email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

«Аще не Господь созиждет дом…»

Интервью с протоиереем Валерианом Кречетовым

Журнал: №1 (10) 2005 г.
Протоиерей Валериан Кречетов с сыновьями. 1979 год

Протоиерей Валериан Кречетов, старший духовник Московской епархии, отец семерых детей

– О. Валериан, новые технологии связи, в том числе Интернет, все больше используются, совсем недавно, в середине января, открылся православный образовательный портал «Слово», для читателей которого мы просим Вас ответить на некоторые вопросы.

– Сейчас, я знаю, многие пользуются Интернетом, о котором есть много разных мнений. Знаете ли, как говорят, пчела садится на цветки, муха – на навоз: кто что ищет. И вот поскольку Интернет – это некое собрание со всей Земли – тут где-то цветки, где-то навоз. Господь, видимо, терпит многие вещи ради того, что от них может быть какая-то польза. По крайней мере, есть в Интернете сайты по святоотеческой литературе, христианской литературе. Что ж, и по телефону говорят – не только ругаются, но еще по нему сообщают и радостные вещи. Поэтому использование такой связи для просвещения и помощи учителям – очень важно!

– Анализ отчетов по голосованию читателей Портала показал, что его сейчас больше всего читают родители.

– Это как раз хорошо, потому что кому, как не родителям беспокоиться об образовании своих детей.

– Батюшка, хотелось услышать Ваши рассуждения о значении образования для сегодняшнего общества. Школу в который раз перекраивают, реформируют, считая, что надо сокращать нагрузки, и так далее.

– Вопрос образования сейчас занимает многие умы, потому что все-таки, как-никак, мы живем в цивилизованном мире – все равно образование нужно. Тем более что раньше традиционно многое сохранялось, потому что жили оседло, в определенных местах, из поколения в поколение передавался запас знаний из рода в род, по династии, с детства. Теперь все оторвано от корней, оторвано от преемственности. И кто пытается что-то создать, тот вынужден искать – на каком основании созидать. Что брать за основу.

В образовании происходит печальный процесс, а именно – модернизация. Надо признать, что способ познания мира во все времена идет все-таки по одному пути. Это восприятие отдельными личностями по дару Божию того, что происходит в мире, а остальные, исходя из этого засвидетельствованного многолетнего опыта, воспринимают познание в готовом виде. Например, химические, физические законы, законы биологии. Сегодняшняя беда образования в том, что нет целостной картины мира. Раньше как-то исходили из целостного познания мира. Теперешнее дискретное мышление, отрывочное, отдельными разделами привело к тому, что иногда люди соседних областей науки друг друга не понимают – даже в одной науке есть разные противоречивые направления.

В этом отношении мне нравится изречение святителя Николая Сербского, это был очень образованный человек, умница. Он говорит, что первые люди, немного еще зная, понимали все, что знали; потом люди стали знать больше, но понимать меньше. В конце, наверное, люди будут знать все, но ничего не понимать!

Колоссальный объем знаний без понимания – вот признак современной жизни, вот в чем опасность положения в образовании!

– Может быть, что-то можно еще сделать, что, по-Вашему, можно сделать для изменения положения?

– Может быть, нужно как-то возвратиться к глубокому изучению элементарных понятий, чтобы уйти от знания без понимания. Когда-то Киреевский сказал на эту тему: «Есть понятие «ведение», и есть понятие «ученость», последнее – есть багаж знаний, «ведение» же более глубокое знание». Быстрота появления информации, ее объем не позволяют современному человеку углубляться, а без него, скорее всего, не может быть понимания вещей. Грубо говоря, сведения не успевают перевариваться, в результате происходят явления, которые потом создают проблемы, например экологические, или же проблемы человеческого здоровья, физического и даже психического! Неограниченное, бездумное использование телевизора, компьютера приводит к потере способности рассуждения, ведь пользование готовыми программами и т.д. не требует личного, творческого осмысления, и получается, что в результате человек как личность деградирует. Все тот же Киреевский говорил, что бывают ученые-невежды, неученые – вежды. Прогресс и его польза – неоспоримы. Но прогресс теряет свою пользу и даже вреден, если не связан пружинами, удерживающими нравственность.

Где-то я прочитал выражение, к которому теперь часто обращаюсь: «Главный двигатель прогресса – лень!» Соответственно развитие научно-технического прогресса – признак большой ленивости человечества. А лень бывает не только физическая, когда человеку не хочется поднимать, копать, носить воду, рубить дрова, но и умственная – лень думать! Вот эта лень думать приводит к отупению. Получается так, что человек, достигнув высоких технических результатов по созданию так называемых думающих машин, освобождая себя от «думанья», не понимает, что у него начинают атрофироваться мозги, так же как атрофируются мышцы, когда не получают нагрузку. Если детей не учат таблице умножения, не заставляют учить стихи наизусть – они теряют память.

– Министерство образования подтвердило намерение уменьшать образовательную программу, в первую очередь по словесности и математике. Что Вы сделали бы на месте того, кто занимается управлением образования?

– Я когда-то прочитал интервью с ректором Новосибирского университета, мне оно запомнилось вот чем. Он сказал: «Когда-то я был студентом – мне казалось, что многое не так, не так преподают, потом, когда стал аспирантом, ассистентом, понял, что, пожалуй, нет, я кое в чем ошибался, что процесс преподавания был, пожалуй, правильно построен в те времена». Если подсчитать, то эти мысли приходили ему лет сорок назад. «А теперь, когда я возглавляю один из университетов страны – я за старую академическую систему образования!»

Вот я, например, думаю, что с ним нужно согласиться. Дело в том, что образование, вообще как таковое, это известно, состоит из трех главных элементов:

1. Нравственность, воспитание нравственности;

2. Умение мыслить – правильно рассуждать (это отличало от всех других систем наше образование), т. е. рассуждение, осмысливание связи происходящих событий, причин их возникновения, существования и плодов;

3. И только на третьем месте стояли знания. 

Первая степень ума – это восприятие окружающего мира, вторая – установлениее связей явлений этого мира. Что утрачено у многих сегодня – именно эта связь. Печальный пример: множество заболеваний, как мне пришлось слышать, примерно 60% диагнозов – неверных, это значит, что люди видят какие-то проявления болезни, но не понимают, что происходит в человеке. У нас часто лечат какой-то симптом болезни: снимается температура – убирается вопль организма, обезболивают – значит, убирают боль, а не первоисточник болезни. Это касается всего. Поэтому, когда учат правильно мыслить, то это самое главное, пожалуй, после нравственности. Знание можно очень быстро освоить, в этом отношении примечателен пример Ломоносова. Он из деревни, поздно начал учиться, но достиг примерно к 50 годам великой учености. 

– Выходит, что не так уж и страшны для нас отставания от европейского уровня развития техники и экономики?

– Ничего не кончено, наша страна в «идеальных» условиях, она поставлена в сложные условия, которые заставляют мозгами шевелить как следует! И отнять образование, сделать безграмотными всех – невозможно! Вот говорят: «Мы отстаем от всех». От чего отставать, если у человека есть голова, способная мыслить и рассуждать, дать ему знания необходимые, и все в порядке, вспомните пример Ломоносова. А если этого нет, что даст компьютер, он же не мыслит!

– Сейчас многие родители мучаются в поисках подходящей школы для своих чад. Что посоветуете, батюшка?

– Для нас в свое время, так называемое советское, было самым сложным моментом атеизм в школе, пионерия, комсомол, потому что ходили в Церковь. Мы слышали, что в такой-то школе есть хороший учитель, который еще и хорошо относится к религии, – туда и шли. 

– Главное, по-Вашему, для детей – учитель? Все-таки нужно искать учителя? 

– Мне постоянно задают вопрос: «Куда отдавать ребенка – в школу, гимназию?» – В такую школу, где есть хороший преподаватель, в первую очередь как личность. Все остальное примерно одинаково.

– А как же с нравственным воспитанием в школе? 

– Самое главное для нравственности – Церковь, прежде всего и в первую очередь! И воспитание в семье.

– Сегодня со всех сторон к школе претензии, в том числе и со стороны родителей, которые очень заняты и считают, что школа отвечает за воспитание детей.

– Нет, я вам приведу слова Григория Ивановича Суворова, директора 31-й школы, в которой учились 5 моих детей. Я присутствовал на родительском собрании, он перед родителями выступал сам, тут ему задают вопрос: «А чем родители должны помогать школе?» Он ответил довольно резко: «Простите, вопрос задан неверно! Чем школа может помочь! Должны воспитывать детей вы, родители, а школа может вам помочь!»

Поэтому то, что дает образование в смысле нравственности, закладывается прежде всего в семье, а школа должна в этом отношении только помогать. Что касается способности мышления – это тоже совместно со школой должно закладываться в семье. Размышлять, рассуждать, меня в частности, учил мой родной отец. Многое я получил от него. А школа дает уже знания. Но и корректировать подчас эти знания должна семья.

– Многие из сегодняшних школьников плохо готовят уроки, не слушаются учителей. Как родители могут повлиять на ситуацию?

– Родители должны воспитывать в детях обязательно уважение к учителям, а учителя должны поддерживать уважение к родителям. Это необходимое условие – как дважды два четыре. В этом должно быть взаимодействие. Нужно стараться никогда не подвергать критике тех и других. Если преподаватель что-то упустил, всякое бывает, чего-то не сделал, стараться восполнить пробел, но относиться к нему с большим уважением – нельзя его огульно критиковать, он и так много делает. Сейчас даже в Церкви можно услышать: какой-то батюшка не на высоте, как же слушать его! Так вот, заповедь «Чти отца и матерь твою…» несовершенством родителей не отменяется. Закон есть один. Может, многие проблемы, подростковые и юношеские, с этим связаны. Ведь почему в армию не идут? Там закон остается жестким: почитание старшего офицерского состава, честь должны отдавать старшему, даже ефрейтору, солдаты. Почему и тяжела для многих армия сейчас? Прежде всего, потому что там нужно подчиняться!

– Многие мамы с уже с 5–6 лет устраивают жизнь сыновей так, чтобы можно было избежать армии, например, очень рано отдают в школу. А Ваши дети служили в армии?

– У меня двое сыновей отслужили, ничего, нормально. Мои дети говорили, что одно только тяжело – все ругаются матом, вот это. Православное воспитание снимает эти проблемы. Молодежь современная вообще-то безвольная, единственную школу ей давала армия, а она ее лишается, когда избегает военной службы.

– Все подряд говорят о сложностях переходного возраста, так ли уж они велики?

– Конечно, переходные возрасты есть, возрастные ступени существуют. Еще Ушинский признавал, что ребенка надо начинать учить с 7 лет, потому что до этого ребенок не может «переварить» то, что ему дают. Повторять будет, понимать – нет. До 30 лет все еще переходный возраст, время перехода из одной степени зрелости в другую. В древности человек мог начинать учить только с 30 лет, значит, с 7 до 30 лет – учатся! Это тоже, конечно, индивидуально и не без исключений.

Подростковый возраст – переходный. В этом возрасте нужно быть особенно внимательными воспитателям, чтобы не упустить момента. Детей нужно придерживать, они начинают чувствовать, что они из себя что-то представляют, но на самом деле – это представление о себе «незаконченного» о «незаконченном» и незрелого о «недозрелом». Они мало что умеют, но чувствуют себя большими, часто обижаются. Подход тут нужен очень индивидуальный.

– Как раз в этом возрасте случается, что дети даже из православных семей, мягко говоря, чудят: то со всеми конфликтуют, то забрасывают учебу, то вдруг начинают курить, что посоветуете их родителям и учителям?

– Во-первых, православному человеку, прежде всего, нужно молиться и, конечно, понимать, что окружение на человека тоже сильно влияет, правда, в большей степени оно зависит от внутреннего содержания самого человека. У человека должен быть идеал. Человек создан «по образу и подобию», человеку свойственно иметь идеал и ему уподобляться. А если идеал не поставлен истинный, то человек начинает искать ложные идеалы, откуда и подражания всяким рокерам и т. д., тогда начинает уподобляться кому попало. Это свойственно особенно молодежи, она всегда смотрит на кого-то.

По аналогии с математикой влияние окружения на человека – есть некий математический результат векторного сложения, в котором основным является свое личное, положительное или отрицательное. Окружающая среда может умножить положительные задатки человека или уменьшить отрицательные, и наоборот. Тут, конечно, не чистая математика, это очень сложный процесс.

– Батюшка, у Вас много детей и внуков, Вы влияли на выбор среды, в которой росли Ваши дети, на сферу интересов своих детей?

– Конечно, пытался это делать. У меня семеро детей – 5 дочерей и два сына, 22 внука, 13 мальчиков и 9 девочек. 

Родителям нужно стараться знать интересы своих детей, влиять на них. Первое дело православного человека – молиться; молиться, чтобы Господь пробудил в них здоровый интерес к жизни, и прежде всего к его духовной стороне. Тут очень важна роль отца для мальчиков, ведь они ему подражают, а для девочек – роль матери. Вообще роль матери велика. Мать – это семейный очаг, в то же время – это тепло семьи! И вообще, обращаясь к матери, тот же Григорий Иванович Суворов, директор школы, цитировал своего учителя, университетского профессора: «Все хотят построить идеальное общество. Я вам скажу путь к этому идеальному обществу – дайте мне воспитанную мать, и я вам такое общество построю!»

– Все-таки на матери лежит основная ответственность за воспитание ребенка? От нее многое зависит? 

– Да, прежде всего на матери! Конечно, отец свою роль играет, но роль матери, хотя и незаметная, невидимая, на самом деле, самая важная роль. Вот по своей матушке я скажу: она совершила подвиг – оставила всякие научные труды, занялась детьми. Сколько труда положено для того, чтобы их вырастить! По-настоящему подвиг женщины – подвиг матери, этому нужно было бы создать памятник, ибо женщина создает человека: во-первых, вынашивает, а от того, в каком состоянии мать вынашивает ребенка, складывается будущий его характер; рождает, выкармливает – великое дело! 

Отец, как единое начало, конечно, особенно для мальчиков, – это идеал мужества, а для девочек, опять же, получается – это идеал мужа. Дети часто равняются в своей жизни на родителей– «как мама с папой», поэтому великое дело – крепкая семья!

– Многие учителя настолько устают с сегодняшними детьми! Часто подступают минуты чуть ли не отчаяния – что мы проводим с ними время, когда это никому не нужно?!

– Запомните – это правильное состояние, – часто Господь напоминает, что Он делает все: «аще не Господь созиждет дом свой всуе ….стрегий». Если дом как строение или город без помощи Божией невозможно сохранить, то взрастить душу ребенка невозможно, матушка, свою-то душу бы взрастить! Как сказал отец Иоанн Крестьянкин одному рабу Божию: ну что хочешь сделать из своего ребенка, что из себя не мог сделать! 

Такие случаи посылаются как напоминание для того, чтобы мы обращались за помощью к Богу: «Проси помощи Божией – Господь поможет!»

Видите, у нас тут народ, с утра до вечера, так терпят, чувствую, что от меня толку никакого, – но Господь все управляет!

– Батюшка, есть еще прямо противоположное первому чувство – какое я право имею учить («доброму и вечному») тому, чего сам толком не делаю?

– Это все правильно. Я когда-то прочитал об этом: «Кто сам не исполняет – пусть других не учит!» Но там есть примечание: «К пресвитерам не относится!»

Я думаю, что пресвитер взят как первообраз, это относится и к учителям, и к родителям. Часто бывает, что отец курит, но ребенка дерет за то, что тот взял папиросу, ну что ж, это он правильно делает! Что сам не воздерживается – в этом ничего похвального нет, но что он ребенка учит этого не делать – это похвально. Я думаю, к этому ко всему можно ответ найти в Евангелии, там все сказано: «…на седалище Моисеево… по делам их не творите, то, что учат – исполняйте». А учитель, пожалуй, после священника имеет особый чин, на особой высоте, если он исполняет свое звание. 

– Так что расстраиваться не надо?

– Нет, смиряться надо, да молиться, и трудиться! Потом еще один момент: не значит, что нужно обязательно, чтоб результат был стопроцентный, и всех охватить. Это совсем не то!  Апостол Павел пришел в афинский ариопаг – и, когда все разошлись, стал говорить для одного – Дионисия ариопагита! Так что не надо унывать!

– Можно ли Вас просить о возможности ответить на вопросы читателей портала?

– Да, если Господь даст мне разумение, я с радостью это сделаю.

– Спаси Господи, дорогой батюшка! Что пожелаете порталу?

– Бог в помощь!

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|