email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Семейный выбор

Школьник или ученик?

Журнал: №5 (67) 2015 г.
Рисунок Е. Толстой
Семейное образование имеет в России давние традиции, но современным родителям известно об этом немного. Стоит ли выбирать домашнее обучение и какие трудности ждут мам и пап, решившихся на этот шаг, расскажет психолог Екатерина БУРМИСТРОВА.

Несмотря на то что семейное образование имеет в России давние традиции, о нем современным родителям известно немного. Да и родительский выбор этой формы обучения в полном смысле слова выбором назвать нельзя. Очень часто семья переходит на домашнее обучение не потому, что считает этот метод эффективным, а потому, что возможность учиться дома предоставляет хотя бы какой-то выход из сложившейся трудной ситуации. Например, после переезда в новый район родителям пришлось отдать ребенка в ближайшую школу, а ребенок в новый коллектив по каким-то причинам «не вписался» или попал под дурное влияние, и т. д. Вот папа с мамой и решают: пусть ребенок годик-другой поучится дома, а потом пойдет в «сильную» гимназию, до которой уже сможет самостоятельно добираться. Случается и так, что у ребенка есть проблемы в обучении, и мама под влиянием положительных отзывов знакомых решает: лучше я буду со своим ребенком заниматься сама. При этом она мало представляет себе, какие же трудности ждут родителей, решившихся на этот шаг без серьезного изучения вопроса.

Чему учат только в школе

Тем, кто решился забрать ребенка из школы, необходимо знать, что школа – это не только образование и знания, это еще и общение, социализация. Дома вы можете легко компенсировать образовательную составляющую, вы можете даже дать своему ребенку больше знаний, информации, чем он получил бы на уроках в школе. Но сможете ли вы компенсировать ребенку ежедневное отсутствие общения со сверстниками? Как психологу мне важно понимать, что родители, которые обучают своих детей дома, знают об этой проблеме и пытаются как-то ее решать. То есть они готовы формировать какую-то среду общения для ребенка, устраивать ему регулярные встречи с детьми и взрослыми не в семье, чтобы он научился выстраивать горизонтальные связи. Очень часто у детей-«семейников» образовательная подготовка хорошая, а вот социализация низкая: ребенок отказывается от общения со сверстниками, у него нет друзей. Это происходит оттого, что у ребенка нет достаточного опыта общения, ведь в школе он каждый день волей-неволей по нескольку часов проводит в окружении сверстников. 

Что касается ситуации с многодетными семьями, то хочу подчеркнуть, что общение с братьями-сестрами не заменяет ребенку общения с ровесниками. Братско-сестринская компания – разновозрастная, там заведомо прописаны роли: кто старший, кто младший. Конечно, это тоже общение, но оно другое. Здесь ребенку не нужно добиваться чьего-то расположения, учиться находить точки соприкосновения, приспосабливаться к чьим-то недостаткам. А для того, чтобы найти себе друга, как раз эти качества и оказываются очень важными. Бывает, конечно, что ребенок ходит в школу, а все равно не может себе завести друзей, но это уже другая ситуация. Что же касается семей, выбравших для себя домашнее обучение, им необходимо позаботиться о том, чтобы найти ребенку компанию детей, близких ему по возрасту. Такую компанию можно найти в кружке или в студии, в храме, во дворе. Иногда семейное образование выбирают несколько семей сразу, и тогда получается небольшой коллектив – это удачный выход из ситуации.

Скованные одной цепью 

Еще одно очень важное умение, которое трудно компенсировать ребенку, не ходящему в школу, – отсутствие у него должной степени самостоятельности. Школьник, который регулярно ходит на занятия, спокойно проводит без родителей целый день. Пускай не всегда ему приятно находиться в школе, но он остается в ней один, понимая, что в любой момент должен суметь постоять за себя. У детей, которые остаются на домашнем обучении, гораздо более часто, чем у тех, кто ходит в школу, формируются симбиотические отношения с родителями. То есть ребенок гораздо дольше, чем обычно, сохраняет потребность в присутствии рядом мамы. Да и мама, став заложником этой ситуации, гораздо дольше не может отпустить ребенка от себя. Таким образом, и ребенок, и мама застревают на детской стадии отношений. 

 Совсем не значит, что такая ситуация возникает всегда, но тем не менее она встречается достаточно часто. Чтобы отношения между родителем и ребенком продолжали развиваться сообразно возрасту, несмотря на то, что ребенок много времени проводит дома с родителями, важно создавать ситуации, когда ребенок оставался бы один. Не все могут оставить своих сына или дочь дома одних, но можно отпустить его погостить к родственникам или друзьям, отправить одного в какую-нибудь поездку и т. д. Родитель должен думать и искусственно создавать ситуации, позволяющие развивать самостоятельность у ребенка. У тех детей, которые ходят в школу, этот навык развивается сам собой. У ребенка на домашнем обучении для нормального дальнейшего развития степень самостоятельности должна быть не ниже, а выше, чем у школьников, иначе есть риск возникновения больших проблем в отношениях с родителями, и не только. 

Помимо социальной, очень важно формировать у ребенка и учебную самостоятельность. Речь идет о том, что родитель не должен сидеть дома и выполнять задание вместе с ребенком. Школьник должен уметь самостоятельно прочитать и осмыслить урок, выполнить задание по образцу и т. д. Он должен освоить все типы учебной деятельности, которые дети осваивают в школе. 

В то же время очень часто на домашнее обучение переводят детей с образовательными проблемами: неумением сосредотачиваться, гиперактивностью и др. Дети, которые требуют к себе повышенного внимания, обучаясь в домашних условиях, в большой степени рискуют оказаться в учебной ситуации целиком зависимыми от мамы. Они готовы работать, только когда мама рядом: стоит ей отойти, как ребенок перестает что-то понимать. Такое случается и когда ребенок учится в школе. Но если он учится дома, мама должна быть особо внимательной к тому, чтобы ребенок учился работать сам. При необходимости следует обращаться за помощью к специалистам: дефектологам, психологам, логопедам. 

Мама – учитель?

Совмещение роли учителя и родителя – сложная история. Если в начальной школе это как-то еще возможно, то в подростковом возрасте лучше этого не делать, только по просьбе ребенка, потому что у учителя и родителя абсолютно разные социальные роли. Совмещение этих ролей очень часто приводит к возникновению конфликтов, что значительно затрудняет социализацию ребенка в этом возрасте. В средней школе лучше либо приглашать учителей домой, либо отказаться от домашнего обучения, потому что в этом возрасте общение и социализация для ребенка важнее, чем собственно знания. Если маме позволяет образование, она может освоить методику и преподавать что-то довольно успешно, но социальную роль авторитетного взрослого человека она сыграть не сможет. То, что от самого неталантливого педагога ребенок воспримет легко, будет вызывать сопротивление, если будет исходить со стороны мамы. Редчайшим парам «мама – ребенок» удается этого конфликта избежать. 

Очень важно, чтобы в жизни ребенка фигура учителя была, и она была бы отдельной. В его жизни в этом возрасте должен появиться еще один взрослый человек, имеющий авторитет, и этот человек может для него стать более важным, чем родитель. В случае семейного обучения это репетитор, тренер, учитель-кружковод. Но после семи лет такая фигура должна появиться. А в подростковом возрасте учителей должно быть много, и они должны быть интересными и разными. Должны быть «злые» и «добрые» учителя – как разные модели отношений, которые ребенок учился бы выстраивать. Если мы обратимся к истории, то заметим, что и до революции, несмотря на то, что ребенок начинал учиться дома, у него были учителя («немец», «француженка» и т. д.). Хотя чему-то могли ребенка учить и родители (чтение, арифметика, музыка), но крайне редко родитель заменял собой учителя. Не говоря уже о том, что в десять лет ребенка отдавали в гимназию, и если семья жила в имении, а не в городе, то ребенок нередко всю неделю находился вне дома. 

Безусловно, есть мотивированные, способные дети, которые могут заставить себя самостоятельно заниматься и не испытывают особых академических трудностей. С такими детьми совмещение роли учителя и родителя проходит без особых проблем. Но если у ребенка трудности в обучении, то с родителем в качестве педагога, скорее всего, их будет еще больше. 

Готовимся к вузу

Коснемся популярного в последние годы экстерната и связанных с ним проблем. Нужно сказать, что если это выбор самого ребенка, то есть он понимает, как распорядится своим учебным временем дома, куда будет двигаться дальше, то это уже значит, что он взял от школьной системы все возможное, он уже социализован. Действительно, очень часто невозможно совместить интенсивную учебу в школе и серьезную подготовку к поступлению в вуз. Если ребенок это осознает и готов самостоятельно двигаться к цели – за него можно только порадоваться. Но если родители считают, что сыну или дочери готовиться в вуз лучше дома, а ребенок готов ходить в школу, где у него есть среда общения, то я бы не советовала родителям в старшей школе принимать решения о смене формы обучения без согласия ребенка. 

В завершение темы хотелось бы отметить, что успешность домашнего образования в значительной степени зависит от того, насколько организован сам ребенок и насколько готов родитель самостоятельно организовать своему ребенку насыщенную, интересную жизнь, которая бы с лихвой компенсировала недостаток школьного общения. По своему опыту скажу, что среди тех, кто выбирает домашнее обучение, таких семей достаточно много. 

Кроме того, домашнее обучение хорошо как промежуточный этап, как подспорье в какой-то сложной ситуации, когда нужно подготовиться для поступления в более сильную школу, колледж или вуз. Когда ребенок находится на домашнем обучении не очень долго, это время он может использовать очень эффективно, тем более если перед ним стоит конкретная цель.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|