email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Испытание талантом

Разговор с протоиереем
 Валерианом Кречетовым

Журнал: №2 (40) 2011 г.

Что в бытующих представлениях о таланте является правильным? Какова природа таланта, данного человеку? И все ли люди наделены талантом? Есть ли разница в реализации своего таланта и в реализации себя как личности? На эти вопросы отвечает наш постоянный автор протоиерей Валериан Кречетов.

— Отец Валериан, наш сегодняшний разговор пойдет о раскрытии талантов в ребенке. Талант — нечто чрезвычайно важное, и этой проблеме неспроста уделяется в нашем обществе столь много внимания. Хорошо бы знать: что в бытующих представлениях о таланте является правильным. Какова природа таланта, данного человеку? И все ли люди наделены талантом?

— Человек рождается не по собственной воле — Господь дает ему жизнь, дает разные способности: говорить, слышать, видеть, чувствовать. И рождается ли он мужского рода или женского — это первый ему дар от Бога, первое назначение человека от начала жизни. 

Иногда дарований у человека бывает очень много, тогда говорят: «Человек одаренный», но такому человеку много труднее разобраться, что же в нем главное. Слава Богу, гениальных, то есть очень одаренных людей не так много, иначе все бы запутались. Но и совсем без дарования никто не рождается. 

Все, что дается человеку от рождения — дается для того, чтобы он употребил это для духовного своего совершенствования, в результате которого должен наследовать жизнь вечную, и, по преданию Церкви, восполнить число падших ангелов. Поэтому главное, не забыть, что назначение человека — прожить в этом мире так, чтобы войти в жизнь вечную. Бог дает нам бессмертную душу, дает ей много дарований, но эта душа предназначена жить в вечном блаженстве с Богом. Не отвращаться от Бога — вот что самое главное в нашем существовании.

Известно высказывание: «Человек рожден, чтобы умереть», не законченное, на мой взгляд. Вернее было бы сказать: «Человек рождается, чтобы умереть для греха, а жить для Бога», как мы и читаем из Апостола при Крещении: «Мертвым убо быти греху, живым же Богови о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим.6:11).

Будучи в Греции, в одном монастыре я увидел такую надпись, которая по-русски звучит так: «Если умрешь прежде, чем умрешь — то не умрешь, когда умрешь». Видимо, в этом и есть смысл смерти и жизни.

Всем дарует Господь таланты, даже художественный талант в большей или меньшей степени дается Создателем, и во всех трудах рук человеческих видна рука Неба.

Как говорит Николай Сербский (прекрасно говорит!) в своей книжечке «Царев завет»: «На святых Небесах никакие человеческие дела не ценятся сами по себе, но только по побуждению на них и по качеству воли, с которыми те дела сделаны», — то есть по произволению нашего сердца. Другими словами то же объяснял преподобный Серафим: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа».

Так что все дарования человека, все его таланты, какими бы они ни были: музыкальный ли, художественный ли, талант ли рукоделия или ума, — имеют истинную ценность, только если направлены во благо, для стяжания Царствия Небесного! И все, что дается человеку, должно служить именно этой цели, а не тому, чтобы на земле создать, построить что-то или написать. Города, дворцы, дороги, машины, книги, изобретения, приборы всевозможные и механизмы — само по себе пусто.

Также Вы можете :