email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Когда ребенок «зависает»

Дети и компьютер

Журнал: №3 (41) 2011 г.

Почему для некоторых детей увлечение компьютером оканчивается существенными повреждениями психики и отклонениями в соматическом здоровье? Каковы причины утомительности работы на компьютере? Как особенности ребенка могут отражаться на его работоспособности при работе за компьютером? Все это стало актуальными проблемами детской гигиены.

Ушло в прошлое время, когда к компьютеру питали недоверие и страх. Пугало облучение. Но теперь привыкли, и даже быстрее, чем к телевизору. Интернету понадобилось всего четыре года, чтобы вовлечь в свои сети 50 миллионов человек. Скажем, телевидению для этого потребовалось 13, а радио — 38 лет.

Теперь интернет-сети соединяют жителей столиц и отдаленных селений. Компьютер становится партнером не только взрослых, но и детей. Красочность, цветовая насыщенность, динамичность объектов экрана, увлекательность сюжетов и другие приемы новейших технологий делают компьютерные игры настолько притягательными, что полностью захватывают внимание ребенка. И ему, в силу его природной впечатлительности, трудно всему этому противостоять. Для некоторых это оборачивается тем, что электронная машина заменяет в жизни почти все. Дети начинают преуспевать в овладении навыками работы на компьютере, использовании его при выполнении школьных заданий. А для некоторых детей увлечение компьютером оканчивается существенными повреждениями психики и отклонениями в соматическом здоровье.

Все дело в том, что работа за компьютером, даже самая интересная и увлекательная, вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению.

Причины утомительности работы на компьютере

Есть несколько причин, создающих такое напряжение в организме ребенка, что работа за компьютером становится опасной (вредной) для физического и психического здоровья ребенка.

Причина первая — особенности зрения и зрительного восприятия при работе за компьютером. Наш глаз привык все рассматривать в отраженном свете. А на источник света (солнце, электрическую лампочку) мы стараемся не смотреть — это неприятно для глаза. Вглядываясь в экран компьютера, мы смотрим через текст (объекты) прямо на источник света. А если рядом еще настольная лампа, или лампы дневного света, или солнечный свет из окна? Это создает напряжение. Если экран не плоский, а выпуклый, то изображение в различных его частях находится на разном расстоянии от глаз. И чтобы изображение было четким, глазам приходится все время приспосабливаться, что также создает постоянное напряжение. Глаза устают, появляется головная боль и боль в глазах, портится зрение. Статистика ВОЗ показала, что при работе на некачественных компьютерах зрение детей ухудшается со скоростью 1 диоптрия в год.

Но вы скажете, глаза устают и при другой напряженной длительной работе; а для детей можно подобрать качественные компьютеры. Да, это так. Но как отмечают медики разных стран, именно операторы ЭВМ даже при работе на высококачественных компьютерах чаще других (в 2,3 раза) жалуются на необычайную усталость, мышечные боли, головокружение и тошноту. Установлено, что при работе на компьютере возникает особое воздействие на зрительный аппарат, которое получило название КЗС — компьютерный зрительный синдром. Он включает как явления ухудшения зрения, так и комплекс неприятных ощущений в области глаз: резь, жжение, ощущение песка, мышечные боли, стекленение, усталость глаз, пелену перед глазами, затруднение чтение книжного текста.

Причина вторая — экран пульсирует, мерцает. При однородном освещении всех точек поля зрения (гомогенная среда) зрительный анализатор переходит в «поисковый режим», который не дает результата. Длительная работа в этом режиме и является причиной неприятных ощущений и головных болей.

Но, пожалуй, в сравнении с гомогенной средой более утомительна для зрительного аппарата агрессивная среда — это та среда, в которой человек одновременно видит большое число одинаковых элементов, особенно если они остроугольной формы или, например, когда игровые программы перегружены геометрическими узорами. При высокой агрессивности визуальной среды все другие объекты как бы уходят на задний план, взгляд начинает воспринимать только саму агрессивную среду. Не срабатывают обычные механизмы зрения. Глаза «встают как вкопанные». Быстро развивается утомление.

Таким образом, при выборе детских программ важно обратить внимание, помимо прочего, и на степень гармоничности используемых в этих программах изображений. Лучше, если они ближе к тем, которые ребенок встречает в натуральной природе, или, в крайнем случае, чтобы они были округлой формы, без обилия одинаковых фигур и острых углов; а окраска чтобы была мягких оттенков и с достаточной цветовой контрастностью.

Причина третья — неспецифическое воздействие компьютера на психо-эмоциональную сферу пользователя. Сами программы, как бы хорошо они ни были сбалансированы по трудности и привлекательности, с учетом возрастных возможностей детей и других факторов, могут, в свою очередь, вызывать различный диапазон положительных и отрицательных переживаний в зависимости от степени насыщенности сведений и подкреплений, подаваемых ребенку с экрана компьютера. Поэтому определенное эмоциональное воздействие на всех детей как бы запрограммировано. В связи с этим приходится говорить о нервно-эмоциональной напряженности и об определенной стрессогенности работы на компьютере.

Причина четвертая — качество компьютерной программы, которое должно соответствовать возрасту ребенка, его индивидуальным особенностям, уровню его подготовленности и т.д.

Причина пятая — неинтересная работа. Это происходит в случае, если, например, уровень сложности компьютерных заданий ниже уровня подготовленности ребенка или если возникает затруднение в общении с компьютером из-за неправильных действий ребенка и т. д.

Период обучения работе на компьютере считается более трудным, чем последующий, когда ребенок уже приобретет определенные навыки работы и ему предлагаются различные компьютерные игры. Это связано, видимо, с тем, что при других формах занятий появляется возможность заниматься творчески, с интересом, ощущать результат своей деятельности. А на этапе обучения такую перспективу дети открывают для себя далеко не всегда.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, следует отметить, что напряженность при работе с компьютером происходит от усиленной работы зрительного анализатора, нервно-эмоционального напряжения и в результате неспецифического воздействия различных излучений от экрана дисплея. Однако, хотя при работе на компьютере и создается опасная обстановка, ее в какой-то мере можно изменить, как-то отрегулировать условия работы. Можно следить за микроклиматом, подобрать интересную и гигиенически оправданную программу, установить хороший компьютер, добиться качественного изображения и т.д.

Однако есть такие вещи, которые трудно поддаются корректировке, но с которыми трудно не считаться, — к примеру, индивидуальность ребенка. Например, при занятиях по одной и той же программе и в благоприятной обстановке внешней среды определенные элементы программы у одних детей могут вызывать позитивную реакцию, у других, напротив, негативную.

Это так называемые эндогенные (внутренние, в отличие от внешних) факторы, связанные с особенностями самого ребенка. Дело в том, что уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей могут быть различными как по причине приобретения определенных комплексов поведения под влиянием воспитания, так и в силу индивидуальных различий по состоянию здоровья, особенностям их нервной системы и других психофизиологических показателей. В связи с этим, ясно, разные дети будут утомляться неодинаково быстро.

Индивидуальные сроки наступления утомления

Давайте посмотрим, как особенности ребенка могут отражаться на его работоспособности при работе за компьютером.

Возрастные особенности. Чем моложе ребенок, тем более подвержен воздействию неблагоприятных факторов и быстрее он утомляется. Скажем, изменения в крови и в моче у десятилетнего ребенка появляются через 15 минут после начала работы на компьютере. У 16-летнего — через полчаса. У взрослого — через два часа.

Уровень тревожности — с ним связано такое явление, как компьютерофобия, или неприязнь к компьютеру. Ребенок боится, например, что не справится с требованиями компьютера. Или им овладевает беспричинный страх, который проявляется в неуверенности, нерешительности, раздражительности. Понятно, о какой работоспособности тут можно говорить? 

Со стороны родителей важно обратить внимание на индивидуальную восприимчивость своего ребенка. Дело в том, что компьютерные страхи возникают часто у детей тревожных, неуверенных в себе, и компьютер у них выступает лишь «угрожающим стимулом», провоцирующим усиление общего состояния тревожности уже «тревожного» ребенка.

Однако, с другой стороны, у восприимчивых детей легче возникает привычка к компьютерному миру как миру действительному. И это может повлечь у них нарушение адекватного восприятия мира некомпьютерного.

Следует помнить, что ребенок легче переходит от образов конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот. От экранных образов к реальным вещам переход становится тем более затруднительным, чем более ребенок пленяется игрой. Может возникнуть так называемый «синдром Пигмалиона». Как мы знаем из греческой мифологии, Пигмалион — это скульптор, который создал настолько прекрасную статую девушки, что в нее влюбился. И компьютерный мир, в который легко погружается и который сам творит юный пользователь компьютера, настолько увлекателен, что со временем начинает восприниматься ребенком как действительный.

Возможно, это даже кому-то покажется очень интересным, но следует иметь в виду, что подобные состояния могут, в свою очередь, приводить к изменениям в развитии личности в сторону ухода в себя, формирования
аутичности. Кроме того, при решении очень сложных задач в динамически меняющихся условиях могут обостряться невротические черты личности, а при выраженной неуравновешенности могут возникать и болезненные состояния. Длительный контакт с компьютером может вызвать состояние тревожности. 

В связи с этим у разных детей и сроки наступления утомления могут быть различными: у одного — через полчаса, у другого — через 10 минут, а третий может вообще отказаться от работы в самом начале занятия на компьютере. Это говорит о том, что необходим индивидуальный подход к дозировке длительности занятия с экраном дисплея.

Следует также учитывать самочувствие ребенка в данный момент. Но особое внимание необходимо обращать на особенности личности ребенка: медленного или быстрого он темперамента, впечатлительный или заторможенный, самоуверенный или встревоженный, неуверенный в себе.

Темперамент — это динамическая характеристика общей активности и эмоциональности, проявляющаяся в разнообразных формах поведения и деятельности.

Основополагающим признаком того или иного темперамента является функциональная подвижность, или лабильность, нервных процессов. Высокая подвижность нервных процессов позволяет легко адаптироваться к быстрому темпу работы. Дети с высокой подвижностью схватывают все на лету. Но они и быстро устают. Дети с низким уровнем подвижности нервных процессов успешнее занимаются при более медленном темпе работы.

Как можно разглядеть в детях их природные особенности подвижности?

Замечено, что во время занятий на компьютере, как и в обычной жизни, дети с подвижным типом нервной системы (реактивный тип) действуют смело и решительно. Когда их спрашивают, отвечают быстро, не опасаясь ошибок, и, как правило, дают ответ неверный. Они приступают к работе стремительно, без подготовки и предварительного ее обдумывания. Во время работы спешат, совершают много ошибок или делают недостаточно качественно. Работают «на глазок», в процессе работы часто отвлекаются. 

Дети инертного типа (с низким уровнем подвижности) действуют осторожно. И когда их спрашивают, они чаще молчат — и не по причине смущения, а оттого что тщательно обдумывают вопрос и ответ. Прежде чем приступить к решению задачи, они стараются предварительно настроиться, подготовиться к ней. Занимаются, как правило, не отвлекаясь, часто проверяют правильность ее выполнения, предпочитая равномерный темп работы.

Отсюда, естественно, вытекает, что детям инертного типа всякое ограничение во времени и понуждение их ускорить выполнение задания нарушает присущий им ритм деятельности. Они устают быстрее, если их торопят. И больше того, у них может появиться чувство отвращения к этой работе. А если их не торопить, они довольно успешно могут заниматься и долго не уставать.

Иначе мы должны вести себя с подвижными детьми. От них следует добиваться, прежде всего, качества исполнения задания, особенно на начальном этапе обучения навыкам работы на компьютере (как и в любом другом деле), предоставляя им достаточное количество упражнений для закрепления навыка.

По мере утомления в процессе компьютерных занятий изменяется и поведение ребенка, что также проявляется индивидуально.

У инертных детей увеличивается пассивность, которая отражается на позе (полулежа, лежа, иногда с задиранием ног, с поиском опоры у стола и т. п.), в потере интереса к занятию, в увеличении двигательной активности (ерзанье, частые перемены позы), в снижении настроения и др.

У подвижных детей утомление сказывается иначе, как правило, с преимущественным повышением нервно-мышечной напряженности. Проявляется оно в виде увеличения двигательной активности (вскакивание с места, прыжки, хлопки в ладоши и т. п.) и в усилении эмоциональных реакций (смех, плач, вскрикивание, пение, разочарование, бурное веселье и т. п.).

Итак, уже по внешним признакам можно определить состояние ребенка и осуществить контроль над его поведением. Сделать это может любой взрослый, будь то воспитатель, преподаватель или кто-то из родителей.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|