email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Устами ребенка

Первые ступени к овладению речью

Журнал: №3 (59) 2014 г.
Рисунок М. Ивановой

Первые слова малыша — это всегда запоминающееся событие для всей семьи. Но если этих слов все никак нет, тогда как все ровесники уже заговорили, — это серьезный повод для тревоги. Как понять, есть причины беспокоиться или «все идет по плану»? И каков он, этот «план»?

Первые голосовые реакции ребенка совершенно отчетливы. Появление на свет в норме сопровождается криком новорожденного, и первые месяцы жизни дети плачут достаточно много. У начальных голосовых проявлений новорожденных существует сугубо психологическая функция, которая состоит в том, что с их помощью выражается состояние малыша. На первом месяце жизни с помощью крика и плача ребенок выражает лишь свое негативное состояние. В результате последовательного развития ребенка эти голосовые явления постепенно приспосабливаются для выражения позитивных эмоций, а затем, при нормальном развитии, превращаются в речь.

Характеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и звуки речи, совершается на тех же частотах, а значит, крик, воспринимаемый органами слуха ребенка, стимулирует активность речевых зон коры головного мозга. В крике малыша преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок.

На протяжении первых месяцев жизни крик приобретает второе сигнальное значение, так как он вызывает те ответные действия взрослых, которые требует данная ситуация. На каком бы языке ни говорили мать и в будущем ее ребенок, он, до того как овладеет речью, издает звуки, по которым мама может понять, что он голоден, у него что‑то болит. Но этим звукам его никто не обучал; он их издает не потому, что хочет что‑то сообщить. Малыш лишь непроизвольно выражает ими то или иное свое состояние. И именно эти звуки образуют основу для возникновения в будущем первых слов.

Также Вы можете :