email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Учимся выбирать детские книги

Что и когда читать?

Журнал: №1 (17) 2007 г.

В прошлом номере журнала мы начали большой разговор об этапах развития маленького книгочея, первым из которых является чтение или знакомство с народными волшебными сказками.

Продолжая этот важный разговор, напомним, что в самом начале знакомства маленького читателя с миром художественной литературы необходимо, чтобы предмет искусства был четко выделен, то есть так дан в материале художественного произведения, чтобы значения всех элементов и их связи могли быть выяснены. Этим требованиям удовлетворяют такие свойства народной сказки, как: исключительная динамичность действия, стремление к одногеройности, невозможность сложных композиций, наличие только эмпирически простых изображений; закон хронологической несовместимости действий. Ключевой момент в сказке – выбор ценностной позиции – представлен как практическое осуществление норм Добра или Зла героем в ходе взаимодействия с другим персонажем. Носители образцов поведения «разных знаков» представлены в виде двух полярных героев – положительного (главного) и отрицательного. Для слушателя-дошкольника, усваивающего содержание моральных норм, связь: «добрый поступок – хорошие последствия; злой поступок - плохие последствия» – представляется наглядной.

В бытовых, или новеллистических сказках, которые следуют за народными, происходит своего рода их «психологизация»: часть персонажей замещает психологические качества, свойства и практическое взаимодействие героев мысленным принятием решения и пр.
Незаметно для себя, следя за похождениями героев, радуясь победе добра, дошкольник переходит на следующую ступеньку своего литературного развития – чтение рассказов о подвигах и приключениях героя, или «боевик» – любимый жанр мальчиков старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это реалистические повествования о подвигах и приключениях отважных героев. На первый план здесь выходят не только качества героя – смелость, сила, ловкость, находчивость, но и сам бой с антагонистом-неприятелем, точнее, с неприятелями (часто антагонистов в сказке несколько).

Хотя в этом типе литературы сюжет произведения основан на действительных событиях (что является большим шагом вперед), одномерность, однозначность, жесткость его структуры не позволяет выразить сложность, диалектику реальных жизненных коллизий и внутреннего мира человека. Этот недостаток, а также заданность схемы преодолевается в повестях-сказках, «двухадресных» рассказах, стихах, то есть в следующем типе литературы.

Общеизвестно, что есть две возможности усложнить структуру художественного текста: первый путь – сочинить повесть-сказку, столь любимую младшими школьниками (вспомним сериал А. Волкова), и второй – небольшие по объему произведения, в которых проступает авторское начало. В отличие от предыдущих типов литературы, здесь еще не явлена позиция автора в узком смысле слова: содержание произведения и авторское отношение к описываемому событию, герою слиты.

«Золотым фондом» детской литературы является лирика, юмористические произведения, шедевры прозы, которые имеет две группы адресатов: детей, следящих, как правило, за фабулой, и взрослых, наслаждающихся художественным совершенством произведения, гуманизмом и богатством авторского мироощущения. Задача взрослых – помочь детям почувствовать тонкий юмор и лиризм автора, психологическую глубину лучших классических и современных произведений. Сказки Г.-Х. Андерсена, В. Гауфа, Л. Кэрролла и А. Милна, стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А.Фета и И.А. Бунина, повесть Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», рассказы Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля – эти и подобные им произведения обязательно должны быть в круге чтения младшего школьника. Кроме того, известна любовь детей к «веселой» книге. Эта потребность детей в смешном тоже должна быть удовлетворена, и не только благодаря сатирической сказке или боевику – рассказу о веселых похождениях героев, преодолевающих различные препятствия. Можно обратиться к авторским произведениям с лирическим или интеллектуальным юмором, где важны не столько комедийные положения, сколько авторская интонация, отношение к описываемому предмету.

Перейдем к следующей ступеньке развития читателя – детективу.

В начале века дешевые книжки о сыщике Нате Пинкертоне продавались на каждом углу. Гимназисты зачитывались сомнительного достоинства детективами, а именитые литераторы (например, Д. Мережковский) клеймили это низкопробное чтиво. Затем «пинкертоновщину» надолго изъяли из детского чтения. Потом о ней вспомнили, переиздали некогда популярную серию. Но если говорить о качестве детской детективной литературы, то проблема дефицита хороших книг этого жанра существует и в наши дни. Подростки вынуждены читать взрослые детективы – зачастую низкого качества (переводных и отечественных детских детективных серий, подобных произведениям Э. Блайтон, слишком мало, а потребность в этом жанре слишком велика).

Почему же так важен детектив для читательского развития? Дело в том, что здесь происходит усложнение ориентировки читателя – переход на оперирование более крупными, высшими единицами восприятия.

Читатель учится мысленно складывать элементы структуры текста в целостную картину по образцу, данному в самом произведении. При необычном, загадочном содержании это становится увлекательной мыслительной задачей, расследованием. Интерес сосредоточен не на внешнем действии, а на «интеллектуальном приключении». Стройная цепь логически выверенных доказательств мотивирует уже совершенное действие... Сюжет строится как бы «наоборот» – от конца к началу, от результата к первопричине.

Выделим еще один важный тип литературы, влияющий на становление читателя, – приключенческие романы. Необычная обстановка, благородные характеры, которым хочется подражать, столкновение полярных сил, захватывающие приключения и путешествия, тайны и неожиданности... Целые поколения подростков выросли на книгах Ж. Верна, М. Рида, Ф. Купера, Р.-Л. Стивенсона, А. Дюма. Лучших приключенческих книг долго не хватало в детских библиотеках, но, когда они появились, интерес к жанру упал. А ведь эти книги воспитывают лучшие человеческие качества: верность в дружбе, любви, отвагу и мужество, любознательность и самоотверженность, милосердие и сострадание, бескомпромиссность и одержимость высокой идеей. Некоторые романы этого типа поднимаются и до социальных проблем, которые разрабатываются присущими этому жанру средствами: «Князь Серебряный» А.К. Толстого, романы В.Гюго и др.

Этот тип литературы незаменим и в плане формирования собственно читательских умений. Как это происходит? Содержание схемы-ориентировки в сознании читателя сокращено до связки: «поступок – последствия», а затем читателем осознается основной результат («правильно – неправильно», «хорошо – плохо»), переживаемый как чувство. Цепь моральных выборов – поведение героя в различных обстоятельствах и на протяжении длительного времени – дает более точное представление о его истинных ценностях, позиции (хотя это еще не уровень осознанного мировоззрения, идеологии, а «мировоззрение в действии»). 

Герой постоянно выступает против антагонистических сил или персонажей (элемент «А»), осуществляющих зло по отношению к нему или другим, но само существование зла случайно: это временное нарушение общепринятого хода вещей, господствующей в целом мире ценности добра.
В таком произведении должны быть наглядно показаны прозрение героя как осознание нарушения начальных обстоятельств и его нравственный выбор. Факт прозрения героя означает, что он изменится, пересмотрит свое прежнее поведение, ценности. Сложный, противоречивый герой – достояние следующих высших типов литературы.

К сожалению, не все читатели в старшем подростковом возрасте дорастают до этой литературы. Итак, речь пойдет о романтических произведениях.

Почему для старших подростков, преодолевших предыдущие этапы читательского развития, становится привлекателен романтический герой, нередко одинокий и непонятый окружающими? Почему им созвучна романтическая лирика? Каковы существенные особенности этого типа произведений? 

Дело в том, что подростком содержательно с некоторых пор подвергается испытанию само существование норм добра в мире. И сознательный выбор героем позиции добра при определенных обстоятельствах означает, что герои «А», творящие зло, не всесильны, они могут быть побеждены – хотя бы и отдельной личностью в отдельном месте. Главный герой торжествует морально, хотя во внешнем плане может потерпеть поражение. В романтических поэмах и повестях есть несовпадение внешних и внутренних последствий, драматический выбор между отрицательными моральными, но внешне кажущимися положительными последствиями и положительными моральными, но отрицательными, с точки зрения собственной выгоды, последствиями.

Для литературы этого типа характерны «субъективность композиции, подчиненной выражению могучей личности героя, который бросает вызов всему миропорядку», и абстрагирование от богатства и противоречия реальной, конкретно-исторической обстановки. Это моделирование отношений «личность – другие».  

И, наконец, перейдем к философским реалистическим произведениям.

Неожиданная метаморфоза происходит с оценкой романтического героя в классических реалистических произведениях XIX века (их «проходят» по школьной программе). Герой-индивидуалист развенчивается. Как и почему это происходит?

В отличие от субъективности композиции, подчиненной центральному герою в романтических произведениях, и фактического слияния позиции автора с позицией героя, в данном типе литературы множественность точек зрения на события (рассказчика, не совпадающего с автором, или различных героев) создает эффект объективности и достоверности. Романтическая позиция личности рассматривается с новой стороны (сторон), что выявляет метаморфозу целей и ценностей: противопоставление себя миру (а, значит, и людям) есть фактический выбор героем позиции... зла. Из этого следует, что последствия для героя-индивидуалиста будут отрицательными. Ведь сутью романтизма является «стремление действовать и творить непосредственно в событии, как его участник; неумение... определить свое место в событии через других, поставить себя в ряд с ними». Не так важно, переживает ли это сам герой, осознает ли ложность своей позиции, – важно, чтобы это осознал и пережил читатель, чтобы смог увидеть, что теряет герой, выбравший неверные ценности.

Поскольку героем может быть не единичный индивидуум, но любая группа, общность (семья, поколение, класс, народ, человечество), структура литературных произведений последних двух типов делает возможным освещение общественно-исторического и философского аспекта жизни. В романтическом произведении, где герой поступает правильно, основной акцент делается на обличении мира, его устройства и законов; в философском, реалистическом произведении нелегко приходится и самому герою (общественным группам, силам). Автор может дать герою возможность найти истинные ценности – провести его через испытания вторично. В таком случае для читателя становится важным показ напряженных духовных поисков, который побуждает его задуматься над вечными вопросами.

В каждом из выделенных типов художественной литературы (этапов литературного развития) опредмечены потребности, актуальные для определенного возраста. С помощью каждого типа литературы успешней всего формируются (или совершенствуются) необходимые в этот период психологические новообразования у ребенка.

Смена «социальной ситуации развития», «внутренней позиции личности», потребностей задают как бы внешнюю логику смены этапов читательского развития: новый тип отношения к искусству (определяемый как возрастными потребностями, так и представлением читателя о том, как они могут быть удовлетворены с помощью произведений литературы) опосредует переход к новому типу литературы. Происходит его постепенное освоение: обследование свойств этого нового для читателя типа литературы, уяснение и затем отработка схемы ориентировки – вплоть до полного формирования внутренних механизмов художественного восприятия. 

Нельзя забывать, что дефекты в любых звеньях этой сложной, диалектической системы ступеней развития читателя влияют на качество восприятия им художественного произведения. Это, в свою очередь, отражается на качестве конечного продукта этой деятельности – психологических новообразованиях, ибо они регулируют момент перехода ребенка на новый этап психического развития, влияя на «внутреннюю позицию личности» и ее потребности.

Также Вы можете :


<< К началу статьи


Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|