email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Ловец слов

Задержка речи у детей

Журнал: №3 (77) 2017 г.
Рисунок Е. Васильевой
Каждая мама мечтает услышать первое слово малыша! Ждет, что скоро они смогут болтать о любимых играх, делиться впечатлениями на прогулке, вместе мечтать и сочинять сказки… Однако статистика показывает, что современные дети начинают разговаривать значительно позже, чем их сверстники 20–30 лет назад, и число таких малышей растет с каждым годом. В чем подвох?

Основная сложность, связанная с речевым развитием, – задержка речи. Для постановки диагноза требуется профессиональная оценка логопеда, однако заметить наличие трудностей в состоянии любой взрослый человек. И чем раньше, тем лучше.

Что же такое «задержка речевого развития» (ЗРР)? Это отставание в овладении речевыми навыками в возрасте от двух до четырех лет.

Причины обычно делят на две группы. 

Первая – соматические заболевания. Известно, что после болезни организму требуется время для восстановления, период затишья для того, чтобы набраться сил для дальнейшего развития.

Вторая группа причин – это стрессы, сильные эмоциональные переживания и страхи ребенка. В последнее время специалисты отмечают завышенные требования мам и пап к развитию детей. Родители хотят воспитать гениального, необыкновенного ребенка. Не видя проблем малыша, начиная не совсем правильно общаться, они перегружают его занятиями и завышенными ожиданиями. В результате ребенок замыкается в себе, становится робким и пассивным. Слишком строгий тон и чрезмерная настойчивость лишь тормозят развитие. Если вспомнить простых деревенских бабушек, которые ничуть не хуже дипломированных педагогов умели раскрыть способности внучат, становится очевидно, что спокойное внимание и доброжелательность – лучшие помощники в деле развития ребенка, и поговорка «Верная указка – не кулак, а ласка» тому подтверждение.

Отличается от речевой задержки другое нарушение – задержка психоречевого развития (ЗПРР). При такой патологии основная проблема кроется в психике ребенка, при этом неравномерно развиваются внимание, память и мышление. Речь малыша в таких случаях страдает как следствие психологических трудностей. Дети с задержкой психоречевого развития находятся в сфере компетенции неврологов. Если эта проблема не решается, то к четырем годам она часто перерастает в общее недоразвитие речи или задержку психического развития. Такие нарушения требуют специальных занятий, а зачастую и обучения по специальным программам.

Притом что описанные разграничения выглядят достаточно просто и понятно, адекватная диагностика нарушений развития ребенка – дело трудное, требующее мастерства. Специалисты психолого-медико-педагогических комиссий подходят к этому делу ответственно. Здесь важна и личность специалиста, и время обследования, и периодическое наблюдение динамики развития малыша. На деле встречается множество ситуаций, когда к задержке речевого развития примешаны соматические заболевания, нарушения слуха и зрения. Именно поэтому для родителей важно найти специалиста, который смог бы войти с ребенком в контакт, создать доверительные отношения, подобрать подходящие методики и игрушки, чтобы малыш смог продемонстрировать все, что умеет.

Этапы речевого развития

От года до полутора лет происходит развитие речи: от разнообразного лепета с забавными монологами – к произнесению конкретных слов. Во второй половине первого года жизни словарный запас увеличивается, и в конце первого года жизни малыш, как правило, может сказать до десяти простых слов: «мама», «папа», «дядя»...

После года ребенок учится называть разные предметы, он жаждет узнать новые и новые наименования. В течение второго года жизни уже понимает множество слов и знает названия почти всех окружающих предметов. Он еще не может сказать все, что понимает, но его речевая активность неуклонно растет.

С двух лет малыш уже может использовать речь по ее прямому назначению, то есть для общения с людьми. Он уже составляет слова во фразы и предложения. Важное достижение этого возраста состоит в том, что у ребенка начинает получаться объединять предметы по схожим признакам. Это возраст появления вопросов «почему?» и «как?».

Как помочь малышу?

Эксперты советуют родителям начинать общаться с ребенком с… периода беременности. Ну а уж когда младенец появляется на свет, важно как можно больше говорить с ним, слушать, откликаться на плач, смех, лепет, агуканье. Дети, окруженные доброжелательным вниманием, реже испытывают трудности в развитии речи.

Когда малышу исполняется два-три месяца, можно прибегать к разнообразным игровым упражнениям: пальчиковым играм, потешкам, массажу пальчиков и ладошек. Главное – играть регулярно и самим проявлять активность. Однако не стоит слишком усердствовать, пяти минут вполне достаточно.

Кроме того, специалисты рекомендуют ограничить просмотр телевизора или заменить его качественными аудиозаписями, которые несравнимо эффективнее развивают и воображение, и фантазию, и речь.

Позже, подрастая и приближаясь к годовалому возрасту, ребенок, как правило, уже умеет активно грызть и жевать. В этом возрасте необходимо следить, чтобы малыш умел снимать пищу с ложечки губами. Все эти умения служат успешному развитию речи. Они тренируют положение языка и мышцы речевого аппарата ребенка.

Весьма полезно в занятиях с детьми вспомнить и народную педагогику. В качестве поддержания речевой активности не забывайте зарождать и поощрять эмоциональные реакции ребенка! В помощь взрослым подойдут такие проверенные веками стихи, как пестушки. Само слово «пестушки» происходит от древнего «пестовать», что означает нянчить, растить, воспитывать. Это короткие приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем, такие как пробуждение, умывание, одевание, еда. Пестушки важны и своим содержанием, и ритмом. Вот одна из таких народных присказок.

Ой, лады-лады-лады!

Принес заинька воды,

Дай нам, заинька, водицы,

Нашей деточке умыться!

Вот как умываемся!

Вот как улыбаемся!

Попробуйте найти и рассказать малышу несколько пестушек, и вы увидите, как они помогут и вам, и ему!

В возрасте от двух до трех лет родителям важно наблюдать динамику развития малыша. Давно известно, что дети развиваются скачкообразно. В этот период как раз происходит колоссальный скачок: словарный запас увеличивается от двухсот до тысячи слов, то есть ребенок осваивает в среднем по два-три новых слова в день! Однако не стоит гнаться за точными цифрами, ведь у каждого свой темп. Логопеды учитывают индивидуальные особенности и поэтому отмечают, что разница в темпах может отличатся на три – пять месяцев. Важная информация об окружающей жизни может быть набрана малышом, отложена в его «копилку», но не сразу проявиться. Как любому человеку, ребенку нужно время, чтобы осмыслить информацию, особенно когда ее много. Задержка может быть связана и с чрезмерной загрузкой речевой сферы, когда взрослые слишком большое внимание уделяют только речи.

Стоит помнить, что речь – это моторика, особый вид двигательной активности, в которой участвуют и язык, и рот, и мышцы лица. Поэтому такая деятельность, как лепка, подвижные игры, рисование, – тоже тренировка моторики, помогающая речи развиться.

Полезно для тренировки речи и надувание мыльных пузырей: это одновременно и развлечение, и развивающая работа. Вариант посложнее – подуть в трубочку на кляксу, раздуть ее в разные стороны и пофантазировать, что же в результате получилось? Зайка, волк или, может быть, неизвестный зверь? А как его зовут?

И, конечно же, очень важным и нужным этапом речевого развития являются всевозможные детские «почемучки» и ответы на них. Отмечайте, задает ли ребенок вопросы, интересуется ли окружающим миром и, конечно же, продолжайте разговаривать с ним, показывая пример! Любознательный и целеустремленный малыш даже при наличии трудностей, но при поддержке родителей и педагогов сможет справиться с любой трудной задачей!  

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|