email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Воспитать культуру выбора

или разумное отношение к компьютеру

Журнал: №4 (36) 2010 г.
Как воспитать в ребенке разумное отношение к компьютеру? Может ли ребенок почерпнуть пользу из социальных сетей? Какие умения и навыки формирует компьютер? Не задает ли игра негативный тон отношения к компьютеру как к большой игрушке? Эти и другие вопросы волнуют как родителей, так и педагогов.

На вопросы журнала отвечает Александр Владимирович Леонтович, кандидат психологических наук, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

– Многие из нас наслышаны о детской компьютерной зависимости, когда ребенок настолько погружается в компьютерный мир, что общение с ним предпочитает всем остальным видам коммуникации. Взрослые, естественно, озабочены, не произойдет ли это и с их ребенком? Как воспитать в ребенке разумное отношение к компьютеру?

– Во-первых, сразу хочу сказать, что в появлении компьютера нет ничего страшного и принципиально нового — это нормальный, сравнимый с другими новшествами этап в жизни человечества. На протяжении развития всех цивилизаций наблюдались качественные скачки в техническом развитии общества, такие как, например, изобретение книгопечатания или с развитие железнодорожного, автомобильного и, наконец, авиационного транспорта. Даже подумать, что дня на два можно будет на конференцию слетать, например, в Америку — когда-то было невозможно: туда надо было добираться дней десять, и обратно столько же.

Мне сдается, при появлении всех этих технических новшеств люди их так же ругали, как сегодня ругают компьютеры, говоря о том, что они что-то разрушают в жизни человечества, что от этого только вред, и т.д. На мой взгляд, это связано в большей части с консерватизмом общества, с тем, что освоение новых технических средств всегда требует определенного труда, приложения интеллектуальных усилий. На это не все готовы: старшее наше поколение далеко не все освоило тот же компьютер, ту же электронную почту.

Компьютер — это новый инструмент, который позволяет многие рутинные вещи делать легко и просто. Например, очевидно же, что сейчас можно со всем миром в течение десяти-пятнадцати минут сделать несколько циклов переписки, тогда как раньше письма шли очень подолгу. Благодаря Интернету мы можем узнать о каком-то событии буквально через несколько минут после того, как оно произошло: компьютер делает людей разных стран и разных культур ближе друг к другу. Информация распространяется более свободно — здесь, конечно, есть свои преимущества и свои недостатки, и это требует новых правил общения между людьми. Но все-таки все это способствует открытости общества.

– Если появление компьютера можно назвать революцией, сопоставимой с изобретением печатного станка, то его польза должна была быть несравнимо больше, чем то, что мы наблюдаем сегодня в нашем обществе.

– Естественно, что любое явление в человеческом обществе имеет всегда две стороны: отрицательную и положительную. Отрицательная его сторона в современном рыночном мире, да и вообще всегда, связана с тем, что производитель чего бы то ни было: журнала или машины, заинтересован в получении максимальной прибыли. И как раз это является чаще всего лейтмотивом во всей его деятельности.

Проблема в том, что по закону средних чисел максимальное количество людей, которые покупают тот или иной товар, обладают средним вкусом и средними притязаниями. Поэтому наиболее выгодным для продажи оказывается товар среднего уровня, а на элитарных вещах прибыли не сделаешь — для них нужны спонсоры. Тот же закон работает и в компьютерном производстве, поэтому мы наблюдаем бум разработки и продаж посредственных игр, эксплуатирующих низменные стороны человеческой души.

Также Вы можете :