email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Пять видов «лени»

Дети с минимальной мозговой дисфункцией

Журнал: №1 (75) 2017 г.
Рисунок: Е: Бухалова

Медикам, психологам и педагогам хорошо известно, что в последнее время физическое и психическое здоровье школьников резко ухудшается. Все больше детей испытывают трудности обучения по программе массовой общеобразовательной школы. Специалисты объясняют это тем, что на фоне экологического и социального неблагополучия многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными к учебе с точки зрения их психофизического развития.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) – наиболее легкая форма церебральной патологии, возникающая вследствие самых разнообразных причин. Проявляется в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Причины ММД весьма разно-образны: перинатальная патология, недоношенность, инфекционные и токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма, наследственные факторы, травма шейного отдела позвоночника и т. д.

Симптоматика ММД

В дошкольном возрасте трудно отделить детей с ММД от неорганизованных, отвлекающихся детей. Но в школе повышенные требования начинают предъявляться именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены.

Отсутствие способности длительно концентрировать внимание, отвлекаемость, невозможность справиться с заданиями, требующими аккуратности и усидчивости. Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение. 

Быстрая умственная утомляемость, сниженная работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать), трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память. 

Цикличность интеллектуальной деятельности: время, в течение которого ребенок может продуктивно работать, незначительно (5–15 минут), по истечении которого мозг ребенка «отдыхает» какое-то время (3–7 минут), затем умственная активность восстанавливается. В момент отдыха ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию. Для восстановления умственной работоспособности ребенку необходим сон. 

Частые смены настроения, эмоциональная лабильность, раздражительность, импульсивность (у некоторых детей). В любую минуту у ребенка может возникнуть ярость, злость, агрессивность.

Низкий уровень развития социальных функций – инфантильность (иногда). В этом случае ребенок предпочитает играть с детьми младшего возраста, может негативно относиться к сверстникам, когда его не принимают в игру.

Нарушения функции речи или задержка ее развития. Некоторые дети в начальной школе вообще не могут читать или писать, плохо различают близкие по написанию буквы.

Вегетативные нарушения – обмороки, головокружения, головные боли.

Нарушения координации движений. Так, в раннем детстве ребенок постоянно спотыкается, падает. Неловкость может сохраняться и в старшем возрасте.

Двигательное беспокойство и синкинезии пальцев рук, иногда отдельные мышечные подергивания. Отсюда проблемы с постановкой руки, почерком. 

Использование современных методик и наблюдение за детьми с ММД позволили выделить психологические особенности разных типов. 

Астеничный тип 

В эту группу попадают дети с повышенной умственной утомляемостью, которая выступает основой их дефекта вообще. Однако среди астеничных детей далеко не все тихие, ослабленные, утомленные. Есть дети вполне нормально развитые физически. Повышенная истощаемость может быть xapaктерна только для их интеллектуальной деятельности. 

Учителя выявляют астеничных детей довольно быстро, замечая, как те «выключаются» на уроках. Дети сидят с отсутствующим взглядом, смотрят «в никуда». 

Объем кратковременной и оперативной памяти у астеничных детей очень мал. Астеничные дети обычно отличаются бедностью образной сферы, сферы представлений. В силу своей ограниченности внутренний опыт этих детей бывает очень специфичным. Поэтому они часто выглядят необычными, кажутся задумчивыми, уходят в себя, нередко дают странные, нестандартные ответы. 

Возможность нормализации работы мозга, в первую очередь, зависит от общего состояния здоровья ребенка.

Реактивный тип 

Эти дети выглядят исключительно деятельными, но фактически это двигательная расторможенность вынужденная, неуправляемая, сочетающаяся с повышенной переключаемостью и утомляемостью. 

Присутствие учителей или родителей не является для реактивных детей сдерживающим фактором.

Именно реактивные дети доставляют больше всего хлопот, неприятностей учителям и родителям, но и сами при этом сильно страдают. Постепенно их окружает барьер отторжения. Это порождает агрессию. Их судьба во многом зависит от отношения к ним окружающих, особенно членов семьи. 

Обучаемость у реактивных детей объективно лучше, чем у астеничных. Среди них нередко встречаются действительно оригинальные, талантливые дети. 

Память у них может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания неизвестно, что и в какой последовательности в ней оседает.

Обычно необходимо медикаментозное лечение, уменьшающее реактивность, чтобы дети этого типа могли без конфликтов посещать школу.

Ригидный тип 

Обычно дети этого типа хорошо видны по внешним поведенческим признакам (замедленность действий, речи, реакций). Эти дети отличаются высокой утомляемостью. Иногда поведение ригидных детей не выглядит тормозным, но их интеллектуальная деятельность всегда характеризуется замедленной врабатываемостью и плохой переключаемостью.

Родители и учителя пытаются бороться с медлительностью ригидных детей, так как видят, что они «только долго раскачиваются, но потом-то могут быстро работать». Тем самым еще больше увеличивают период врабатывания. Учителя считают, что эти дети могут работать, когда захотят, поэтому и ругают их за плохое выполнение контрольных работ, особенно простых и коротких.

Память у детей этого типа обычно бывает в норме. Устойчивость и концентрация внимания могут быть средними. Слабым местом является очень плохая переключаемость.

Активный тип 

По внешним поведенческим проявлениям дети, относящиеся к активному типу, могут быть похожи на неорганизованных, импульсивных, увлекающихся детей без ММД. Они включаются в деятельность, но работают недолго, так как быстро утомляются и не могут произвольно регулировать свою работоспособность. По-этому их часто ругают за лень, безволие, нежелание потрудиться, довести начатое дело до конца. 

У активных детей с ММД всегда страдает точность работы, часто значительно ухудшаясь к концу. Они начинают работать быстро, но удержать темп и восстановить его после падения не могут. 

Короткие самостоятельные работы дети этого типа могут писать очень хорошо, длинные – плохо. Таких детей постоянно воспитывают и в школе, и дома. Их не считают тупыми, как ригидных, или хулиганами, как реактивных. От них не пытаются избавиться. Напротив, они кажутся способными, но ленивыми.

Если изначально не было педзапущенности, то развитие интеллекта активных детей в школьные годы не страдает. Память у них тоже бывает в норме, но объем оперативных процессов относительно мал, поэтому учатся дети этого типа неровно. 

Субнормальный тип 

В поведении дети этой группы не отличаются чем-то особенным. Выделить их можно только на основании тестирования. Эти дети работают на средней или хорошей скорости, которая несколько возрастает и потом слегка падает в конце. Ошибки могут появляться почти сразу, и количество их нарастает так быстро, что точность выполнения оказывается низкой. 

Дети этой группы также повышенно утомляемы, хотя с помощью волевого самоконтроля могут несколько корректировать свою деятельность. Отключаются они значительно реже, чем представители других типов, но также не замечают этого. Объем оперативной памяти и мышления у них мал, произвольное внимание развито слабо, при этом интеллект, как правило, не страдает. 

Работа мозга этих детей нормализуется довольно быстро, к 3–5-му классу. Это наиболее благополучная, близкая к норме группа. 

Рекомендации родителям и учителям

При мягком, замедленном вхождении в школьную жизнь у большинства детей уже к концу второго года обучения отмечается существенная нормализация работы мозга. К концу 4-го класса нормализация часто бывает полной, программа – усвоенной, личностное и эмоциональное развитие проходит без травм, не искажается невротизацией. Чтобы это произошло, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Исключить умственную перегрузку. Вообще, многие дети большую часть учебного времени находятся в состоянии крайней усталости. Поэтому, прежде чем дополнительно заниматься тем или иным предметом с отстающим ребенком, надо выяснить причины этого отставания. 

Снизить требования к аккуратности и усидчивости. К примеру, индикатором функционального состояния ребенка является почерк: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.

В процессе обучения необходимо освободить этих детей от всякой второстепенной работы. Так, бывает, ребенок старается отсчитывать клеточки в тетради по математике сверху и слева, устает от напряжения и работать уже совсем не может.

Не оставлять этих детей в группе продленного дня, так как они нуждаются в отдыхе от школьных занятий и от общения с другими детьми. Почаще включать этих детей в творческие занятия. 

Формировать у этих детей навыки осмысленной работы с учебным материалом. Для этого ребенок должен освоить науку выделения в тексте самого главного, то есть научиться обобщению.

Родители должны быть готовы к тому, что в обучении детей основную роль играют домашние занятия. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное.

Обучение чтению должно предшествовать формированию навыков письма. Если у ребенка еще не сложился комплексный зрительно-звуковой образ слова, то при письме он будет кое-как перерисовывать слова по буквам. При этом главное – понимание, а не проговаривание вслух.

Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность. 

Если учитель видит, что ребенок выключился, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать. 

Монотонная, неинтересная работа утомляет детей с ММД так же, как любая другая. Этим они отличаются от детей с ЗПР. Последние любят простую, монотонную работу, так как она им понятна и по силам, и с удовольствием, без утомления ею занимаются. 

У детей с ММД часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Когда учителя или родители сталкиваются с подобным явлением, им кажется, что дети поступают так по какому-то злому умыслу. Взрослые не могут понять, почему ребенок вдруг ничего не помнит из того, что он недавно сам правильно делал или отвечал. 

Дома у ребенка обязательно должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг. Как только ребенок начинает перебирать карандаши, менять ручки, снимать-надевать тапки, надо сразу прекращать занятия, даже если он позанимался всего десять минут. Необходимо оставить ребенка в покое и минут через пять вернуться к урокам. 

Родителям желательно находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы возвращать его к занятиям, сам он этого может и не делать.

Не следует с первых школьных дней приучать ребенка работать самостоятельно – он все равно не сможет. Родителей это очень тревожит, тем более что и учителя настаивают на самостоятельности. 

Самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения – не выпускать ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается.  

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|