email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Воспитать культуру выбора

или разумное отношение к компьютеру

Журнал: №4 (36) 2010 г.
Как воспитать в ребенке разумное отношение к компьютеру? Может ли ребенок почерпнуть пользу из социальных сетей? Какие умения и навыки формирует компьютер? Не задает ли игра негативный тон отношения к компьютеру как к большой игрушке? Эти и другие вопросы волнуют как родителей, так и педагогов.

На вопросы журнала отвечает Александр Владимирович Леонтович, кандидат психологических наук, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

– Многие из нас наслышаны о детской компьютерной зависимости, когда ребенок настолько погружается в компьютерный мир, что общение с ним предпочитает всем остальным видам коммуникации. Взрослые, естественно, озабочены, не произойдет ли это и с их ребенком? Как воспитать в ребенке разумное отношение к компьютеру?

– Во-первых, сразу хочу сказать, что в появлении компьютера нет ничего страшного и принципиально нового — это нормальный, сравнимый с другими новшествами этап в жизни человечества. На протяжении развития всех цивилизаций наблюдались качественные скачки в техническом развитии общества, такие как, например, изобретение книгопечатания или с развитие железнодорожного, автомобильного и, наконец, авиационного транспорта. Даже подумать, что дня на два можно будет на конференцию слетать, например, в Америку — когда-то было невозможно: туда надо было добираться дней десять, и обратно столько же.

Мне сдается, при появлении всех этих технических новшеств люди их так же ругали, как сегодня ругают компьютеры, говоря о том, что они что-то разрушают в жизни человечества, что от этого только вред, и т.д. На мой взгляд, это связано в большей части с консерватизмом общества, с тем, что освоение новых технических средств всегда требует определенного труда, приложения интеллектуальных усилий. На это не все готовы: старшее наше поколение далеко не все освоило тот же компьютер, ту же электронную почту.

Компьютер — это новый инструмент, который позволяет многие рутинные вещи делать легко и просто. Например, очевидно же, что сейчас можно со всем миром в течение десяти-пятнадцати минут сделать несколько циклов переписки, тогда как раньше письма шли очень подолгу. Благодаря Интернету мы можем узнать о каком-то событии буквально через несколько минут после того, как оно произошло: компьютер делает людей разных стран и разных культур ближе друг к другу. Информация распространяется более свободно — здесь, конечно, есть свои преимущества и свои недостатки, и это требует новых правил общения между людьми. Но все-таки все это способствует открытости общества.

– Если появление компьютера можно назвать революцией, сопоставимой с изобретением печатного станка, то его польза должна была быть несравнимо больше, чем то, что мы наблюдаем сегодня в нашем обществе.

– Естественно, что любое явление в человеческом обществе имеет всегда две стороны: отрицательную и положительную. Отрицательная его сторона в современном рыночном мире, да и вообще всегда, связана с тем, что производитель чего бы то ни было: журнала или машины, заинтересован в получении максимальной прибыли. И как раз это является чаще всего лейтмотивом во всей его деятельности.

Проблема в том, что по закону средних чисел максимальное количество людей, которые покупают тот или иной товар, обладают средним вкусом и средними притязаниями. Поэтому наиболее выгодным для продажи оказывается товар среднего уровня, а на элитарных вещах прибыли не сделаешь — для них нужны спонсоры. Тот же закон работает и в компьютерном производстве, поэтому мы наблюдаем бум разработки и продаж посредственных игр, эксплуатирующих низменные стороны человеческой души. Речь идет о распространенных сегодня компьютерных играх «активного действия»: всякого рода «бегалках» и «стрелялках», связанных с «убийствами». Это своего рода «культиваторы» агрессивного поведения человека и в особенности ребенка. Конечно, они таят определенную опасность: вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, а именно эти качества необходимы для серьезных интеллектуальных занятий. Это, к сожалению, правда нашей жизни.

– Что делать?

– Проблемы, связанные с этим, можно решать только через воспитание, когда мы пытаемся объяснять детям, что главное — добро, главное — заинтересованное отношение к людям. Тут невежество и беспечность взрослых опасны не только для ребенка, но и для них самих. Именно они в первую очередь сталкиваются с результатами своих промахов в воспитании детей, а после страдает уже и общество в целом. 

Может ли компьютер заменить общение с другими людьми и живыми существами? Надо объяснять детям, что даже самый мощный, оборудованный современными мультимедиа компьютер этого сделать не может: главное — это разговор глаза в глаза. А компьютер лишь средство подготовки такой встречи: от души к душе.

Мы в наших конференциях тоже широко используем и компьютеры, и всякие онлайн-сервисы, но всегда внушаем ученикам, что это только повод, только необходимый этап для подготовки последующей личной встречи, что любые интернет-, телеконференции, заочные конкурсы не обладают собственно важнейшей точкой — личной встречей, которая обязательно должна быть главным смыслом общения…

– Как вы считаете, отстает ли в интеллектуальном развитии ребенок, выросший без компьютера, от сверстников, освоивших это техническое средство еще в школе? Должен ли быть дома компьютер?

– Думаю, что компьютер должен быть в каждом доме. И каждый молодой человек должен иметь доступ к этому мощному техническому средству: теперь это просто необходимое условие жизни в современной цивилизации. Кроме того, человек, не имеющий доступа в Интернет, в глазах сверстников будет выглядеть белой вороной, отставать от них в силу того, что лишен этого мощного вспомогательного средства в образовании. 

– Может ли, по-вашему, ребенок почерпнуть пользу из социальных сетей: «Одноклассники», «В контакте» и пр.?

– Естественно, попадая в социальные сети, можно наткнуться на самую разную информацию, ведь она никем не регламентируется. И тут нужно учитывать, что детская субкультура подчиняется тем же законам, что и общий массовый спрос: наибольшую популярность завоевывают достаточно посредственные вещи. Однако мы знаем много семей и много школ, где дети тянутся к чему-то интересному, новому. Мы должны самыми разными средствами эту культуру в детях воспитывать.

Что мы можем сделать? И в семье, и в школе мы должны воспитывать в ребенке культуру выбора, культуру вкуса, тогда ему станут интересны информативные ресурсы, которые раздвигают горизонты, дают новую полезную информацию: например, возможность познакомиться с жизнью в других странах, с их природными условиями, их историей и т.д.

– Какие умения и навыки, по-вашему, формирует компьютер? Чаще всего знакомство ребенка с компьютером происходит через игры, и даже бытует мнение, что без них трудно освоить компьютер. Но не задает ли игра как раз тот негативный тон отношения к компьютеру как к большой игрушке?

– Все-таки компьютер оказывает свое положительное влияние на развитие ребенка. Когда он «на ты» с персональным компьютером, то смело выбирает стратегию поведения или самообучения. 

Что касается компьютерных игр, то они могут быть разными. Одно дело – игры, когда ты действуешь по готовому шаблону: задан определенный лабиринт с определенным количеством комнат строгой конфигурации, оттуда выскакивают какие-то страшилища... Другое – развивающая игра, которая дает возможность ребенку создавать собственные инструменты, когда он должен что-то делать, продумывая алгоритм действий, выстраивать конфигурацию предметов, планировать. Все это формирует деловую мотивацию, развивает логическое, оперативное мышление и умение прогнозировать. Сегодня существует множество увлекательных развивающих игровых программ, которые учитывают возраст, индивидуальные возможности и склонности ребенка, способствуют формированию у него абстрактного мышления. Они дают ему возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться разными уровнями сложности материала и другими видами компьютерной помощи.

Кроме того, компьютер предоставляет большой набор изобразительных средств: можно создавать не только цвета, но и их оттенки, легко стирая ненужное. А главное, можно экспериментировать до бесконечности. Хочешь — создавай линейный рисунок, а хочешь — комбинируй композицию из цветных фигур или раскрашивай готовый узор. Для маленьких можно приобрести игры с раскрасками: ребенок наносит контур рисунка и заливает разными цветами.

– Назовите, пожалуйста, наиболее интересные программы (или развивающие игры), которые могут быть использованы для развития ребенка в школе и дома.

– В образовании интересны инструменты, которые полезно освоить каждому человеку, тем более ребенку.

Во-первых, это компьютерные презентации, у которых свой очень интересный язык: лаконичный, образный, почти художественный, прекрасно выстраиваемый и, главное, — предельно простыми средствами. Помню, как в прошлом году на «Международной Школе» каждая делегация представляла презентацию о своем городе или о своей школе. Одна из российских делегаций привезла презентацию, в которой было много-много мелких сухих педагогических и административных фраз, а вот двое школьников из Бельгии представили презентацию, в которой почти не было текстов, слайды не были уляпаны фотографиями, хотя был показан даже любимый пирог бельгийца: эта презентация произвела наибольшее впечатление.

Во-вторых, это создание собственных сайтов. Современные социальные сервисы предлагают много сетей, например, «Одноклассники», в которых представлен достаточно бедный шаблон для размещения информации о себе. Гораздо интереснее станет ребятам освоить html — программирование, тогда они сами смогут создавать дизайн сайта, разработать его содержание и даже передать настроение. Создание собственных сервисов — это очень интересное и важное направление в образовании.

Далее, это различная обработка изображений, создание видеофильмов — тоже интересное дело, а главное, простое, тем более что сейчас есть много интересных программ: «Премьер», например, для монтажа фильмов.

Программа «Фотошоп» для монтажа фото — это тоже достаточно увлекательная для школьников программа.

Перечисленные программы помогают создавать эмоциональный художественный продукт. Особенно видео, когда ребенок делает маленькие зарисовочки на две-три минуты по своему настроению, возможно, по результатам поездки. Например, моя старшая дочка смонтировала свой маленький, всего трехминутный, фильм «Моя младшая сестра», его можно пересматривать время от времени всей семьей: это очень приятно. Можно создавать также мультфильмы в 3d графике, иллюстрируя свои собственные сказки или рассказы.

Опять же можно назвать собственно программирование: широко известны логомиры, среда, которая позволяет легко и интересно освоить азы программирования на конкретном образном материале. Для серьезно увлеченных можно использовать современные языки программирования, обладающие большими возможностями, — например, С++; они дают возможность осваивать профессиональные навыки программирования для решения более смелых и интересных задач. 

Надо отметить, что одновременно компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.

– Что вы посоветуете нашим читателям, чтобы их дети с пользой занимались компьютером дома и в школе?

– Конечно, мы должны сделать всё, чтобы ребенок с самого юного возраста понял, что компьютер — это средство облегчения жизни, которое помогает делать в семье разные вещи, вплоть до технологии умного дома, что с помощью компьютера можно управлять разными техническими и домашними средствами, выполнять бытовые и творческие задачи гораздо быстрее и интереснее. 

Наверное, не буду оригинален, если скажу, что все, конечно, зависит от родителей, их понимания данного вопроса, их ответственности, их собственного участия в освоении ребенком компьютера.

Компьютер надо изучать, его нужно использовать, стараясь рутину жизни переложить на его плечи, освободив это время для своего развития, для важных размышлений… 

Взвешивая все «за» и «против» при покупке компьютера, важно учесть, какой компьютер вы приобретаете, сколько времени будет проводить за ним ребенок и как эти занятия впишутся в его общий режим. Необходимо учитывать содержание программ, качество их подачи и многие другие факторы.

И что особенно важно, покупка компьютера должна происходить под какую-то конкретную задачу. Например, ребенок заинтересовался фотографией — хочет фотографировать, делать какие-то семейные альбомы, составлять коллажи, фотогалереи и прочее. Или он хочет сделать хорошую презентацию, чтобы участвовать, например, в конкурсе Вернадского. Под такие конкретные задачи стоит ребенку купить компьютер, но обязательно договорившись с ним, что главное — это работа. Что творчество — дар, присущий только человеку, что его невозможно перевести на формально-логический язык компьютера, что от него потребуется ответственное отношение к приобретенному техническому средству.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|