email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Как учиться риторике

Практическое занятие

Журнал: №2 (34) 2010 г.

Мы уже не раз обращались к риторике — искусству красноречия, незаслуженно забытому многие годы и возрождаемому сейчас. На сей раз перед нами пример практического занятия по составлению классического рассуждения — хрии.

Каждый мало-мальски думающий человек понимает: он оценивается по его речи. И каждый мечтает научиться хорошо говорить. Одному кажется, что это талант (и это так!), другой думает, что это — искусство, а всякому искусству можно научиться (и это тоже так!), третий справедливо полагает, что риторика — наука, а всякая наука требует усилий, чтобы почерпнуть ее знания… Как же учиться и стать риторически образованным человеком?

Выскажем несколько тезисов-советов, а затем составим речь — так, как ее классически составляли учителя риторики.   

Тезис первый: чтобы стать хорошим оратором, надо быть хорошим человеком (Марк Фабий Квинтилиан, I век н.э.). Это слова Марка Фабия Квинтилиана, основателя европейской педагогики, который в «Двенадцати книгах риторических наставлений» писал о том, что «не просто хорошей речи, но всех добродетелей от оратора требую». Итак, в основание ораторской речи должен быть положен нравственный критерий, оценивающий оратора прежде всего как vir bonus, то есть как «мужа добродетельного». Каждый из нас знаком с этим критерием на своей собственной практике: каким бы «обаятельным и привлекательным» ни был иной оратор, он оценивается по тому, насколько он честен, правдив, скромен, бескорыстен. Если слушатель чувствует, что это не так, какие бы риторические ухищрения ни придумывал оратор, успеха ему не видать. Учитель Пушкина в Царскосельском лицее Николай Федорович Кошанский полагал, что кроме силы ума и чувств необходимо еще иметь «желание общего блага» — если его не будет, красноречие будет не истинным, а ложным.

Тезис второй: красноречие основывается на подлинном знании и образованности. «Истинным оратором может быть только мудрец…» (Цицерон). «Знания всех наук» требовал в «Кратком руководстве к красноречию» М.В. Ломоносов. То есть всякое красноречие, основанное не на знании, представляется «игрушкой», правда, «игрушкой» опасной, ибо ценой этих игр (а Comedy club состязается не в чем другом, как в красноречии) становятся развлечение, расслабление и, в конце концов, растление. Ложные идеи при владении риторикой могут одурманить и обмануть и одного слушателя, и толпу, и целый народ. Самый яркий пример — Гитлер, но не он один, и даже в нашей недавней истории сколько обманутых ожиданий связано с яркими ораторскими личностями, имевшими ложные убеждения и идеи!..

Тезис третий: красноречие питает всю личность человека, ибо какую бы сферу деятельности мы ни взяли, везде требуется «царственное Слово», и искусство речи необходимо в каждом виде деятельности для его оптимальной организации. Слово человека — та лакмусовая бумажка, по которой проверяются и которой выражаются ум, чувства, интеллект, эрудиция, делается окончательный вывод о человеке. Говорят, что о человеке судят по его делам, но слово — тоже «дело», поступок, и когда говорят о соответствии слова выполненному делу, то именно оно, слово, лежит в основании замысла и осуществления любого деяния. Этот третий критерий назовем стилем личности — он дает обобщающий вывод о человеке в целом. Включим сюда не только собственно «слова», но все, что может знаково, семиотически говорить о сущности человека: его внешний облик, взгляд, интонацию, жесты, мимику.

А теперь — практические советы, которые автор не столько «сочинил», сколько переработал, позаимствовав у классиков риторики. Условно назовем эти советы «Манифестом ритора» — именно его я предлагаю проанализировать, прежде чем мы напишем первую речь по образцу хрии. Ведь риторика — не празднословие, а наука и искусство, которые требуют продумывания и оценки. Итак:

1. Ритор — прежде всего достойный человек, добивающийся речевого успеха честным путем и открытыми доказательствами. Это не повтор первого тезиса, но прокомментируйте самостоятельно: что такое говорить «достойно»? Как вы понимаете «успех»? Что значит «открыто», а не «скрыто»? Есть о чем поговорить и так развивается содержание всякого доказательства…

2. Красноречие слагается из многих знаний и стараний, поэтому ритор трудится вдохновенно и стремится к знанию. Комментарий: а что такое вдохновение? 

3. Основания красноречия суть страсти (М.М. Сперанский), поэтому ритор тренирует волю и наводит на аудиторию нужные эмоции, настраивается на бодрое и энергичное общение. Прокомментируйте: как тренировать волю и есть ли она у вас как у оратора? Можно ли воспитать бодрость и энергию или это врожденные качества?

4. Богатство языка есть богатство мыслей» (Карамзин). Комментарий: где брать мысли, если самое трудное — найти что сказать? Книги, родители, учителя, друзья — все, от кого можно научиться чему-то хорошему, положительному. Но затем — собственное творческое изобретение идей.

5. Риторика — не краснобайство, она требует подготовки, эрудиции, опыта и тренировки. Дальнейший комментарий и вопросы к самому себе или слушателям вы придумаете сами, размышляя: что такое краснобайство? Какой должна быть подготовка (не могу не сказать словами Цицерона, что «перо — наилучший наставник красноречия»)? Что такое эрудиция? Как добывается опыт?

6. Всякую речь, которую вы произносите публично, желательно предварительно готовить или продумывать. К импровизированной речи надо быть готовым внутренне, энергетически. 

7. Старайтесь говорить спокойно, отчетливо, достаточно громко, но не крикливо, приманивайте к слушанию.

8. Если вы читаете доклад, чувствуйте, что обращаетесь к людям, а не к бумажке, на которой написан текст выступления. 

9. Ритор использует только литературные слова и выражения, без лишних иностранных заимствований, стремится к богатству слов и выражений.

10. Произносите речь не словами, а фразами. Ваши фразы связаны, и каждую из них завершайте четко и ясно.

11. Пауза — великое проявление мастерства. Выделяйте паузой наиболее значимые слова и формулировки. Держите паузу: вы — не телеведущий экономических новостей… Долой пулеметность речи!

12. Активно интонируйте свою речь — делайте акцент на главных словах, добивайтесь выразительной музыки речи. 

13. Помните о зрительном контакте со слушателями. Не бойтесь взглянуть им в глаза, переводите внимание с одного лица на другое, фиксируйте заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных, контролируйте реакцию аудитории.

14. Постарайтесь сказать все, что намеревались. Пусть завершение речи будет энергичным и оптимистичным. Подъемом голоса и завершающей интонацией покажите, что сказали все, что хотели сказать, и не забудьте поблагодарить за внимание.

15. И пожалуйста, контролируйте время вашей речи: научитесь не говорить лишнего и не мучить людей своими речами. Ведь речь насильно действует на организм слушателя — предел этому насилию должен быть положен своевременно.

Чувства страха и волнения, о которых так часто говорят как о факторах, мешающих выступлению, должны стать помощниками, если научиться использовать их творчески и ответственно. Ведь страх — не отчаяние, помните, что «страх Божий — начало премудрости», даже у Аристотеля в «Риторике» при анализе страстей страх определен как некоторого рода надежда, а значит, надо уповать на то, что все у вас получится… Мешающий же страх, который назовем стрессом от предстоящего выступления, побеждается волевым сосредоточением на смысле, внутреннем проговаривании будущего выступления. Страх улетучивается, когда оратор научается владеть собой и думает о том, как донести слушателям смысл своей речи, а не о том, как он выглядит в глазах публики, получается ли у него сегодняшняя речь и т.д. Волнение при этом становится творческим катализатором, помощником, усиливающим действенность речи.

***

Теперь — практическая речь, которую назовем учебной, и от этого она может вам показаться несколько искусственной. Но наша задача — показать, как можно самостоятельно заниматься риторическим образованием, в частности, составлением речей, которое поможет вам в самых разных обстоятельствах вашей жизни. Ведь чего часто не умеют наши «ораторы»? Распространить и продолжить ту или иную мысль... Именно этому искусству обучали учителя риторики — как изобретать мысли и слова. Причем в дальнейшем одни из теоретиков словесного искусства, выученные риторикой, критиковали эти методы обучения за их «схоластику» (таковыми были Белинский и Добролюбов), другие отстаивали их творческий характер (как учителя царскосельских отроков Кошанский и Галич), но победили первые, требовавшие словами Тургенева: «Аркадий, друг, не говори красиво». Вот и не говорим…

Итак, одним из методов обучения было составление речи по хрии. Хрия — это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определенном порядке. Хрия является классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи.

Темой хрии избиралось обычно какое-либо изречение, либо афоризм, либо пословица. В сущности же можно избрать любое положение, которое предстоит доказывать, и применять к нему рекомендуемые топосы — смысловые модели доказательства и распространения содержания речи. 

Традиционный порядок хрии таков:

1. Приступ (вступление). Задача вступления — овладеть вниманием, расположить слушателей, настроить на восприятие речи. Во вступлении нередко указывалось на лицо, которому принадлежит данная мысль.

2. Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения).

3. Причина, объясняющая, почему данное положение верно.

4. Опровержение, то есть доказательство от противного.

5. Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).

6. Пример (подтверждение мысли примером).

7. Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника).

8. Заключение (вывод).

В классической русской школе учились писать по хриям — так оттачивали свое мастерство и Ломоносов, и Пушкин, и Гоголь. Справедливо критиковалось формально-рассудочное следование композиционному порядку, заведенному в хрии, — и действительно, речь может начинаться с самых разных частей: и с примера, и с афоризма, и со сравнения, и с объяснения причины, но педагогическая сила хрии состояла в том, что она учила систематическому мышлению и позволяла полностью исчерпать предмет, о котором говорилось в речи. 

В качестве примера возьмем строчку из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство две вещи несовместные…» — и попробуем построить рассуждение или доказательство по образцу хрии.

/Приступ/: 

Эти слова принадлежат Моцарту, который говорит их Сальери, не подозревая, что через несколько минут лучший друг, измученный завистью к гению композитора, бросит отравленное кольцо в его бокал. Впрочем, для нас сегодня это также слова Пушкина — русского гения, чьи мысли проникали во все тайники человеческой души. Пушкина, который гениально прозревал и тайну музыкального вдохновения, и бессилие завистника, чувства которого не позволяют быть гением, несмотря на упорство и трудолюбие.

/Определение: кто такой гений, кто такой злодей/

Гением по происхождению древние называли существо, представляющее средостение между божеством и человеком. Божественное начало требует от гения, чтобы он, во-первых, служил добру, любви, истине, красоте, во-вторых, чтобы он в этих качествах становился как бы над природой человека. Поэтому когда сегодня мы говорим о каком-то человеке: «он — гений», то словно приравниваем его к чему-то сверхчеловеческому, божественному.

Напротив, злодейство связано с совершением человеком чего-то недостойного, неподобающего, лживого и безобразного — противоположного истине, любви, добру и красоте. Само слово «зло-дей» — означает «человек, делающий зло». 

/Причина/ 

Добро и зло сосуществуют в мире, но могут ли они существовать мирно? Не могут. Может ли в одном человеке уживаться доброе и злое? Как это ни странно, но уживается. Ведь совершаем же мы и хорошие, и плохие поступки, человек в какие-то минуты может быть добрым и ласковым, в какие-то — злым и грубым. Но в том-то и дело, что злое и доброе не существует одновременно: нельзя одно и то же считать плохим и в то же время хорошим. В человеке могут соседствовать хорошие и плохие качества, но одни качества — добры, а другие — порочны.
Нельзя предательство, с одной стороны, оправдать, а с другой — осудить. Можно представить трудные обстоятельства, которые привели к предательству. Но на то человек и человек, чтобы противостоять обстоятельствам. Поэтому гений и злодейство как добро и зло несовместимы.

/Доказательство от про­тивного/

Представим, что необыкновенный талант, гениальность соединились со злым поступком или качеством, например, «гениальным» назван какой-то злой поступок. Тогда гений, добро, красота перестают быть гением, добром, красотой… Следовательно, противоположное невозможно. Представьте, что человек, которому вы верили и внутренне называли его «гениальным», вдруг открылся вам с дурной стороны — вы уже не будете доверять такому человеку.

Как важно в такие минуты не потерять ощущения «гениальности» как божественного начала собственной души, способности возродить веру в доброе и прекрасное для новой жизни и настоящего дела. Конечно, мы все терпим разочарования, но для этого в нас и вдохнуто добро как «гениальное» начало. 

/Сравнение/

Божественное и дьявольское, доброе и злое, свет и тьма, радость и горе, любовь и ненависть не могут существовать одновременно. А как же, вы спросите, полутьма или светотень? Или бывает так: светит солнце и идет дождь; или к одному и тому же человеку мы испытываем и чувство любви, и неприятие его недостатков… Но здесь следует говорить о полутонах и противоречиях в целостном понимании и оценке чего-то. «Гений» же пушкинского Моцарта — это апофеоз добра и света, творческой красоты, истинного труда, а «злодейство» — противоположное им предательство и мрак завистливой души. Поэтому гений и злодейство — это свет и тьма, радость и безнадежность, веселость созидания и отчаяние творческого бессилия. 

/Пример/

Возьмем любого гения или злодея — мы увидим, что гений потому столь ценится и сохраняется в памяти народной, что он — не злодей, а сохранение памяти о злодее никогда не связано с понятием гениальности. Кого же из гениев возьмем в пример, придав этому слову изначальный смысл? Пушкин как гениальный поэт? Ломоносов — как гениальный ученый? Чайковский — как гениальный композитор? Репин — как гениальный художник? Сколько можно назвать людей, чьи жизнь и творчество приближаются в нашем сознании к чему-то сверхчеловеческому, божественному, гениальному! И конечно, эта гениальность Бого-вдохновенна, она есть следствие Божественной благодати. Перебирая факты биографии, труда, разве мы найдем что-нибудь «злодейское», порочащее? Мы можем найти противоречивые факты в биографиях этих людей как простых смертных, но если анализировать результаты их творческого труда (а именно их надо оценивать!), то они позволяют сказать, что никогда в своих произведениях гении русского искусства – в слове ли, в музыке ли, в живописи ли, в науке — не вставали на сторону зла. 

С другой стороны, ни одного «выдающегося» злодея не назовешь «гениальным». Можно совершать необыкновенные, удивляющие современников или потомков поступки, но если эти поступки имеют следствием зло, то они никак не подойдут под характеристику вдохновленных свыше… Могут ли быть названы гениальными Иван Грозный или Иосиф Сталин? Если деяния сомнительны, то они не гениальны.

/Свидетельство – мнение авторитетного лица/ 

Сократ говорил: «Назначение гениев — быть истолкователями и посредниками между людьми и богами. Гении передают богам молитвы людей, а людям — наказы богов. Благодаря гениям вселенная связана внутренней связью». Этой внутренней связью достигается продолжение культуры, молодое поколение получает знание от предшественников, а гении творят новое, добиваясь этой внутренней связи.

Примером гения у Сократа служил бог Эрот, который стремится к доброму, истинному и прекрасному. Значит, мир покоится на добре, к которому стремятся «гении», а добро, конечно, отторгается от всего злого.

/Заключение/

Итак, гений — это необыкновенное проявление способностей в творении доброго, истинного и прекрасного. Зло не может соединяться с добром и в представлениях людей никогда не соотносится с понятием гениальности.

Отсюда и простой, столь необходимый вывод: хочешь совершить в жизни что-то необыкновенное, удивительное, хочешь, чтобы жизнь твоя не была серой, тусклой, банальной, стремись к свету и разуму, добру и мудрости. И тогда — не исключено — на тебя прольется божественный свет вдохновения («так, неожиданно, слегка») и ты будешь награжден искрами гениальности.

***

Дорогие друзья, попробуйте свои силы в написании подобных речей по образцу хрии — так, как учили Ломоносова, Пушкина, Гончарова и Тургенева. Предлагаем вам несколько тезисов на выбор, а лучшие сочинения-речи опубликуем в следующих номерах нашего журнала:

1. В жизни — море зла, а добра — океан. (Архимандрит Рафаил)

2. За счастьем ездят за моря, а оно — в нашем сердце. Ищи счастье в собственном твоем сердце.

3. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро)

4. Что бы ни случилось, не теряй бодрости… (Л. Толстой)

5. Счастье тому бывает, кто сам себе умом и трудом помогает.

6. Наука быть счастливым проста: люби свои обязанности и ищи в них наслаждения. (Мотвиль)

7. Бессмертной души нельзя напоить водою земных удовольствий: эта вода только усиливает жажду в бедной душе. (Архиепископ Черниговский Филарет)

8. Бессмертие — цель человеческой жизни. (Тема сочинения в Царскосельском лицее)

9. Чтобы быть счастливым, надо быть благочестивым.

10. Знание без нравственной основы ничего не значит. (Л. Толстой)

11. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. (А.П. Чехов)

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|