email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Кошелек на вырост

Воспитываем разумное 
отношение к деньгам

Журнал: №4 (42) 2011 г.
Рисунок: Екатерина Толстая

Принято считать, что тема денег не очень приличная, это что-то из другого мира, куда детям совсем не обязательно совать свой нос. Однако именно такое отношение к материальным ценностям зарождает денежные комплексы с детства, независимо от того, в какой семье растет ребенокбогатой или бедной. Избежать этих комплексов и связанных с ними проблем должны помочь родителиглавное, не опоздать!

«Мам, у меня деньги закончились», — сказал мне семилетний сын, когда мы приехали навестить его в пионерский лагерь. В прошлом году в этот лагерь я давала ему 300 рублей, и что-то из этой суммы он привез обратно, а в этом дала 400, но деньги уже кончились, хотя впереди еще чуть меньше половины смены. Понятно, что все было потрачено на сладкую ерунду в киоске лагеря, и мне не было жалко денег, просто я поняла, что сын стал старше, а в вопросе распределения денег был некомпетентен. К этому моменту это был чуть ли не единичный случай его самостоятельного распоряжения выделенными ему денежными ресурсами. И нам не приходилось общаться на эту тему, но сейчас, чувствуя слабость в этом вопросе, я решила обратиться к литературе. Как доступно рассказать ребенку про деньги, как научить его распределять полученные средства и с какого возраста допускать его к этим средствам?

Проявление интереса к деньгам начинается косвенно, после первого «Купи!» в торговом центре. Но, конечно, в 2–3 года ребенок вряд ли поймет ваши рассказы о денежной ценности, а вот поиграть в магазин дома вполне можно. С этого момента закладываются первые понятия того, что вещи и продукты не берутся с прилавка просто так. 

Лет с четырех имеет смысл почаще брать ребенка с собой за покупками. Активно демонстрируйте ему ситуацию купли-продажи, включайте в нее малыша: пусть сам отдаст деньги кассиру и получит сдачу. Все это дает ему возможность почувствовать себя личностью, выступающей в такой «взрослой» ситуации на равных с мамой и папой. 

В 5—6 лет ребенку уже требуется большее ощущение независимости и самостоятельности. И в этом деньги могут и должны сыграть благую роль. Можно начинать учить его соотносить покупательную способность денег, обращайте внимание на ценники, пусть сам купит молоко или хлеб — под вашим присмотром, естественно. Мой пятилетний сын, периодически находя монетки, спрашивает, что он может приобрести на них. Вводя некий элемент игры, я пытаюсь объяснить разницу между копеечками и рублями, но не уверена, что он полностью понимает рассказанное, думаю, его волнует пока именно вопрос самостоятельной покупки сладостей, а не денежная система страны. 

А вот ребенок, вступающий во взрослую школьную жизнь, уже готов к принятию элементарной информации о финансах. Вполне можно объяснить ему основные понятия и даже подключить его к участию в семейных обсуждениях предстоящих покупок, учить рассчитывать бюджет. Как видите, я немного опоздала с этим разговором с моим ребенком, т.к. не видела в этом острой необходимости. Но раз у моего сына появился доступ к деньгам, личные траты, — такая беседа стала очень важна, тем более что он начнет ходить в школу и деньги для него будут еще одним символом его самостоятельности. 

Психологи рекомендуют попробовать рассчитать вместе с ребенком его предстоящие расходы, что он захочет купить: булочку в школьном буфете, наклейки, журналы. Очень хорошо, если вы предложите ему покупать самостоятельно ручки, тетради, линейки и прочие предметы его школьного обихода — это приучит его серьезнее относиться к своим вещам и не терять по три карандаша в день. Таким образом, можно прикинуть сумму его карманных денег, соотнося детские пожелания с реальными возможностями семьи. Итак, отвечая на вопрос, когда же начинать давать деньги, можно сказать, что с того момента, как ребенок начинает испытывать потребность в самостоятельной трате денег, осознает, что это такое, то есть, с того момента, когда он хочет иметь свои деньги, — они должны у него быть. И как правило, это возникает с началом учебы в школе. 

Подытожив, можно выделить основные правила, которых советуют придерживаться психологи:

• Деньги даются детям, когда они им нужны.

• Предоставьте ребенку определенную сумму на карманные расходы. Денег не должно быть слишком мало — чтобы ребенок не чувствовал себя постоянно ущемленным, не экономил бы на всем, но и не должно быть много — чтобы не сформировать небрежного к ним отношения. Скажем так, достаточно для того, чтобы дети могли выбирать — купить конфету или жвачку, наклейку или сувенир маме, в дальнейшем сходить в кино или купить книгу и т.д. 

• Сумма должна быть фиксированной. Что бы ни случилось, никогда ничего не добавляйте к выданной сумме: вам же не платят вторую зарплату, если первую вы потеряли или неудачно потратили.

• Деньги должны выдаваться на определенный промежуток времени, желательно небольшой, например на неделю: рассчитывать на месяц вперед он еще не способен. Кто-то в семь лет сможет распланировать свои покупки на неделю, а кто-то и в 10 лет будет все тратить в первый день — точные возрастные рамки здесь указать невозможно.

• На начальном этапе перед выдачей денег надо проговаривать, на что ребенок будет эти деньги тратить, и выдавать только на определенные покупки.

• Впоследствии оставьте за малышом полное право распоряжаться своими деньгами по его разумению. Только самостоятельно человек сможет научиться рационально расходовать деньги, рассчитывать свои возможности, соизмеряя их со своими желаниями.

• Следующий этап — выдача ребенку денег не только на его нужды, но и на мелкие хозяйственные расходы. Хорошо, если у вас есть домашнее животное, — выдавая определенную сумму, закладывайте в нее, скажем, корм для рыбок. Это дополнительно поможет формированию ответственности.

• Естественно, сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребностей ребенка. Но каждое прибавление должно детально обговариваться. 

Принято считать, что тема денег не очень приличная, это что-то из другого мира, куда детям совсем не обязательно совать свой нос. Однако именно такое отношение к материальным ценностям зарождает денежные комплексы с детства, независимо от того, в какой семье растет ребенок — богатой или бедной. Маленький человек, не вступивший вовремя в мир денег, не освоившийся в нем, так и пойдет по жизни с проблемами. Для него окажется сложно не только зарабатывать и тратить, но и вступать в любые отношения, особенно сопряженные с деньгами. Если ребенок просит вас купить что-то недоступное на данный момент, не стесняйтесь объяснять ребенку, что требуемой суммы у вас нет — только говорите об этом спокойно, не жалуясь и не попрекая: он должен понимать, что деньги есть не всегда, что их может не хватать. Ваши стеснение и недоговоренности в этих вопросах породят у ребенка комплексы: ведь проблемы взаимоотношений с миром финансов у ребенка — продолжение ваших комплексов и проблем.

Деньги тоже воспитывают. Обязательно ненавязчиво поговорите с ребенком о доходах и расходах семьи, о том, как зарабатывают деньги мама и папа, о богатых и бедных. Даже если у вас нет материальных проблем, семья обеспечена, все-таки не спешите удовлетворять сиюминутные желания ребенка: ведь ему необходимо научиться хотеть и ждать. Пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление огородить детей от материальных проблем может воспитать у детей иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи. И другая крайность — постоянные разговоры о деньгах, преувеличение их значимости могут воспитать алчность и зависть. Трудная задача родителей — найти золотую середину. 

Возвращаясь к теме карманных денег, я для себя выделила еще несколько важных моментов, так как последовательный и рациональный подход в этом вопросе очень важен: 

• Деньги как средство наказания использоваться не должны. Не нужно «штрафовать» ребенка за плохую учебу или плохое поведение. А вот если он что-то сломал или выбил окно — пусть поучаствует в компенсации. 

• Не уменьшайте бюджет ребенка без крайней необходимости. Однако, разумеется, если в семье материальные затруднения, то и ребенок должен вместе со всеми в чем-то себя ограничить.

• Не давайте денег за хорошее поведение, оценки или помощь родителям дома. «Оплачивая» детям вклад в семью, его заботу о близких людях или отличную учебу, мы можем вырастить эгоистов, «потребителей», не способных на бескорыстную отдачу.

• Недопустимо сначала дать ребенку денег, а потом забрать их под благовидным предлогом.

• Не осуждать то, как распорядился деньгами ребенок. Раз потратил — значит, так считал нужным. Именно для этого и были даны ему деньги. Так, кстати, вы сможете определить «зрелость» ребенка в отношении к деньгам — не растрачиваются ли все тут же, покупается что-то полезное, а возможно, какая-то часть сберегается, что-то вкладывается с целью преумножения.

По этому поводу в своей книге «Легко ли быть папой» Кевин Нельсон пишет: «…сами служите хорошим примером. Не стоит все время покупать новые игрушки вместо сломанных или новую одежду вместо потерянной на улице. Деньги не безграничны. Докажите, что не деньги вами правят, а вы деньгами. Когда вы учите ребенка, как обращаться с деньгами, дело не только в деньгах, но и в других жизненных ценностях. Детям нужно уметь тратить деньги. Они живут в сложном и суровом мире. И умение обращаться с деньгами выработает у них уверенность в себе и находчивость, они будут меньше зависеть от родителей. Они научатся самоограничению и дисциплине. Они поймут важную истину — невозможно получить абсолютно все, что тебе хочется, приходится от чего-то взять лишь часть, а от другого вообще отказаться. А еще то, что можно многого добиться, если разумно распоряжаться тем, что имеешь…» Там же рекомендуется еще один подход к распределению выдаваемой суммы, который я тоже возьму себе на заметку, — разбить с ребенком его «денежное довольствие» на три статьи расходов:

1. Немедленные траты — ребенку захотелось купить в магазине какое-то лакомство, книжку или диск. Если он станет просить деньги у вас, вы поинтересуетесь, есть ли у него деньги в его сбережениях. Если есть, то пусть сам себе покупает. Если нет, что ж.

2. Краткосрочные расходы и подарки друзьям вашего ребенка — статья бюджета, которую до сих пор вы оплачивали сами. Теперь он будет делать это самостоятельно или частично с вашим участием. 

3. Долгосрочная часть – накопительная, на что-нибудь дорогостоящее, но очень желаемое ребенком, например, на одежду, музыкальное или спортивное оборудование. 

В нашей стране практика финансовых отношений между родителями и детьми не закреплена статистически. Все очень индивидуально и зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста. Для состоятельных родителей проблема заключается в том, чтобы не давать слишком много. Хотя практика показывает, что они-то часто и не дают детям большие суммы. Так, Рокфеллер выделял своим детям очень ограниченные финансы, что принуждало детей постоянно подрабатывать на свои нужды. Больше балуют своих отпрысков представители так называемого среднего класса. В неполных семьях или семьях, где родители слишком заняты своей работой, бизнесом, карьерой и проводят мало времени с детьми, суммы получаемых детьми денег также бывают очень значительными. Таким образом родители пытаются загладить свою вину перед детьми. Но это неправильный подход, ребенку нужно родительское внимание и любовь, а не подарки и деньги, которыми родители пытаются это заменить. 

Что же касается людей со скромным достатком, то, к сожалению, нередко они слишком стараются, чтобы дотянуть своего сына или дочь до каких-то норм. И хотя дети всегда знают, сколько получают от своих родителей их сверстники, и хотят иметь столько же, не надо бояться объяснять ребенку сложности финансового положения семьи, непременно подчеркнув, что это никак не отражается на возможности ребенка построить материально обеспеченную жизнь, когда он станет взрослым. Вы даете столько, сколько можете, но обязательно даете! И постоянно подбадриваете ребенка, что он сам, несмотря ни на что, может добиться в жизни очень многого. 

Однако дети могут расти и в одинаковых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к финансам. Один человек может прочно стоять на ногах даже при совсем незначительных средствах, потому что умеет распоряжаться ими, а другой вечно будет находиться на краю банкротства, хотя и зарабатывает в десять раз больше. В большинстве случаев отношение это закладывается уже в самом «зеленом» возрасте. Для меня как для мамы очень важно выработать это правильное отношение детей к тому, что они получают от нас, родителей, — не лишая их чего-то, но и не балуя. Я не хочу, чтобы любовь и уважение ассоциировались у них с денежным эквивалентом наших затрат на них. Надеюсь, что, сформировав у детей правильные понятия о деньгах, мы сможем вырастить самостоятельных, разумных и думающих людей, как бы высокопарно это ни звучало. Здравый смысл – главный помощник в формировании детского отношения к денежному вопросу, а средства, выдаваемые ребенку, это способ обучения, при помощи которого родители помогают ребенку освоить все финансовые навыки, которые потребуются ему во взрослой жизни. Теперь я знаю, с чего начать, открывая своим детям мир материальной независимости, надеюсь, что и вы узнали для себя что-то новое и полезное. 

Интересно:

В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок — 1,5–2 евро, 10-летний — 10–12 евро, а с 13 лет — уже 20 евро, 15-летний подросток — 25–30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф. В Америке психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет — 6 долларов в неделю, 10 лет — 10 долларов и т.д. В России таких рекомендованных размеров нет.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|