email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Собрание тревожных мыслей

Утерянные инструменты обучения

Журнал: №4 (24) 2008 г.

Дороти Ли Сайерс (1893–1967) известна в России преимущественно как автор детективных повестей. Только такая известность не отдает должного человеку, который, будучи филологом-медиевистом, перевел «Божественную комедию» Данте и написал серию апологетических статей о христианстве. Как и ее единомышленников и друзей К.С.Льюиса, Дж. Толкиена, О. Барфильда и других, Дороти заботили проблемы того типа образования, которое в Великобритании называется «классическим христианским». Представляем вашему вниманию фрагмент статьи «The Lost Tools of Learning», написанной в 1947 году и, тем не менее, как кажется, звучащей для нашего заинтересованного читателя вполне современно.

Конечно, совершенно непростительным является то, что я, чей опыт преподавания крайне ограничен, берусь рассуждать на темы образования. Но к такому поведению современное общественное мнение вполне благорасположено. Епископы высказываются по вопросам экономики, биологи – о метафизике, химики-неорганики – о теологии, самые неподходящие люди назначаются в высокотехнологические министерства, а неученые простаки пишут в газеты, чтобы сказать, что ни Эпштейн, ни Пикассо понятия не имеют о технике рисунка. До определенных пределов и при условии наличия некоторой скромности в подобных суждениях эти суждения приемлемы – слишком узкая специализация не слишком хорошая вещь. Но есть и еще одна великолепная причина, почему совершенный дилетант может быть вправе судить об образовании. Ведь если и не все мы учителя, все мы однажды были учениками. И даже если мы ничему особенно не научились, возможно, – и в особенности если ничему не научились – наше участие в дискуссии об образовании будет весьма ценным.

Однако слишком маловероятно, чтобы предлагаемые здесь мною реформы могли быть осуществлены. Никто – ни родители, ни учебные заведения, ни экзаменационные комиссии, ни административные комитеты, ни министерства образования не снизойдут на согласие с этими мерами ни на минуту. Потому что эти реформы потребовали бы следующего: если мы хотим, чтобы наше общество было обществом образованных людей, чей разум в состоянии быть свободным от непростых влияний современности, то тогда мы должны повернуть колесо прогресса вспять на четыреста-пятьсот лет, к моменту, когда образование только начало терять из виду свои настоящие цели, а именно к концу Средних веков.

Прежде чем вы перестанете внимать мне, подобрав к случаю подходящую фразу: автор – реакционер, мечтатель, средневековый романтик, laudator temporis acti (певец прошедших времен) или иное что, – я попрошу вас обратить ваше внимание на несколько, казалось бы, несвязанных вопросов, которые, возможно, возникают в глубинах сознания каждого из нас и иногда выныривают на поверхность, чтобы вызвать беспокойство.

Также Вы можете :