствует Кот Ученый, сидящий на огромном стуле с высокой спинкой и держащий в лапах книгу сказок.

Детей проводят по всему дому, рассказывая всякие сказочные истории, показывают предметы быта разных стран и народов, волшебные вещицы, а самое главное — позволяют все потрогать, пощупать, надеть, покрутить и повертеть. В одной из комнат ребята залезают на полати и оттуда смотрят представление. Влезать на лежанки нужно через русскую печь, как в сказке. Очень интересно. Но просто так долго не пролежишь, если тебе четыре года… и педагоги устраивают подвижные игры, многие из которых незаслуженно забыты. С детьми водят хороводы, танцуют и поют.

«Музей Буратино-Пиноккио» — одна из любимых детьми программ. «Во Флоренции, на родине Пиноккио и Буратино, в издательстве Джутти есть комната, где собраны различные издания об этих литературных героях со всего мира. Но это музей книг. А такого музея, как у нас, больше нет», — говорит художник, заслуженный деятель искусств Леонид Викторович Владимирский, знаменитый иллюстратор книг о приключениях Буратино.

В последние годы Дом сказок совместно с благотворительным фондом «United way Moscow» осуществляет прекрасный проект «Прикосновение к сказке», предназначенный для слепых и слабовидящих детей. Для этого организован выездной театр, в котором работают профессиональные актеры и педагоги. Они приезжают в специализированные детские сады и другие учреждения для слабовидящих детей и показывают сказки, к которым слепые детки могут действительно прикоснуться во всех отношениях. Адрес музея: Москва, проспект Мира, домовладение 119, ВВЦ, павильон № 8.

Но вот наш ребенок подрос и стал охоч до всяких сложностей техники. Не все ж играть в куклы, в дом и паровозик. И на этот случай и в Петербурге, и в Москве есть замечательные музеи, например… воды. Кто знает такой музей в Москве? Почти никто. Тогда идите по адресу: Саринский проезд, 13. Звоните в дверь (так и написано: «Звонок справа»), и вам откроют и бесплатно покажут огромное количество захватывающих вещей, связанных с жидкостью, текущей из наших кранов. Говорят, это самый домашний музей Москвы. Как по тематике, так и по ощущениям от него.

Музей расположен на территории бывшей Главной канализационной насосной станции, введенной в эксплуатацию в 1889 году. Здание насосной станции построено по проекту русского архитектора М.К. Геппенера, оно является памятником промышленной архитектуры.

Человек взрослеет, и чтобы ему открывалась красота и гармония в творчестве людей, чтобы он понял, что принцип «золотого сечения» — не досужая выдумка теоретика, а принцип воспринимаемой глазом красоты, эту гармонию нужно показать на примерах. Любой ли родитель скоро сможет повезти свое чадо в Каирский музей, в Афины, в Рим, в Амьен, в Барселону? Пожалуй, что нет. Но «за чем дело стало?», как говорится в наших сказках. Знаем ли мы Музей изящных искусств имени императора Александра III в Москве? Не спешите говорить, что не со всеми новоделами вы знакомы. Делу этому скоро, в 2012 году, исполнится 100 лет. Без сомнения, все знают Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на Волхонке в Москве. Вот он-то как раз и создавался в качестве общедоступного всеобуча профессором Московского университета И.В.Цветаевым для показа исторического развития мирового искусства от древнейших времен до позднего Возрождения. 

Создание наглядной энциклопедии памятников искусства в натуральную величину в виде гипсовых, бронзовых, живописных копий стало делом жизни филолога, археолога и историка искусств Цветаева. Первой дарительницей на будущий музей стала В.А. Алексеева, по чьему духовному завещанию музей должен был носить имя недавно умершего императора Александра III. На свои средства И.В. Цветаев ездил по Европе, изучая крупнейшие коллекции классического искусства и намечая экспонаты для копий. А на средства И.А. Колесникова, Ю.С. Нечаева-Мальцева, М.А. Морозова, И.К. Прове, И.Ю. Шульца, на средства самого Цветаева, вплоть до «детского капитала» его дочерей, был создан музей. 

Открытие его 21 мая 1912 года стало всероссийским праздником. Деятельность его в продолжение почти ста лет имеет непреходящую ценность. И именно благодаря этому музею учительница N и учитель NN, впервые в жизни оказавшись на итальянской почве, могли водить своих учеников средней школы по городам и музеям чужой земли, как по собственным, в деталях им известным.

Нам же, педагогам и родителям, чтобы не делать из наших детей бесплодных скучающих зевак, а делать их людьми, впитывающими в свое сознание представления о том, что по-настоящему прекрасно и гармонично, что является плодом красивой работы ума, нужно… работать. Нужно самим готовиться к тому, что мы хотим показать, объяснить, заронить в душу и развить; нужно искать профессионального и интересного экскурсовода; нужно предварять любое посещение музея хотя бы минимальной подготовкой; нужно учитывать возрастные и личностные интересы наших детей и демонстрировать им свою компетенцию; нужно закреплять увиденное обсуждением. И тогда будет не бессмысленное брожение среди разнородных предметов, а будет детям польза и нам радость.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|