email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Первый раз в первый класс

Почему у детей пропадает интерес к  занятиям?

Журнал: №6 (32) 2009 г.

Обучение в школе — это новый этап в жизни ребенка, и готовиться к нему нужно не только детям, но и родителям. Учеба в первом классе требует от ребенка умения вести себя на уроках, внимательно слушать объяснения учителя, выполнять его просьбы, указания и разнообразные задания, другими словами — принимать на себя роль ученика. Поэтому и подразумевается, что ребенок должен достичь определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития. Конечно, этот перечень не исчерпывает всех требований, предъявляемых к понятию «готовность к школе», однако он является основным. Поэтому в каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. 

К сожалению, в последние годы родители, да и воспитатели в детском саду чаще всего решают этот вопрос односторонне, заботясь лишь о том, чтобы малыш научился читать и усвоил элементарные математические знания. Бывает даже так, что родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. Однако, как показывает практика обучения первоклассников, такая «подготовка» не только не способствует, но и препятствует полноценному обучению ребенка в любом типе общеобразовательных учреждений. Преимущества раннего обучения чтению, счету, письму сказываются только первые 2–3 месяца школьной жизни. Но как только на уроках возникает необходимость проявить самостоятельность, подумать над решением более или менее сложной задачи, сделать вывод, умозаключение, такой «подготовленный» ребенок пасует и ждет помощи взрослого.

Как показывают специальные исследования и наши наблюдения, в процессе обучения первоклассников большинству из них, несмотря на индивидуальные различия, свойственны трудности организации внимания, неумение планировать, неумение самостоятельно выполнять более сложные учебные задания.

И если в дошкольном возрасте недостаточная сформирован­ность упомянутых выше эмоциональных, мотивационных, интеллектуальных навыков практически незаметна, то в школе при отсутствии этих навыков дети не могут успешно выполнять указания учителя, не умеют дослушать задание до конца, а в ходе его выполнения отвлекаются и сбиваются. В результате неудач, вызванных неподготовленностью к школьному процессу, у детей пропадает интерес к занятиям уже в младших классах.

Исследованиями психологов и педагогов доказано, что способность планировать учебные действия и произвольно (т.е. под контролем собственной воли) их выполнять формируется в младшем школьном возрасте в процессе осуществления учебной деятельности. С поступлением ребенка в школу учебная деятельность становится ведущей, а это способствует перестройке всех психических процессов, и в центр сознания ребенка выдвигается мышление. Эта перестройка ведет к развитию произвольности психических процессов и формированию у детей способности к планированию, к контролю и самоконтролю. Становление всего комплекса психических функций, необходимых для выполнения учебной деятельности, — достаточно сложный и длительный процесс, а потому требующий как постоянного внимания со стороны учителя, так и специальной работы по предупреждению возможного отставания и преодолению возникающих трудностей.

Одним из значимых моментов в формировании полноценной учебной деятельности, как показывают специальные психологические исследования, является произвольность. Это произвольность поведения, произвольность внимания, произвольность общения. Следовательно, чтобы помочь детям (даже одаренным и многому наученным) в подготовке к полноценной и продуктивной деятельности в школе, необходимо начинать формирование произвольности уже в дошкольном возрасте и, прежде всего, в старшем дошкольном возрасте.

Формирование произвольности важно сочетать с развитием пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, мелкой моторики кистей рук. В дошкольный период развития у детей активно развивается и совершенствуется произвольная регуляция и собственных речевых действий.

Для развития у вашего ребенка свойств произвольного планирования деятельности, контроля планирования деятельности, контроля и самоконтроля необходимы специальные занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи. 

Неленивые родители могут приобрести пособия (а их немало), в которых нетрадиционными методами решаются основные задачи формирования произвольности поведения и деятельности в целом. Причем основной акцент делается на формирование развернутого связного учебного высказывания типа доказательства и рассуждения. 

Формирование этих навыков осуществляется строго поэтапно, а речевая саморегуляция проходит в своем развитии ряд ступеней. На первой из них — в раннем и младшем дошкольном возрасте — слово идет вслед за действием и лишь фиксирует его результат. На следующей ступени речь сопровождает действие и идет параллельно действию. Затем словесная формулировка задачи начинает определять ход ее выполнения. Речь «сдвигается» к началу действия, предваряя его, т.е. возникает планирующая и регулирующая функция речи.

Работа над речемыслительной деятельностью ребенка осуществляется в двух направлениях:

— формирование культуры устной речи;

— формирование творческого мышления.

Для того чтобы сформировать культуру устной речи, необходимо заниматься совершенствованием у ребенка таких специфических умений и навыков, как дикция, владение голосом, дыханием, интонацией — они составляют существенную часть владения культурой устной речи человека.

Для чего необходимо работать с дикцией? Эта работа закрепляет навык правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка. Заметим, что попутно формируется слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Важно развивать голосовой аппарат ребенка. Для этого необходимо создавать ситуации, когда дети учатся владеть силой и высотой голоса.

Нельзя не остановиться на таком важном моменте, как отработка речевого дыхания, которое совмещается с четким произношением звуков, слов, стихотворных форм. Все это очень серьезная предпосылка для совершенствования интонационной выразительности речи. Вот чему необходимо уделять особое внимание! Мелодика, тембр, темп, ритм речи, фразовое и логическое ударение, паузы — все это нужно отрабатывать с постепенным нарастанием сложности от занятия к занятию.

В ходе работы над постановкой выразительности речи дети, подражая экспрессивно-выразительной речи педагога, учатся слышать особенности речи своих товарищей и своей. 

Поскольку культура устной речи сопряжена с культурой мимики и жеста, то в процессе занятий этому аспекту также важно уделить значительное внимание. Новые способности ребенка можно выработать и закрепить при помощи увлекательных игровых приемов с использованием материала фольклора и классической детской литературы — в забавных скороговорках, потешках и прочем. 

Наконец, несколько слов о навыках творческого мышления. Они предусматривают, главным образом, умение построить развернутое, связное учебное высказывание типа доказательства и рассуждения. Чтобы ребенок овладел такими важными навыками, можно заниматься с ним, используя набор геометрических форм, разных по цвету и величине, различных геометрических конструкторов, спичек, таблиц с изображениями для решения таких задач, как: «Найди отличия» и «Что перепутал художник?». В ходе таких занятий у детей появятся и укрепятся пространственная ориентация, четкие представления о форме и размерах предметов, об их расположении в пространстве и относительно друг друга. Почему это так необходимо? Это необходимо потому, что современный учебный процесс в школе предусматривает работу с графическими моделями, структурно-логическими схемами, символическими опорами. Для того чтобы их понимать, нужно хорошо знать пространственные отношения. Кроме того, и лингвистические, и математические знания покоятся, как известно, на фундаменте ориентации в пространстве. А это в свою очередь невозможно без ориентации во времени, позволяющей человеку осознавать длительность происходящего и последовательность событий. Ребенок, путающийся в элементарных понятиях «раньше — позже», «быстро — медленно» и т. д., испытывает трудности с прогнозированием последовательности тех или иных своих поступков и с планированием их очередности. 

Иными словами, ориентация в пространстве и времени есть важнейшее условие не только для успешного обучения в школе, но и для успешной адаптации к любым жизненным ситуациям.

Таким образом, детей необходимо подвести к овладению важными и сложными навыками — планирование предстоящей работы, выбор способов и средств ее осуществления, проверка результатов. Чрезвычайно важно развивать различные аспекты речи ребенка и произвольность действия, активизировать его внимание и интерес к занятиям. Тем самым ребенок становится более подготовленным к той развивающей деятельности, с которой он должен будет столкнуться в школе. И тогда он окажется более успешным в решении поставленных школой задач.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|