email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

С кого начинается Родина?

Разговор со священником по теме номера

Журнал: №3 (65) 2015 г.
Рисунок Е. Толстой

«Патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняю-щее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество», – писал Лев Николаевич Толстой еще в начале прошлого века. Так ли это? Можем ли мы согласиться с великим писателем? И существует ли иной, хороший патриотизм и в чем он заключается? Об этом, а также о том, как суметь разобраться в своих чувствах по отношению к родной стране, мы беседуем с протоиереем Максимом ПЕРВОЗВАНСКИМ, клириком московского храма Сорока Севастийских Мучеников.

– Отец Максим, в Священном Писании неоднократно встречается мысль о том, что для христианина его подлинным отечеством должно быть Царствие Небесное, что православные не должны делиться на разные нации, поскольку для Бога «нет ни эллина, ни иудея». Как это сочетается с нашим пониманием патриотизма? Должен ли верующий человек быть патриотом своей земной Родины?

– Когда апостол Павел говорит о том, что у христиан нет национальности, он имеет в виду то, что мы все равны перед Богом. Ведь до Нового Завета был Ветхий Завет, где говорится о народе богоизбранном. Некоторые религиозные течения и сейчас делят людей на «своих» и «чужих». Например, по этой причине вас без зазрения совести могут обмануть цыгане: для них вы люди второго сорта. В этом смысле христианство как раз утверждает, что независимо от того, в какой стране или в какой семье ты родился, ты в равной степени с другими «имеешь доступ» к Христу. Да и Небесное отечество у христианина есть в том смысле, что мы все создания Божии. То есть, притом что христианин должен стремиться к горнему миру, земную любовь никто не отменял, а значит, и патриотизм, поскольку это любовь к своей земной Родине.

Также Вы можете :