email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Хорошая книга выстраивает личность

Сам собой ребенок читателем не станет

Журнал: №3 (15) 2006 г.
Интервью с Оксаной Леонидовной Кабачек, кандидатом психологических наук, заведующей отделом социально-психологических проблем детского чтения Республиканской Детской государственной библиотеки 

– Литературное образование и образование человека в целом невозможно представить без чтения. Оксана, что есть книга для ребенка, с точки зрения специалиста по проблемам детского чтения?

– Ответ на поверхности: конечно, это развитие в самом широком смысле. Это развитие мышления, умение переработать информацию, сложную и подчас противоречивую. Это с одной стороны. С другой стороны, художественное произведение есть некая модель жизненных и даже смысложизненных отношений, квинтэссенция нравственных ценностей. Ребенок вслед за автором проигрывает, проживает определенные жизненные ситуации, способы поведения, чувства, мысли, установки и отношения между героями, осознает связь поступков, их последствий, соглашаясь или не соглашаясь с автором… Он узнает в обстоятельствах героя литературного произведения свои собственные жизненные ситуации, мысли и чувства – мысленно присваивает его жизненный опыт, талантливо организованный автором. Для ребенка открывается возможность эмоционального и интеллектуального сотворчества. 

Если ребенок не читает, или ребенку не читают, или читают низкопробную литературную продукцию, то в 6–7 лет начинаются нарушения в развитии, от эмоциональных до интеллектуальных. Он плохо вписывается в школьную жизнь, ему тяжело со сверстниками, с родителями, ибо он выпадает из той культурной среды, которая через литературу помогла бы ему даже выправить имеющиеся дефекты. Культура выправляет даже биологические несовершенства!

Также Вы можете :